Без порток, а в шляпе

Одна из самых любимых моих телевизионных рубрик
- «Светская хроника». Из нее я с интересом узнаю, кто у нас в стране составляет
нынче цвет и сливки общества. Как эти избранные живут, что едят и пьют
и в какие одежды наряжаются.
Перед глазами возникает многокрасочная галерея портретов
тех, кого можно с полным основанием считать «героями нашего времени». Круг
их, как нетрудно убедиться, достаточно узок. В основном это эстрадные и
телевизионные звезды, звездочки и звездушки разной величины, обслуживающие
их стилисты, визажисты, парикмахеры, портные, фотографы, а также импресарио,
антрепренеры и спонсоры. Именно о всевозможных вечеринках и междусобойчиках
с их участием рассказывают изо дня в день телевизионные программы.
Пытливый зритель может сделать вывод и о том, кто у нас
к «высшему свету», по всей видимости, сегодня не относится. Например, среди
постоянных персонажей светской хроники не фигурирует ни один совершивший
важное открытие молодой ученый. Не найдешь там и ни одного награжденного
боевыми орденами отважного офицера. И никого из виртуозов, срывающих аплодисменты
на мировых концертных подмостках, - пианистов, скрипачей, виолончелистов.
То ли они никаких застолий, гульбищ и празднеств никогда не устраивают.
То ли устраивают, но ТВ об этом ничего не сообщает. Что, в общем-то, вполне
естественно: кому интересны люди «второго сорта»?
Другой возможный вывод касается перемен и сдвигов, происшедших
в последние годы в русском языке и народном самосознании. В старом, традиционном
понимании слово «свет» означало «высший слой привилегированных классов».
Одновременно со СВЕТОМ существовал и ПОЛУСВЕТ: согласно толковым словарям,
это - «среда женщин легкого поведения, подражающих жизни высшего общества».
Теперь, как мы видим, различные по смыслу понятия начинают смешиваться.
И во всем этом звездном сиянии человеку непосвященному разобраться не так
уж и просто.
Впрочем, полусвет, если смотреть на вещи философски, тот
же полумрак, так что настоящего сияния здесь, как правило, вовсе и нет.
Интеллектуальные озарения обычно отсутствуют, даже остроумием мало кто
блещет. Что имеется, так это сверкание брюликов, блестки на сшитых у модных
кутюрье платьях и вспышки блицев.
Характерны сами поводы для подобных тусовочных сборищ:
именины любимой собачки, полуторагодовой юбилей творческой деятельности,
завоевание почетного десятого места на региональном конкурсе шлягеров в
г.Краснопролетайске... Новости, смакуемые репортерами, тоже не ахти какие
сногсшибательные. У певички Ж. - новая шляпка, у диск-жокея Х. - новый
«роллс-ройс», у топ-модели Б. - новый бойфренд...
Подробно рассказывается, какие яства и деликатесы значились
в меню, кто рядом с кем сидел за столом, какими комплиментами (или колкостями)
обменивались дамы... Особо сенсационными считаются сообщения о разного
рода скандалах. Если, к примеру, один из участников вечеринки набивает
физиономию другому, а третьего, вусмерть накушавшегося, выпроваживает под
белые руки охрана.
Не нужно и говорить, что подобное разгулье, а также все
их коттеджи, лимузины, телохранители, обслуга и т.д. обходятся в копеечку.
Однако «герои нашего времени» роскоши своей не скрывают, а наоборот, выставляют
ее напоказ: дивись и завидуй, нищий народ! Складывается впечатление, что
индустрия зрелищ - одна из самых процветающих в еле-еле сводящей концы
с концами сегодняшней России...
Красиво жить, конечно, не запретишь. Только вот у меня,
как и у многих зрителей, возникает закономерный вопрос: а на какие шиши
эта развеселая братия пирует и жирует? На свои собственные? Или, может,
на наши с вами? Иными словами, кто в конечном счете платит по ресторанным
счетам: за выпитую водку, съеденные закуски, а то еще и за разбитые об
голову друг друга тарелки и рюмки? Говоря современным языком, бабки откуда?
Время от времени в печать просачиваются сведения о баснословных
гонорарах, получаемых телевизионными шоуменами. Но ведь все главные российские
телеканалы - государственные! Значит, источник этих гонораров, по сути
дела, государственная казна. То есть средства, собранные со всех нас -
с миру по нитке - в виде налогов и прочих фискальных сборов.
Отдельный разговор о спонсорах и рекламодателях. Бытует
мнение, что именно их усилиями поддерживается на плаву отечественная поп-культура.
Но только очень наивные граждане способны поверить, что, распространяя
рекламу, предприниматели бескорыстно заботятся об интересах потребителей.
На самом деле затраты на рекламу обязательно включаются в стоимость товаров
и услуг, нами покупаемых. Иными словами, за всю финансируемую спонсорами
развлекаловку опять же расплачиваемся (волей-неволей) мы с вами. В складчину.
Есть, разумеется, среди наших богемствующих VIP-персон,
деятельных участников полувеликосветской тусовки, люди более талантливые,
менее талантливые и совсем никакие. Но в сумме, представляется мне, как-то
их слишком уж много. Куда ни глянь, повсюду шустрят и мельтешат. Тут вот
я и начинаю задумываться: а зачем нам вообще кормить и поить такую ораву
певунов, плясунов, шутов и балагуров?
Нужны ли они переживающей трудные времена стране в столь
большом количестве?
Не лучше ли содержать больше ученых, инженеров или даже
(учитывая растущую угрозу терроризма) оперов и сыскарей? Не разумней ли,
чем оплачивать из общего кошелька шикарные «пиры во время чумы», потратить
деньги на лекарства, чтобы тяжкие болезни как можно быстрее победить? А?
Владимир РЕЗНИЧЕНКО
|