Книга книг
Светлая пасха

27 апреля все православное христианство встретит самое главное событие церковного года: Светлое Христово Воскресение - Пасху.

Так сложилось исторически, что для западных христиан важнейший праздник - Рождество. А у нас на Руси при том, что и Рождество почиталось всегда очень высоко, величайшим событием была все-таки Пасха. И как подтверждение того, что совершенно справедливо во все времена россияне превыше всего ставили подлинный смысл всего Евангельского повествования - добровольную жертву Христа, победившего ею смерть именно на православную Пасху, отмечается которая, как известно, по старому стилю. единожды в году происходит величайшее чудо - схождение Благодатного Огня на Гроб Господень. 

Не зря только в русском языке воскресный день именуется воскресеньем... Английское Sanday, например, переводится как «день солнца», напоминая о древнем языческом почитании солнца.

Как же отмечает свой главный праздник Православная церковь, как отмечали его наши предки? Сегодня, когда старинные традиции на Руси переживают период возрождения, знать это особенно важно.

В народе исстари первый день Пасхи называется Светлым Воскресеньем, а вся пасхальная неделя - седмица - также именуется Светлой, Святой, Радостной. Когда-то даже существовало поверье, что на самом деле эта неделя - один единый день, поскольку, когда воскрес Христос, солнце не заходило все семь дней.

Во все время праздника в православных храмах строго-настрого запрещаются земные поклоны, а чтение служб заменяется пением с его неумолкаемым «Христос Воскресе».

Впервые же Благая весть о Его Воскресении, а значит, и о том, что смерть и тление побеждены, звучит в ночь на Святое воскресенье, после полуночи. Когда завершается крестный ход вокруг храма, его настоятель впервые в году с алтаря провозглашает, обращаясь к своей пастве «Христос Воскресе!», а слитный хор верующих откликается словами «Воистину Воскресе!» Именно так будут всю Святую неделю приветствовать друг друга при встрече православные христиане. А на первой пасхальной утренней службе происходит христосование - все люди целуют друг друга, поздравляя с величайшим праздником. И этим словам, и этой традиции уже две тысячи лет, но ныне она сохранена исключительно в православных странах - в первую очередь в России и Греции.

А вот и еще одно поверье, прочно утвердившееся в народном сознании. Считается, что с первого дня Пасхи и до самого Вознесения (то есть в течение сорока дней) по нашей земле странствуют Христос и Его апостолы - в нищенском рубище и облике бедняков. И никто не может их узнать, не знает, кто они. Ходят, испытывая наше с вами милосердие, награждая добрых и карая злых...

Традиции, связанные с Пасхой, в полном объеме держались, как это, наверное, понятно, до 1917 года. Например, русские государи, а вслед за ними и дворянство, на Пасху традиционно посещали тюрьмы, больницы, сиротские дома и богадельни (дома престарелых), наделяя их обитателей одеждой, деньгами и лакомствами. Священнослужители не только в селах, но и в больших городах ходили, славя Христа, по домам с иконами, пением праздничных стихов и молитвенным благословением.

Всегда соблюдалось и обыкновение, освящаемое церковью, - дарить друг другу крашеные (особенно выкрашенные в красный цвет) яйца. Верующие знают, что и крашеные яйца, и пасхальные куличи освящаются в Великую предпасхальную субботу.

Из всех этих традиций, наверное, самая древняя связана как раз с крашением яиц. И - с именем Марии Магдалины.

Известно, что после Вознесения Христа все, кто с ним был в Его земных странствиях, а не только апостолы, разошлись по разным странам - проповедовать Евангелие. Мария Магдалина, придя с этой целью в Рим, прежде всего предстала перед императором Тиберием, произнесла «Христос Воскресе!» и протянула Тиберию красное яйцо - символ жизни. Это предание подтверждается рукописью X века, которая хранится недалеко от Фессалоник, в монастыре святого Афанасия. В ней сказано, что обыкновение дарить яйца на Пасху существует с апостольских времен и получило начало от святой Марии Магдалины.

