Сплошь и рядом
Гуляют все...


И вот опять - праздник! Праздник, который называется Международный день солидарности трудящихся 1 МАЯ.

Вернее, он так назывался раньше - при советской власти. Хотя придуман был еще раньше - аж в XIX веке, когда в этот день вышли на демонстрацию борьбы за свои права американские трудящиеся города Чикаго. А может, я что-то путаю. Неважно. Важно то, что праздник этот - есть. И наш народ его гуляет.

Гулял при социалистической власти. Будет гулять и при капиталистической. Коммунисты прогуляются с утра под красными знаменами и лозунгами.

Молодежь погуляет вечером на уличных мероприятиях с шариками и пивом. Простой народ загуляет на дачных участках с граблями и водкой.

А народ обеспеченный ударится в загул на пляжах Турции или Канар.

В общем, неважно кто, где и как, а важно, что есть праздник и народ его гуляет. Потому что наш народ хлебом не корми, а дай погулять. Дай праздник!

Причем 1 Мая, 8 Марта, 23 февраля, День шахтера и День танкиста, День учителя и День мелиоратора, День лесоруба и прочие профессиональные дни - это все ладно, это все понятно, это - наши праздники. Но сколько же их появилось не наших, даже совершенно нам чужих!

Вот, к примеру, День святого Валентина. Казалось бы, что он нам? Как говаривал принц датский: «Что он - Гекубе? Что ему - Гекуба?»

Да лет десять назад мы и слыхом не слыхивали про этого Валентина! А нынче каждый достигший половой зрелости поведает вам историю одноименного священника, который в Древнем Риме втайне от императора венчал легионеров по христианскому обычаю, за что и удостоился лютой казни и признания благодарных потомков.

Мало того что в этот день по всей России влюбленные дарят сердечки-валентинки, так еще и по всей Руси в День святого Валентина гуляют так, что хоть святых выноси! Между прочим, в этот день мне позвонили из социологического опроса: «Как вы думаете, почему мы отмечаем День всех влюбленных в честь чужого древнего римлянина, а не в честь родных российских святых Петра и Февроньи, которые всю жизнь любили друг дружку, померли в один день, были похоронены порознь, но потом чудесным образом очутились в одном гробу?»

Я ответил социологам, что не знаю эту прекрасную историю. И думаю, многие не знают. А вот если бы нам дали информацию или, говоря по-научному, пропиарили бы эту тему, то несомненно наш народ от всей души бы праздновал День святых Петра и Февроньи. При этом, правда, не отменяя День святого Валентина.

И в этом суть. Мы принимаем новые праздники, ни в коем случае не отвергая старые. Мы отмечаем и Новый год, и старый Новый Год.

Мы празднуем и православное Рождество, и католическое.

Мы ухитряемся погулять и на русской Пасхе, и на еврейской.

Как-то в марте я хотел проехать по Новому Арбату, а он был перекрыт. По проспекту шествовали наши люди с чужими флагами, гремели трубы-барабаны, и рекой лилось пиво. Ирландское. Потому что народ гулял на Дне святого Патрика.

Опять же, казалось бы, что нам этот Патрик-проповедник, утверждавший христианство в Ирландии, объясняя на примере кленового трилистника триединство Отца, Сына и святого Духа? Да уж, видно, есть что-то общее, раз мы его гуляем.

А жуткий Хэллоуин? Это уж вовсе какая-то чертовщина!

Ну и что? Наш народ - особенно народ юный - надевает кошмарные маски, напяливает тыквы со свечами, берет в руки смертные косы и гуляет напропалую.

Конечно, с этим пытаются бороться. Московское ведомство народного образования даже издало циркуляр о категорическом запрете празднования Хэллоуина в школах Москвы. Ну так школьники и не гуляли в школах. А гуляли себе по домам, дачам и клубам.

Церковь наша тоже мечет громы и молнии в адрес Хэллоуина и Валентина: мол, это же чистой воды язычество!

Да, может, оно и так, сокрушается народ, вестимо дело - язычество... Но продолжает гулять.

А я все думаю: отчего это так?

Ну, во-первых, просто народу вообще хочется праздника. Хочется - он и гуляет.

Но, может быть, дело еще и в том, что наш народ - интернационалист. И как воспитывали нас отцы, как учили нас деды: чужого горя не бывает, чужое горе - наша беда.

Поэтому мы солидаризировались с испанскими коммунистами, содействовали французским докерам, сочувствовали китайским кули.

Правда, мы как-то давненько уже не поддерживали борца за права индейцев Леонарда Пелтиера, не слали посылки голодающему доктору Хайдеру и не требовали свободы Луису Корвалану.

Пришли иные времена, и теперь у нас, похоже, другой лозунг: не чужое горе, а чужой праздник - наш праздник!

И теперь мы с той же пламенностью, с какой поддерживали боевую американку Анджелу Дэвис, гуляем чумовой американский Хэллоуин.

А что, может, это и правильней? Во всяком случае - праздничней!
 

Арк. ИНИН
вернуться к рубрикам номера
Copyright © 1997-2004 ЗАО "Виктор Шварц и К"

Rambler's Top100Rambler's Top100