Книга книг
Песах - праздник свободы

Первый день еврейской Пасхи - Песаха, в нынешнем году приходится на 17 апреля. Годовой календарь израильтян гораздо сложнее не только европейского, но и христианского, и числа праздников в нем меняются очень заметно от года к году из-за смещения месяцев. Но как и большинство религиозных праздников, Песах связан с историей иудеев, поэтому его называют еще и Днем Свободы. 


В праздничные дни вспоминается все, что происходило в дни Великого исхода еврейского народа из Египта, его освобождения от самого длительного и тяжелого рабства. Именно это подчеркивает каждая часть пасхальной службы, каждое ее слово.

Вторая книга Торы рассказывает, как это произошло. Первый период рабства был для израильтян более-менее сносным, поскольку в момент прибытия евреев в Египет первым министром фараона был один из сыновей праотца Яакова - Йосеф. Но сменилась власть, и новый фараон не просто превратил евреев в обычных рабов, но, боясь того, что при нападении врагов они встанут отнюдь не на его сторону, отдал приказ убивать каждого мальчика, родившегося в еврейской семье...

Младенцев отнимали у матерей и бросали в Нил. Женщины пытались прятать новорожденных, но те часто выдавали себя плачем. Одной из них все же удалось скрывать своего маленького сына от слуг фараона несколько месяцев подряд, затем, понимая, что рано или поздно ребенка обнаружат, мать положила его в корзину, обмазанную смолой, и оставила в камышах на берегу реки. Мальчика нашла дочь самого фараона и, сжалившись над очаровательным младенцем, подобрала его и воспитала... Так вошел в жизнь человек, положивший начало библейской истории и самой Библии, человек, которому предстояло спустя много лет вывести свой народ из плена и довести до Земли обетованной. И имя его - Моисей.

В первый день Песаха иудаизм предписывает каждому верующему не просто читать специальную книгу - «Пасхальную Агаду», в которой вспоминается момент Исхода, но постараться ощутить себя одним из тех, кто, получив когда-то Тору на Синае, сорок лет странствовал по пустыне с Моисеем перед входом в обетованную (обещанную Богом) Землю.

Почему же именно сорок лет - а как раз столько требуется для того, чтобы сменилось одно поколение другим - было приказано евреям странствовать? Ведь на самом деле путь, который они прошли, можно было преодолеть в считанные месяцы!.. Многие полагают, что смена поколений понадобилась, чтобы ушла из среды народа живая память о рабстве, ибо новое поколение родилось уже свободным. Но не только поэтому. Нельзя забывать, что несколько веков подряд евреи жили среди язычников. Главное, о чем следовало забыть, было не рабство, а идолопоклонство. Ибо не преодолев его, невозможно уверовать в Единого Бога.

Рассказывать об Исходе в пасхальную ночь - заповедь, данная каждому верующему. Происходит это во время Седера - первой пасхальной трапезы. И хотя празднуется Песах в течение семи дней, Седеров только два: первый Седер, как уже говорилось, в первый день и второй Седер - он повторяется на следующий день.

К пасхальной трапезе предъявляются совершенно особые требования. Стол, за которым проходит Седер, покрывают красивой скатертью. Во многих еврейских семьях имеется и специальная пасхальная посуда: ею пользуются исключительно в дни праздника. На тарелке или особом трехэтажном серебряном подносе лежат три цельных куска мацы (род вафель), накрытые салфеткой. Посередине стола - огромное пасхальное блюдо с продуктами, символизирующими Исход:

1. Зроа - кусок жареного мяса (обычно куриное горлышко). Напоминает о том ягненке, которого зарезали израильтяне в ночь перед выходом из Египта.

2. Бейца - сваренное вкрутую яйцо. Напоминает о праздничном жертвоприношении в храме и символизирует начало нового периода еврейской истории.

3. Марор. Горькие травы (обычно кладут корешок хрена), вкус их горек, как вкус рабства.

4. Харосет - смесь тертого яблока и молотых орехов с корицей и вином. Внешне напоминает ту глину, из которой древние евреи лепили кирпичи для строек фараона.

5. Хазерет - тертый хрен - еще одно напоминание о горьких днях рабства.

6. Карпас - зелень или овощи: петрушка, салат, лук, вареная картофелина. Зелень символизирует приход весны, так как Песах всегда приходится на весенний месяц Нисан, суля обновление и надежду, пробуждение к новой жизни.

Кроме того, обязательный атрибут стола - блюдце с соленой водой: слезы, пролитые в египетском рабстве...

Вина должно быть столько, чтобы каждый из присутствующих мог выпить четыре обязательных бокала. Особый, самый красивый бокал, ставится  для пророка Илии.

К празднику Песаха начинают готовиться задолго до его наступления. Проводят очень тщательную уборку дома, во время которой вычищается буквально каждый уголок не только от пыли и грязи, но и от всех хлебных крошек, возможно, забившихся в щели. В вечер накануне Пасхи хозяева обходят весь дом с зажженной свечой в поисках завалявшихся крошек.

Издревле в пасхальный вечер принято  приглашать к традиционному ужину одиноких людей и бедняков: никто не должен чувствовать себя забытым и покинутым. После того как все члены застолья заняли свои места, хозяин дома произносит «киддуш» - благословение над вином. Дети в этот вечер могут пить его наравне со взрослыми.

Затем хозяин омывает свои руки и раздает всем лежащую на блюде зелень, которую, прежде чем съесть, необходимо обмакнуть в соленую воду и произнести краткую молитву: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод земли».

