Чудо Святой Пасхи
В Православном календаре этот день среди церковных праздников
всегда выделен особо. Он и есть особый для каждого верующего человека,
поскольку именно с момента события, произошедшего в эти часы тысячи лет
назад, мы можем говорить не только о появлении и утверждении Христианства
как религии, но и о начале новой эры в истории человечества - Новозаветной.
Конечно же, речь идет о Пасхе, навсегда связанной даже в сознании неверующих
с фактом Воскресения Иисуса Христа. В этом году она отмечается 27 апреля.
Совершенно сознательно употребляю слово «факт», прекрасно
отдавая себе отчет в том, что и по сей день масса людей продолжает настаивать
на том, что чудо Воскресения - не более чем легенда. В лучшем случае признавая,
что Спаситель - всего лишь историческая личность, положившая начало Христианской
вере своим подвижничеством, проповедованием и мучительной смертью.
Именно по этой причине, прежде чем перейти к рассказу
о Пасхе как празднике, позволю себе воспользоваться историческими документами,
подлинники которых бережно хранятся в римской Национальной библиотеке.
Официальный историограф Иудеи при прокураторе Понтии
Пилате - Гормазий был очень сильно настроен против Христа. Это именно он
всеми силами старался остановить жену Пилата, пытавшуюся отговорить своего
мужа от вынесения Иисусу смертного приговора. Добавим к этому, что сам
Гормазий не только не отличался религиозностью, будучи вполне циничным
политиканом, но испытывал большое беспокойство от мысли, что ученики Иисуса
Христа могут фальсифицировать Его Воскресение.
Именно историограф настоял на том, чтобы у Гроба Господня
выставили надежную стражу, а сам вход опечатали - несмотря на то, что камень,
заваливший вход в погребальную пещеру, весил около 10 тонн... Будем помнить
и то, что в римских войсках соблюдалась строжайшая дисциплина: если бы
во время дежурства тело Иисуса Христа было похищено, воинов, охранявших
Гроб, ждала смертная казнь...
Теперь перейду к цитате из письменного свидетельства Гормазия,
который лично решил проверить, как несут свою стражу воины, и отправился
к Гробу с субботы на воскресенье.
«...Приблизившись ко Гробу и находясь шагах в полуторастах
от него, мы видели в слабом свете зари стражу у Гроба - два человека сидели,
а остальные лежали на земле... Вдруг стало очень светло. Мы не могли понять,
откуда этот свет... Над землей оказался человек, как бы весь сотканный
из света. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. Испуганная
стража вскочила, но тут же упала на землю. И в это время к Гробу справа
от нас шла женщина, она вдруг закричала: «Открылось! Открылось!» И в это
время действительно стало видно, что огромный камень, приваленный ко входу
в пещеру, как бы сам собой отвалился и открыл вход. Мы очень испугались.
Потом, некоторое время спустя, свет над Гробом исчез, и все стало таким,
как обыкновенно. Когда после этого мы приблизились ко Гробу, оказалось,
что там нет Тела Погребенного».
А вот еще одно свидетельство, не менее объективное. Известный
врач-сириец Ейшу, пользовавшийся в Риме славою наравне с Гиппократом и
бывший личным врачом Понтия Пилата, по поручению Прокуратора в субботу
накануне Воскресения дважды осматривал Гроб и решил для верности провести
ночь возле него вместе со своими помощниками.
«Мы все, врачи и стража, - свидетельствует Ейшу, - были
здоровы, бодры и чувствовали себя как обычно. У нас не было никаких предчувствий
и мы не верили, что Умерший может Воскреснуть». Далее лекарь описывает
события в точности так же, как Гормазий. Заметим, кстати, что обычно в
своих трудах Ейшу часто повторял выражение, вошедшее благодаря ему в число
пословиц Востока: «Чего я не видел сам, то считаю выдумкой».
В свете вышеизложенных фактов (все цитаты взяты
из донесений - отчетов их авторов) становится понятным, почему в нарушение
строжайших дисциплинарных правил стражников, охранявших Гроб во время Воскресения,
не только не казнили, но даже не судили. Ибо власти, получившие объективные
свидетельства из первых рук, были в страхе и растерянности. Они отлично
понимали, что любая попытка расследования лишь укрепила бы в народе веру
в Иисуса, влияние Христианства... По этой же причине не тронули и Апостолов.
