Ключ к «долгому ящику»

Вступила в действие Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях

На соседскую машину дворовая шпана уже давно положила глаз. То зеркало вырвут с потрохами, то из антенны сплетут замысловатую фигуру, а то на фарах или лобовом стекле оставят «автограф».

Приходит сосед как-то поутру к машине, а та без передних колес, да и в багажнике непрошеный гость основательно все подчистил. Поохал, поахал бедняга и отправился прямиком в милицию помощи просить. Как положено, составил заявление о краже. Отдал дежурному и обещал отблагодарить, если найдут похищенное.

Проходит месяц-другой. Несколько раз звонил в милицию - отфутболивали. Мол, есть дела поважнее. Набрался смелости - пошел сам. В дежурке был другой милиционер, который, как оказалось, не имел ни малейшего понятия о заявлении. 

Полистал один журнал, другой. Никаких следов. Развел беспомощно руками, мол, дел и так по горло, а следователь не всесильный. И главное: заявление-то в работу не поступало. Посоветовал писать новую петицию, но здесь же оговорился, что время упущено, вот если бы по горячим следам...

Словом, плюнул соседушка и ушел восвояси. Через день-другой купил новую резину и разорился на модерновую охранную сигнализацию от «шаловливых» рук недоброжелателей.

...Согласитесь, привычная картина работы многих милицейских служб. Логика простая: чем меньше заявлений от потерпевших в работе, тем меньше головной боли. Ведь каждое нераскрытое правонарушение - это «висяк» на шее, а он славы УВД не прибавляет. А там мимо кармана могут пройти и премиальные, и тринадцатая...

Но будем считать, что такая вакханалия - дело прошлое. Введенная в последние дни апреля специальная инструкция теперь строго регламентирует действия и ответственность милицейских чинов за порядок прохождения заявлений от граждан о преступлениях и иной информации о правонарушениях. Упомянутая инструкция четко определила, какие сообщения от граждан сотрудники ОВД обязаны принимать.

В первую очередь это информация о преступлениях - как совершенных, так и готовящихся. Притом речь идет не только об убийствах, грабежах, но и о других конфликтах с законом. Также должна приниматься и иная информация о правонарушениях (происшествиях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности), поступившая по телефону, телеграфу, факсимильной или иной связи. Прежде всего это административные правонарушения: хулиганство, буйство всевозможной пьяни, разнузданные действия молодчиков и др.

В ОВД также можно подать заявление о случившейся аварии, несчастном случае, стихийном бедствии, повлекшем человеческие жертвы или нанесение ущерба личной или государственной собственности.
Знайте, что поступающие сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и  формы представления принимаются в любом органе внутренних дел. Именно это правило ранее частенько игнорировалось недобросовестными сотрудниками милиции.

Если раньше вы со своими бедами должны были обращаться только к сотрудникам дежурной части отделения милиции, то теперь вы вправе заявить о происшествии любому сотруднику органов внутренних дел, кому инструкцией, в свою очередь, вменено в обязанности принять меры по поступившему сигналу. Более того, милиционер, завершивший свой рабочий день или находящийся в отпуске, обязан помогать пострадавшим, активно действовать по задержанию правонарушителя, сообщив о происшествии в ближайшее отделение милиции.

Кстати, инструкцией определено, что иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в нашей стране, при обращении в милицию имеют такие же права, как и граждане России.

В заключение еще раз обращусь к печальному опыту моего соседа, чье заявление о краже странным образом исчезло в дежурке милицейского отделения. Каждый из нас должен знать, что на заявлении, поступившем от гражданина обязательно ставится штамп о регистрации, а на руки ему выдается талон-уведомление.

После регистрации сообщения правоохранительные органы обязаны провести проверку указанных в нем данных. По заявлению о преступлении в течение 3 суток должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела (или об отказе в этом). Это срок с ведома вышестоящего начальства или прокурора в особо сложных случаях продлевается до 10 суток. Если же представленное сообщение не в компетенции органов МВД, то оно передается в соответствующую инстанцию, но при обязательном извещении заявителя.

Так, именуемые «иные происшествия» могут рассматриваться в течение месяца. Упомянутая инструкция детально определяет действия сотрудников милиции по поступающим от граждан заявлениям.

Новый закон, указ, инструкция... Сколько их было и будет! Умных и бестолковых. Нужных и не очень. Важно, чтобы они издавались для человека и во благо человека. Тогда и мы будем стараться быть законопослушными.
 

Виктор Ахов

вернуться к рубрикам номера
Copyright © 1997-2003 ЗАО "Виктор Шварц иК"