Жизнь наверху
Грехи и страсти Настасьи Кински

Есть такое мнение: на отпрысках талантливых людей природа отдыхает. Но есть и другое: дети незаурядных родителей нередко наследуют их природный дар. Судьба киноактрисы Настастьи Кински - тому наглядная иллюстрация. 


Вообще-то, никакая она не Кински. И даже не Настасья. Настоящая ее фамилия - Накшински, и при рождении нарекли ее Аглаей. Но отец, актер Клаус Накшински, решил сменить фамилию на, как ему казалось, более импозантную - Кински. Да и Аглая звучало простовато. Другое дело - Настасья. Тем более что так звали одну из героинь Достоевского, которого он боготворил. Не менее трепетно относилась к великому русскому писателю и мать будущей звезды - поэтесса Руфь Бригитта Накшински.

Большой актер Клаус Кински в быту был, мягко выражаясь, трудным человеком. Истовый приверженец системы Станиславского, он возвращался со спектакля или со съемок наэлектризованным, выплескивая нерастраченные эмоции на домашних. А поскольку играл он преимущественно злодеев, негодяев и монстров, то можно представить, что бушевало у него в душе и как это отражалось на окружающих.

Разгневавшись, набрасывался на жену с кулаками. Но тем не менее жена его боготворила. Когда он ушел к другой женщине, у Бригитты произошел нервный срыв, она долго и безуспешно пыталась излечиться от любви к мужу. Уехала с дочкой в далекую Венесуэлу, надеясь, что расстояние и время помогут ей забыться.

Пока отец оставался в семье, мать и дочь вместе с ним кочевали по странам и континентам, где их ждали театральные подмостки и съемочные площадки. Из этих странствий смышленая девочка вынесла способность говорить на английском, французском, испанском языках плюс к родному немецкому и польскому. Ездить ей пришлось много и в дальнейшем, вдвоем с матерью, в поисках работы: уйдя от них, Клаус оставил жену и дочь практически без средств к существованию.

А потом случилось то, что обычно описывают в сказке о Золушке, которую вдруг встретил прекрасный принц. Настасье он явился в облике молодого, но уже успешного кинорежиссера Романа Полански. Польский эмигрант, чудом уцелевший в годы нацистской оккупации, он делал в Голливуде блестящую карьеру. Бонвиван, пользующийся неизменным успехом у женщин, был женат на молодой красивой американской актрисе Шарон Тейт. Да, той самой, которая в его отсутствие (он был на съемках) вместе с группой друзей была зверски убита шайкой сектантов-наркоманов. А через некоторое время после этой трагедии режиссера постиг другой удар - его обвинили в изнасиловании несовершеннолетней. Узнав, что выдан ордер на его арест, Полански бежал из Америки и был хорошо принят на европейских студиях.

В Мюнхене, куда Полански прилетел снимать модели для журнала «Вог», он увидел юную Настасью. Девушка, которой едва исполнилось 15 лет, была очень хороша и сразу привлекла его внимание. На предложение позировать ему Настасья, ни минуты не раздумывая, ответила согласием. Ее подкупило, что режиссер не делал никаких поползновений склонить ее к интимным отношениям, относился к ней, вспоминала она позднее, как к младшей сестре. Дарил ей хорошие книги, водил по театрам. Стоит ли удивляться, что Настасья страстно влюбилась. Отношения из просто дружеских плавно перетекли в романтические. Разница в летах? Для нее это не имело никакого значения. Всю последующую жизнь Настасью будут привлекать люди с биографией, значительно старше, - вот какой тип мужчины мог рассчитывать на то, чтобы стать героем ее романа.

А ее роман с Полански был столь же бурным, сколь и скоротечным: увлекшись другой женщиной, он резко оборвал его. Но за время недолгого общения режиссер сумел разглядеть в почти девочке будущую кинозвезду.

Расставаясь, он сказал рыдающей Настасье, что сделает из нее большую актрису. И это был тот редкий случай, когда мужчина сдержал слово, данное женщине при таких пикантных обстоятельствах. Полански взял бывшую любовницу на главную роль в картине «Тэсс» - экранизацию известного романа Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эбервиллей».

