Без рубежей
Мате не пьешь, откуда сила?

Необычный чай пришёл к нам из Южной Америки

Если правда, что первые римляне были вскормлены молоком волчицы, то жители Южной Америки вспоены мате. Этот напиток, имеющий, согласно древним преданиям, сверхъестественное происхождение, - отрада аргентинцев, а также парагвайцев, уругвайцев и бразильцев. Но сегодня мате можно попробовать и в Москве.

Словом «мате» в обиходе обозначают и сам напиток, и исходный продукт, и сосуд, из которого пьют. Чтобы расставить все по своим местам, начнем с ботаники, а именно с растения падуба, высушенные и измельченные листья которого служат основой для приготовления напитка. Это вечнозеленое дерево достигает высоты 10 метров и более. Второе растение - лагенария, именуемая также бутылочной (посудной) тыквой. Из ее плодов, вычищаемых внутри, а затем высушиваемых в течение недели, делают сосуды для питья мате.

Первоначально сосуды были только тыквенными. Впоследствии их стали делать также из бычьего рога, дерева, фарфора, фаянса, стекла, керамики, пластмассы, железа, серебра и даже золота. Но самый хороший мате - тот, который приготовлен в традиционной тыкве.

Два других обязательных в ритуале мате атрибута - бомбилья и пава. Бомбилья - металлическая трубка с дырчатым фильтром на нижней оконечности и мундштуком. Пава - металлический сосуд с носиком и ручкой (так и хочется написать «чайник», но мате все же не чай). В паве нагревают воду, чтобы сделать настой.

Кто «изобрел» мате?

Существует версия, согласно которой Всевышний в сопровождении св.Иоанна и св.Петра отправился в путешествие по земле и, проделав долгий путь, оказался в аргентинской провинции Мисьонес. Однажды попали они на ранчо, где жил бедный старик с дочерью. Хозяин не узнал странников, тем не менее предложил им все лучшее, что у него было, даже зарезал для них единственную курицу. Желая отблагодарить хозяина за радушие и видя, какую нежность испытывает тот к дочери, Господь, посовещавшись со святыми, дал обещание: девушка обретет бессмертие, и ей вечно будут благодарны люди, которым она принесет дар, укрепляющий здоровье и услаждающий вкус. Этот дар, гласит легенда, и есть трава мате.

А вот парагвайский мате известен еще как «чай иезуитов». Этому монашескому ордену принадлежала ведущая роль в колонизации земель в долинах Параны и Уругвая: с 1610 по 1767 год здесь существовало государство иезуитов. Монахи создали тридцать поселений («редукций»), в которых обучали, воспитывали и заставляли усердно трудиться сто тысяч индейцев.

Поначалу привычка коренного населения пить мате вызывала резко отрицательное отношение миссионеров. Один из них - падре Диего де Торрес, выступая перед трибуналом инквизиции в Лиме, осудил обычай местных жителей как «дьявольский предрассудок», воспринятый индейцами «по сговору с сатаной и его прямому наущению».

Гонения на «нечистое зелье» продолжались до тех пор, пока к мате не пристрастились сами монахи. И не просто пристрастились, но еще и захватили в свои руки торговлю травой, и разбили первые культурные плантации для ее выращивания. Произошло это в середине XVII века.

Зеленая кровь

- Этот напиток - источник здоровья, эликсир долгой жизни, - утверждают сегодня аргентинские специалисты. - В нем содержатся витамины A, B, C, железо, фосфор, марганец, кальций, много хлорофилла. Мате очень питателен, он стимулирует сердечную деятельность и очищает кровь, предупреждает ревматизм, подагру, анемию, избыточное образование холестерина и артериосклероз. Это - пищевой продукт и лекарство одновременно, и вполне заслуженно его иногда называют «зеленой кровью»...

Старинный обычай пить мате, окружен помимо всего прочего, множеством примет и народных поверий. Есть даже своеобразный «язык мате», которым пользуется девушка, подающая только что приготовленный напиток молодому человеку. Язык мате - это язык любви, в чем можно убедиться из следующего словарика:

сладкий мате - дружба
горький мате - безразличие
мате с жженым сахаром - симпатия
пенистый и душистый мате - пылкая любовь
мате с патокой - «мне больно, что ты грустишь»
мате с корицей - «я думаю о тебе»
очень горячий мате - «я тоже сгораю от любви»
мате, закрытый крышкой - «от ворот поворот» и т.п.

Язык мате построен по тому же принципу, что и известный в Европе язык цветов, но приготовить мате с соответствующим подтекстом - несколько сложней, чем составить букет или послать исполненную тайного смысла карточку в игре «флирт цветов»...

В заключение несколько практических советов, как делать напиток. Известно три способа приготовления мате: вымачивание (в холодной воде), отваривание (в кипящей воде) и настаивание (в горячей воде). Последний способ - самый распространенный, дающий, как считают знатоки, оптимальный эффект.

Если заваривать траву кипятком, то из нее сразу же будут извлечены все содержащиеся в ней вкусовые, ароматические и питательные элементы. В результате этого порошка хватит всего на один раз. Но ведь задача как раз заключается в том, чтобы пить напиток неспешно, чтобы его смаковать...

Два-три глотка, и добавляется вода - нагретая, но не доведенная до кипения. Еще два-три глотка - и вновь из павы доливается жидкость. При этом мате заново настаивается, все полнее раскрывая свой «букет». И так пять-шесть раз, потом истощившийся порошок заменяется свежим.

Что же касается вопроса, какой из сортов мате предпочесть, то здесь рекомендации давать трудно. Существуют тысячи торговых марок, и только опытнейший дегустатор способен разобраться в нюансах, которыми они друг от друга отличаются. Начинающему же любителю первостепенное внимание следует обратить на то, как купленный исходный продукт правильно приготовить и употребить.

Мате бывает сладким или горьким - то есть с сахаром или без. Считается, что горький мате - напиток гаучо, мужчины. Он также хорош для одинокого человека, поскольку располагает к размышлению. Сладкий же мате более пристало пить женщинам и детям.

Питье мате - ритуал, тонкости которого зачастую непонятны стороннему человеку. Например, по бытующему поверью, тот, кто делает первый глоток свеженастоенного напитка, дурак. Поэтому люди обычно отказываются от такого почина. Если же кто-нибудь соглашается, то должен обязательно оговориться: «Дурак - не я, а тот, кто им пренебрегает».

Принято, кроме того, выплевывать первый глоток или выливать на землю немного воды из павы. Однако суеверные люди предупреждают: ни в коем случае нельзя наступать на пролитый мате. Чтобы этого не произошло, надо сразу же вымести его или бросить в огонь. Иначе не будет больше мате, а будут только слезы и нищета.

Привычка к парагвайскому чаю, однажды приобретенная, становится неотвязной и труднопреодолимой. Думаю, что европейцу, прибывающему в Южную Америку туристом, в не слишком долгую командировку или на временное жительство, лучше ей не заражаться. Но попробовать мате стоит. А вдруг понравится...
 

Владимир РЕЗНИЧЕНКО,
Буэнос-Айрес - Рио-де-Жанейро - Москва
вернуться к рубрикам номера
Copyright © 1997-2003 ЗАО "Виктор Шварц и К"