Потом - самый волнующий момент Седера. Хозяин дома берет мацу, среднюю из трех, лежащих перед ним, и разламывает ее пополам. Одна из половинок откладывается в сторону: в конце трапезы она будет разделена между всеми присутствующими, без чего Седер нельзя считать завершенным. Затем, подняв над столом оставшуюся половинку мацы, хозяин начинает сказание об Исходе следующими словами:

«Вот бедный хлеб, который ели наши отцы в Земле египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест, каждый, кто нуждается, пусть присоединится к празднованию Песаха. Ныне мы тут, а в будущем году в Израиле, ныне рабы, в будущем году - свободные люди». Застолье стартует! Помимо уже названных яств, на столе самые лучшие блюда еврейской кухни (она, как известно, славится во всем мире), самые любимые кушанья семьи.

Мацу отнюдь не напрасно называют хлебом предков, живших в рабстве и в великой спешке покинувших Египет. Это и в самом деле хлеб, но выпеченный из неперебродившего теста, неподошедшего как следует. В него не кладут ни дрожжей, ни какой-либо другой закваски и выпекают обычно в виде пластин с маленькими, как в галетах, дырочками. Во все пасхальные дни мацу едят вместо хлеба, недаром второе название Песаха - «Хаг Ха-Мацот», праздник бедного хлеба. Она так же специфична и обязательна для Песаха, как куличи и крашеные яйца для христианской Пасхи.

Как уже говорилось, в центре празднования Песаха историческое событие - исход еврейского народа из Египта. Это событие без всякого преувеличения множество веков вызывало споры историков с точки зрения его достоверности. И вот совсем недавно ученые получили в руки факты, не просто подтверждающие каждое слово Торы и Ветхого Завета об Исходе, но и в принципе способные потрясти даже самое убогое воображение.

Под предводительством известного американского археолога Рона Уайетта группа археологов, в состав которой вошли ученые нескольких стран, решила повторить библейский маршрут евреев, по которому тысячелетия назад Моисей вел свой народ в Землю обетованную. Исследователи надеялись найти вопреки времени хоть какие-то следы Исхода. Их надежды не просто оправдались - был подтвержден самый фантастический и самый спорный факт, упоминаемый в Библии...

Известно, что во время продвижения к Земле обетованной евреи достигли берегов Красного моря. Пути дальше перед ними не было, а сзади уже настигали их колесницы фараона... И тогда Бог приказал водам моря расступиться, дну в этом месте подняться и пропустить еврейский народ, после чего волны вновь сомкнулись, потопив боевые колесницы фараоновских солдат и их самих!

«Да возможно ли такое?!» - скажет современный человек.

Еще в 1978 году, во время своего первого посещения места, указанного в Библии, Рон Уайетт, ныряя с аквалангом, нашел остатки колесниц! Кораллы, которыми они заросли и которые мешали их рассмотреть, и были тем средством, которым Бог сохранил их до наших дней... Археологу тогда мало кто поверил. И лишь в 1998 году он уже с целой группой, включавшей и фотографа-подводника, появился на берегу Красного моря вновь. Удалось сделать сенсационные снимки остатков колеса с четырьмя спицами, а также поднять со дна моря человеческие кости, разбросанные там во множестве.

По одной из подобных костей, доставленной в отделение остеологии Стокгольмского университета, было доказано, что она принадлежит очень древнему человеку. Сфотографирована была и расчищенная от камней дорога на дне моря, ведущая от берега и спускающаяся в воду: ведь израильтяне должны были убрать со своего пути все камни, чтобы прошли по нему их фургоны... Но самое важное значение все-таки имели колеса, потому что только по ним можно было установить точную датировку событий многотысячелетней давности.

Рону и его коллегам удалось поднять со дна центр одного из колес с восемью спицами, направленными от середины наружу. Он отвез этот антиквариат в Каир, в офис директора египетского музея античности Нассифа Мохаммеда Хассана. Господин Хассан твердо заявил, что колеса с восемью спицами использовались только и исключительно во времена 18-й династии. Так находка колес и определила момент Исхода, полностью согласующийся с указанным в Ветхом Завете.

Само место, от которого начинается спуск, также указано там абсолютно точно: ныне оно называется Акабский залив. Интерес к нему у археологов всегда был весьма высок, а доступ из-за международной напряженности в регионе  ограничен. Теперь ситуация несколько изменилась, и ученые ею воспользовались.

Но, возможно, самым удивительным открытием явилось наличие под водой именно в этом месте своеобразного моста из земли, словно вылепленного чьими-то исполинскими руками, который тянется от берега до берега. Если бы израильтяне попытались перейти Акабский залив в другом месте, они столкнулись бы с очень крутым спуском на глубину примерно 1500 метров. А со всеми их фургонами и животными задача оказалась бы практически неразрешимой. И лишь в одном-единственном месте на берегу Нувейна, откуда соответственно Торе и Библии они и начали свой спуск между расступившихся вод, «тропа» спускается на упомянутый мост постепенно, с наклоном всего в 6° и на глубину только 100 метров. Вот как описывается это в Библии:

«Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю» (Ис. 43, 16).

Добавим лишь, что стезя, открытая избранному Им народу посреди моря, имеет протяженность от Нувейба до Саудовской Аравии около 8 миль, а ширина подводного моста составляет 900 метров.
 

Подготовила Мария ВЕТРОВА
Назад к содержанию номера
Copyright © 1997-2003 ЗАО "Виктор Шварц и К"

Очаровательные проститутки Астрахани