Мало того, когда Апостолы своей проповедью о Воскресении стали обращать
к Христу тысячи людей и синедрион потребовал их к себе, то и здесь их не
решились обвинить в похищении Тела, ограничившись запрещением проповедовать.
аконец, уже возвращаясь в наше время, нельзя не сказать,
хотя бы коротко, о главной тайне Плащаницы - куска материи, в которую было
обернуто тело Христа после снятия с Креста, что хранится в Турине.
О возрасте этой священной христианской реликвии спорили
очень много, так и не придя в итоге к определенному выводу. Но перечислю
те выводы, которые сомнению не подлежат. Сделаны они Международной экспертной
комиссией ученых в составе микробиологов, физиков, представителей судебной
медицины и легистов (специалистов по восстановлению реального облика человека
по его посмертному изображению или части скелета) семи стран мира, в том
числе США, Англии, Италии, России. Выводы эти касаются по преимуществу
самого изображения-отпечатка.
«На длинном куске очень древнего домотканого полотна вырисовываются
два отпечатка человеческого тела во весь рост - Тело Человека, избитого
и израненного до смерти... Отпечатки Тела имеют все свойства, характерные
для точного фотографического негатива. Все анатомические подробности
научно точны. Отпечатки расположены головой к голове так, что ясно: полотно
покрывало всю голову Замученного, ниспадая спереди и сзади ниже Его ступней,
и на полотне Он Весь отпечатался.
Человек, так отпечатавшийся, был росту около 6 футов (1
м 81 см при весе около 80 кг - М.В.), облика величественного и царственного,
в пропорциях тела абсолютно безупречен и являет на полотне следы ужасных
истязаний. Он был жестоко избит римским флагрумом (то есть хлыстом-кошкой
с крючками на конце - М.В.), затем распят (раны от гвоздей 8 мм диаметром).
Полотно показывает, что Он был увенчан шипами; жестоко истекал Кровью и
нес на плече изранившую Его тяжелую балку. Он был бесчеловечно распят.
Он умер от жестокого удушья, обычно постигающего распятых. Он обливался
горячим потом, выделяемым замученными подобным образом. Он был поражен
копьем в сердце, и из раны вытекли потоки сгустившихся на полотне Крови
и околосердечной воды. Он... неизвестным способом исчез из Плащаницы, в
которой был Погребен, до истечения 40 часов, не задев ни единого сгустка
Крови, не повредив ни единого запекшегося пятна сукровицы или телесной
воды, что установлено современной судебно-следственной медициной при исследовании
Плащаницы и изложено в научно объективных терминах...» (журнал «Сайнс-Ньюс»,
США, 1988 г., по документам Международной экспертной комиссии).
В последних строчках процитированной статьи и заключена
основная не только медицинская, но и главная Тайна Библии - Тайна Воскресения.
Медицинская загадка сводится к следующему. При разложении
любого тела в течение многих месяцев оно выделяет особые ферменты, разные
на разных этапах. Есть они и в ткани Плащаницы, но лишь те, которые выделяются
в течение первых 30 - 40 часов; всякие следы следующего этапа разложения
отсутствуют... При этом ВСЕ СГУСТКИ крови не повреждены, находятся в том
виде, в каком попали на полотно в первые моменты соприкосновения Тела с
Плащаницей. Медицинская комиссия в составе 30 лучших экспертов США однозначно
заявила, что ни прекратить процесс выделения, ни изъять Тело из полотна,
не повредив прежние следы Крови или не вызвав нового, посмертного кровотечения,
- невозможно. Этот факт необъясним.
Точно так же, как ни фотографические, ни аэродинамические,
ни голографические, ни компьютерные методы исследования, завершившиеся
недавно в Центре космической медицины США, не дали ученым ни малейшего
представления о том, каким именно способом могло быть «нанесено» на Плащаницу
само изображение Тела Христова. Вот небольшая цитата из заключения ученых:
«Отмечено, что видимое изображение всецело обусловлено потемнением целлюлозы
самих волокон ткани в результате вызванной НЕИЗВЕСТНЫМ ФАКТОРОМ дегидратации
(обезвоживания)... Достоверно воспроизвести механизм получения искусственного
отпечатка, сопоставимого с Образом на Плащанице, ни одним из известных
сегодняшней науке методов не представляется возможным».