Еще один обычай наших предков - все семь пасхальных дней звонить буквально во все колокола. Вот что пишет в своих воспоминаниях о России англичанин доктор Джилс Флетчер, побывавший в Москве в 1588 году:

«Что ни есть там народу, старые и молодые, все дают священникам в это светлое время по яйцу и идут и звонят себе, сколько душе угодно, в церковные колокола, которых там многие тысячи: это почитается у них за особое богослужение».

Сейчас даже представить трудно, что над Москвой семь дней подряд, от рассвета до заката звонили абсолютно все колокола, раскачивали которые не только профессиональные звонари, но и все желающие из прихожан... Позабыли мы и о том, что в Святое воскресенье на рассвете нам дарится еще одно чудо: «играет» солнце... В прежние времена об этом никто и никогда не забывал, и к моменту рассвета и в селах, и в городах все крыши домов, все колокольни были усыпаны людьми, дожидавшимися рассвета. Те, кто видел игру пасхального солнца, причем в наши дни, говорят, что зрелище это - незабываемое, и привело к вере не одного скептика, своими глазами видевшего, как наше светило вопреки всем астрофизическим законам меняет не только свой цвет, но и свое местоположение на небе несколько раз в течение буквально 3-5 минут!.. А увидеть это действительно может каждый - в момент первого пасхального восхода.

Но сколько бы чудес ни являл нам Бог в день Воскресения Своего Сына, не они - главное в празднике Пасхи. В центре величайшего православного праздника так же, как и в центре самого христианства, во все времена пребудет личность Иисуса Христа, о чем в наши дни всегда напоминает верующим Патриарх в своем пасхальном обращении. Напоминает, что Воскресение Христа подтверждено историческими и археологическими находками с такой же несомненностью, как и существование Иоанна Грозного и Петра Великого...

Так, по подсчетам крупнейшего знатока римской истории академика И.В.Нетушила, число вполне надежных свидетельств Воскресения Иисуса превышает 210, а по данным академика А.И.Белецкого - 230. Крупнейший в мире знаток античности академик Безускул говорил: «Если отрицать Воскресение Христа, то нужно отрицать (причем с гораздо большим основанием) существование Пилата, Юлия Цезаря, Нерона, Августа, Трояна, Марка Аврелия, русских князей Владимира и Ольги, Александра Невского, Ивана Калиты... и многих других». К этому можно добавить, что факт Воскресения Христа к концу своей жизни признал не кто иной, как... Фридрих Энгельс! В предисловии к последнему прижизненному переизданию своих сочинений он пишет: «Новейшие каппадокийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории, и то, что казалось ранее достойным только внимания мифологов, должно будет отныне привлечь внимание историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес истории, о возвращении к жизни Того, Кто был распят на Голгофе». За все годы советской власти эти строки Энгельса не были переведены на русский язык ни разу!

Более того: изучая произведения Иосифа Флавия, весьма популярного в те годы, атеисты утверждали, что он никогда не упоминал в них Иисуса - так же, как и Плиний Старший и Тацит, признанные несомненными историческими личностями, жившими в одно время с Христом. Так ли это?

Опровергает данное заявление академик Белецкий, предлагая своим оппонентам хотя бы раз в жизни мельком заглянуть в отрывки сочинений Флавия, вышедшие еще в советские времена в издании Академии наук СССР. Там черным по белому написано: «В это время выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать Его человеком, совершитель чудесных дел, когда по доносу... Пилат распял Его на кресте... На третий день Он снова явился к ним живой». Можно ли не верить одному из величайших историков тех времен?..

О втором и третьем свидетелях Воскресения, и вновь на основе подлинных исторических документов - тех самых «каппадокийских», о которых упоминает Энгельс, найденных в его время, тоже пишет академик Белецкий: «Лабириниос (начальник стражи Пилата) в момент Воскресения Христа оказался со своими чиновниками недалеко от этого места (места погребения Иисуса). Ясно видевшие падение камня, закрывавшего гроб, поднявшуюся над этим местом необыкновенно ярко сияющую фигуру, Лабириниос вместе со своими спутниками и сторожами бросились сообщать об этом властям.

