Дипломный прейскурант
Как будущему студенту не промахнуться в выборе платного образования
Вся система профессиональных образовательных учреждений
сегодня делится на две конкурирующие части - государственную и коммерческую.
Но принцип взаимоотношения со студентом во всех платных учебных заведениях,
как государственных, так и коммерческих, чаще всего один: ты платишь, мы
учим. К сожалению, сам факт внесения денег еще не гарантирует, что образование
будет качественным. Соответственно, возникают основные вопросы: сколько
платить и за что.
В последнее время стали известны случаи неожиданного прекращения
деятельности того или иного коммерческого вуза. Как правило, они изначально
носят очень громкие названия международных университетов или академий и
якобы специализируются на подготовке специалистов наиболее популярных профессий
- финансистов, юристов, психологов, журналистов. Формы обучения предлагаются
- вечерняя или заочная. После двух-трех лет «просветительской деятельности»
такой вуз бросает своих студентов на произвол судьбы, бесследно исчезая
вместе с немалыми собранными деньгами. Кроме того, сфера профессионального
образования, как и наша экономика, функционирует по рыночным законам. Поэтому
сейчас совсем нередки случаи, когда «корочки», заработанные честным студенческим
трудом, оказываются совершенно ненужными на рынке труда. Выбор такого вуза
абитуриентом, ориентирующимся только на громкую рекламу, можно сравнить
с игрой в рулетку: повезет - не повезет. К сожалению, чаще всего срабатывает
не самый лучший вариант. Если шанс напороться на «подводные камни» вас
не привлекает, попробуйте воспользоваться несколькими правилами предосторожности
при выборе коммерческого учебного заведения.
Чтобы уберечься от всяческих случайностей и, соответственно,
от неприятных последствий, прежде всего необходимо выяснить, высок ли рейтинг
диплома приглянувшегося образовательного учреждения на рынке труда.
В этом смысле безоговорочное лидерство все еще остается
за специализированными государственными вузами и университетами с богатыми
традициями и известным именем. По крайней мере, можно полагаться на те
вузы, которые имеют доперестроечную историю. Как правило, все они имеют
наряду с платной формой и бюджетное обучение.
Совсем не лишним будет в подробностях выяснить, каково
качество организации учебного процесса. Бытует мнение, что в госвузах процесс
обучения более качественный да и преподавательский состав вызывает большее
доверие. Однако это мнение часто базируется скорее на консерватизме нашей
психологии, чем на реальности.
Бывает, что в продвинутых коммерческих вузах, созданных
не позднее 10-15 лет назад, организация и методы обучения не только более
передовые, но и достаточно основательные. Довольно часто сейчас в коммерческие
вузы уходят наиболее инициативные и подготовленные преподаватели, которым
тесно в рамках консервативной, устоявшейся программы и которым надоело
горбатиться за мизерное жалованье. Да и многие заслуженные преподаватели
государственных вузов в поисках заработка частенько совмещают преподавательскую
и научную работу в каком-нибудь именитом университете с ведением занятий
в соседнем коммерческом институте.
В любом случае полезно будет поинтересоваться у самих
студентов, а не в рекламном проспекте или у улыбчивой секретарши приемной
комиссии организацией учебы, соблюдением графика занятий, работой читальных
залов и библиотек, снабжением студентов необходимой учебной и методической
литературой и т.д. А также тем, все ли это уже оплачено из общей суммы
платы за учебу, или за какие-то услуги, к примеру, учебники, методички,
доступ в Интернет и т.п., нужно будет платить отдельно. Ведь сейчас во
многих, в том числе и государственных вузах, ситуация весьма далека от
идеальной. Часто можно встретить скудный или недоступный простым смертным
библиотечный фонд, отсутствие или неприспособленность читального зала,
плохое обеспечение компьютерным оборудованием, чехарду с заменами преподавателей
и прочие неожиданности, совсем не способствующие получению тех знаний,
которые оплачены сполна.
Перед заключением договора обязательно надо обратить внимание
на изменение стоимости обучения на последующих курсах, возможность которого
вуз оставляет за собой. Этот неприметный пункт в вашем договоре может вырасти
до настоящего вымогательства, когда за каждый последующий курс студенту,
не желающему бросать учебу и терять потраченные деньги на половине пути,
во имя получения диплома придется платить все больше и больше. Как можно
подстраховаться в подобной ситуации? Идеальный вариант - настоять на указании
в договоре фиксированной величины платы на весь срок обучения. Или хотя
бы зафиксировать предельную величину повышения стоимости в процентах для
каждого курса. Если вуз откажется внести подобные дополнения в договор,
то не лучше ли подыскать другой вариант? Тем более что предложений на рынке
образования - предостаточно.
При подписании договора нужно обратить внимание и на другие
немаловажные детали. Четкие формулировки обязанностей студента и вуза помогут
впоследствии избежать многих недоразумений. Обозначенная возможность расторжения
договора по инициативе студента и заранее определенная материальная компенсация
за неоказанные образовательные услуги делает права сторон более уравненными.
При этом надо обратить внимание и на то, при каких условиях договор расторгается
по инициативе вуза и какие за это могут последовать материальные санкции.
В грамотно составленном договоре должны предусматриваться и штрафы к каждой
стороне за невыполнение обязательств. Есть смысл сопоставить пункты предложенного
договора с Законом РФ «О защите прав потребителей» и другими законодательными
актами в сфере деятельности образовательного учреждения. Ну и конечно же,
надо проверять правильность оформления договорного документа, к примеру,
наличие подписей и печатей.
Впрочем, большинство современных абитуриентов не очень-то
искушены в юридических вопросах да и в житейском отношении еще не успели
набраться опыта. Поэтому лучше всего будет, если при заключении договора
рядом с будущим студентом окажется человек, который имеет определенный
жизненный опыт или, по крайней мере, разбирается в договорных делах. Это
тем более важно, что в жаркую пору вступительных экзаменов вокруг абитуриентов
крутится немало разного рода ловкачей и профессиональных мошенников. Поэтому
старайтесь держаться подальше от источника заманчивых предложений типа
«свести вас с самым главным, который решает все вопросы», «устроить все
дела по сходной цене», «замолвить словечко». И еще, приходя на разведку
в вуз, и в ходе самого поступления не надо внешним видом и замашками демонстрировать
материальную «крутизну» своих родителей и собственный достаток. На прохиндеев
и корыстолюбцев это подействует, словно красная тряпка на корридного быка.
Ваш шанс попасть к ним в оборот при этом непомерно возрастает. Помните,
что скромность во все времена считалась настоящей добродетелью примерного
студента.
Владимир КАТЮШИН
|