Так Кто же воспользовался этим неизвестным методом, Кто
смог пресечь процесс разложения Тела, когда еще не вполне свернувшаяся
Кровь могла оставлять следы? Кто мог отделить от Тела 5 метров ткани, присохшей
к нему с Кровью, так, чтобы не вызвать новых пятен и не задеть ни единого
атома прежних сгустков?.. Ответ на эти вопросы есть только в Библии: «Бог
Воскресил Его из мертвых...» Поразительно, что произошло это на следующий
день после ветхозаветной Пасхи, само название которой в переводе с греческого
означает «Переход». Не только «переход» (Воскресение) Иисуса Христа, но
вместе с Ним - переход в новую, Новозаветную эру истории человеческой цивилизации...
Иисус Христос был замучен из Любви к человеку, к Любви
Он призывал в Своих проповедях. И потому в Светлое Воскресенье Пасхи у
верующих при встрече принято в качестве символа Любви целовать друг друга,
приветствуя словами, совпадающими по смыслу с «Символом Веры»: «Христос
воскрес - воистину воскрес».
Он приходил, чтобы дать нам возможность избрать Вечную
Жизнь, поправ смерть Собственной Смертью. И одним из символов христианской
Пасхи стало яйцо, во все века считавшееся знаком зарождающейся жизни, по
традиции окрашиваемое в красный цвет - цвет Его Крови, пролитой на Кресте.
Еще один символ Пасхи - душистый хлеб, начиненный сухим виноградом (изюмом)
и орехами, образ хлеба насущного и той пищи, которую предлагает человеку
Библия: плоды и семена земные (Библия, «Бытие»).
Наконец, нельзя не сказать еще об одном чуде, оставленном
нам с вами Иисусом Христом на все времена, вплоть до Его Второго Пришествия.
Речь идет о Благодатном огне, впервые вспыхнувшем, по свидетельству Апостолов,
уже в сам момент Воскресения Господня. С этого момента на страже Святого
Гроба уже множество веков стоят православные иерархи: в разные времена,
при разных правительствах они приходят получать этот огонь, исцеляющий
тело и очищающий Душу накануне Пасхи и только по старому стилю, то есть
по юлианскому календарю. Патриарха Зарубежной православной церкви перед
входом в Кувуклию (помещение со Св. Гробом), где вспыхивает этот огонь,
раздевают до подрясника и обыскивают на глазах собравшихся, дабы удостовериться,
что он не в состоянии пронести с собой ничего, способствующего возжиганию...
Но Благодатный огонь неизменно появляется вновь!
Несколько лет назад скептик-журналист задал одному из
престарелых патриархов, получавших в тот год Благодатный огонь, ироничный
вопрос: «Откуда, Ваше Блаженство, Вы изволите получать огонь в Кувуклии?»
Не обращая внимания на тон вопроса, тот ответил следующее:
«Я, милостивый государь, изволите знать, без очков не
чтец уже. Когда я только вошел в придел Ангела и за мною закрыли дверь,
там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Святого
Гроба... В приделе же я не видел, молитвенник у меня в руках или что другое...
Когда же открыл его, то, к удивлению моему, печать стала вполне доступна
зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением
строки три-четыре, как, взглянув на едва белеющую во тьме доску Гроба Господня,
заметил на ней нечто, подобное рассыпанному жемчугу с булавочную головку
и того меньше, а доска начала издавать свет.
Бессознательно сметая приготовленным там же накануне куском
ваты этот жемчуг, который начал сливаться, подобно каплям масла, я почувствовал
в вате теплоту и столь же бессознательно коснулся ею фитиля свечи. Он
вспыхнул подобно пороху.
Горела свеча, ярко озаряя и три образа Воскресения, и
лик Богоматери, и все металлические лампады над Святым Гробом... Предоставляю
засим, милостивый государь, вам самому судить о моем душевном волнении
в ту минуту и самому вывести ответ на свой вопрос...»
Остается добавить, что в нынешнем году схождение Благодатного
огня ожидается в Великую Субботу, 26 апреля - накануне Пасхального Воскресенья,
наступит которое 27-го числа.
Его Рождение и последующие Распятие и Воскресение были
предсказаны человечеству еще в XI веке до нашей эры ветхозаветными пророками:
«Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь...
Истления не увижу Я и под властью смерти не останусь... Господи! Ты вывел
из ада Душу мою и оживил Меня... Вечером водворятся плач, а наутро - радость».
(Псал. 11,6, 29,4, 29,6 XI век до н.э.).
Мария ВЕТРОВА
|