Сириец Ейшу, известный врач, лечивший Пилата, относится к числу наиболее выдающихся людей своего времени. Видный медик и натуралист, с именем которого связана целая эпоха в медицинской науке, был по приказу Пилата свидетелем погребения Христа. По поручению Прокуратора в субботу он дважды осматривал гроб, а вечером отправился к нему с тем, чтобы провести там ночь, зная предсказание о Воскресении Иисуса. Сам он, будучи естествоиспытателем, очень интересовался происходящим и все, связанное с Христом и Его смертью, тщательно исследовал и фиксировал. Вот один из таких документов, написанный рукой Ейшу:

«Мы все - врачи, стража - были здоровы, бодры, чувствовали себя, как всегда. Мы совершенно не верили, что Умерший может воскреснуть. Ночь была очень тихая и темная, вот-вот должна была смениться стража у гроба. Внезапно стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре вдруг увидели, что он исходит из движущегося сверху сияющего облака. Оно опустилось ко гробу, и над землей там оказался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража, лежавшая у костра, в ужасе вскочила, а затем вновь попадала на землю... И в это время очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся, и открылся гроб. Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом исчез, стало вновь очень тихо. Когда мы решились приблизиться ко гробу, оказалось, что там уже нет тела погребенного человека...»
Почему же именно на праздник Пасхи напоминают верующим не просто о Воскресении Господнем, а об историческом подтверждении этого факта?

Со стороны маловерующих людей очень часто можно услышать о том, что и Библия, и все Священное Писание написаны столь простым языком (чуть ли не примитивным), что в сочетании с невероятными с точки зрения грубого материализма фактами верится в это с трудом... Те, кто предъявляет подобные претензии, начисто забывают, для кого в первую очередь предназначалась Книга книг, для кого писалось Евангелие. А писалось оно в первую очередь для тех, кто жил в те времена и мыслил и говорил куда проще, чем мы с вами. Повести за собой людей можно, только обращаясь к ним на понятном и доступном им языке. «Переводить» Священное Писание на язык современной науки - значит совершать кощунство. 

Но и открыть дверь к Спасению современному, научно мыслящему человеку можно, только предъявив ему неоспоримые факты и документы, подтверждающие истинность Евангелия и того пути в вечность, который оно предлагает каждому из нас.

Именно после того как перечисленное выше стало известно, и началось подлинное возрождение православия в России, началось раньше, чем даже грянула перестройка - в конце восьмидесятых годов, вошедших в историю церкви как Второе Крещение Руси.

Конечно, возродить все традиции наших предков вот так, сразу, мы не в состоянии. Но в пасхальные светлые дни редко можно найти дом, в котором на столе нет освященных в Великую субботу крашеных яиц и куличей. В последние же годы на наши пасхальные столы вернулось еще одно традиционное блюдо, которое так и называется «пасха» (рецепт см. на стр. 6, в рубрике «Обыкновенное чудо»).

Разумеется, современная жизнь, в центре которой невольно утвердилась необходимость зарабатывать деньги, не позволяет большинству из нас праздновать Пасху столько, сколько положено по 66 правилу VI Вселенского Собора: от Святого воскресения до Фоминой недели - всю седмицу. Но та сердечная радость, которую заповедали христианам апостолы, сохраняется в душе гораздо дольше, если вера человека - подлинная.

Да и может ли быть что-либо радостнее и счастливее знания о победе Бога над смертью здесь, в нашем тленном мире? Знания, что перед каждым человеком может открыться дверь в Вечность - стоит лишь захотеть этого по-настоящему и протянуть руку...
 

Подготовила Мария ВЕТРОВА
Назад к содержанию номера
Copyright © 1997-2003 ЗАО "Виктор Шварц и К"