Кое-какой опыт общения с кинопроизводством у начинающей актрисы к этому времени был. Чуть раньше на нее обратил внимание известнейший немецкий режиссер Вим Вендерс. Точнее, не он, а его жена - актриса Лиза Крейцер. Она увидела девочку на дискотеке, и ей показалось, что та вполне подойдет на вакантную роль для фильма «Фальшивое движение», который снимал Вендерс. Это была роль без слов, и она могла бы остаться мимолетным эпизодом в биографии Настасьи, не пригласи ее «принц» Полански сниматься в «Тэсс». Лента с Кински в главной роли удостоилась трех (правда, второстепенных) премий «Оскар». Сам Полански остался без наград - ополчившееся против него американское общественное мнение не позволило режиссеру получить заслуженную золотую статуэтку. Зато Кински стала обладательницей престижной премии «Золотой глобус». С этого момента чувственную девочку-женщину хотели снимать все режиссеры.

А у актрисы, сразу же ставшей знаменитостью, были совсем другие мечты. Она грезила о семейном очаге, любимом муже, детях. Про «Тэсс», принесшую ей известность, говорила, что больше всего ей нравится сцена, когда героиня появляется с ребенком на руках. Уже в тринадцать лет, откровенничала Настасья, она мечтала о материнстве.

А тем временем слава ее росла. Немалую роль в этом сыграл модный тогда фотомастер Ричард Аведон. Он сразу же уловил неподражаемую чувственность девушки, ее какую-то колдовскую женскую прелесть. К тому же она, не жеманясь, с готовностью обнажалась на экране, согласилась сняться ню и перед фотокамерой. Публикация снимков стала событием, вызвавшим волну пересудов. От восторгов почитателей до кислого брюзжания ханжей, которые сочли поведение актрисы непристойным. Тем не менее молодая актриса была возведена в ранг секс-символа.

Став известной, Кински сама решала, с кем ей работать. Привлеченная именем Марчелло Мастроянни, она сыграла с ним в смелом, суперэротичном фильме «Оставайся собой». Журнал «Плейбой» не замедлил опубликовать кадры самых откровенных его сцен. Пресса захлебнулась от восторга: «Кински не боится выглядеть на экране развязно и провокационно». Потом она снималась с Жераром Депардье, Дадли Муром. Ее режиссерами были такие мастера, как Милош Форман, Жан-Жак Бенекс, Андрей Кончаловский... И почти обо всех ее партнерах, как и режиссерах, которые ее снимали, говорили, что у них был роман с актрисой.

Интересно, что сама Кински, неоднократно повторяя, что в слухах о ее многочисленных любовных связях много выдумки, признавала, что не раз влюблялась, верила очередному своему избраннику, однако в конечном итоге ее ждало разочарование. «Но я всегда говорила и говорю: мое кредо, выношенное с детских лет, неизменно - женщина должна иметь дом, семью, она призвана природой рожать детей и должна выполнять это свое предназначение».

На фоне ее любовных метаний сенсацией стало известие, что актриса выходит замуж. Первым человеком, который проявил серьезность своих намерений, готовность связать себя с ней узами брака, стал известный египетский продюсер Ибрагим Мусса. Он был намного старше Настасьи, но, как мы уже знаем, это обстоятельство в глазах актрисы имело скорее положительное значение. Не обошлось и без сюрприза. Через несколько месяцев после того как она официально сочеталась браком с Ибрагимом Муссой, у Кински, оставившей в замужестве свою фамилию, родился ребенок. Мальчика нарекли... Алешей. И опять пошли пересуды. Вспомнили, что беременность актрисы совпала со съемками фильма «Любовники Марии» Андрея Кончаловского. Стали говорить: к чему это было арабу давать сыну русское имя? Никакие объяснения в любви к Достоевскому (мол, я сама ношу имя его героини) не убеждали. Тайну Алеши Настасья хранит и по сей день. Что касается Кончаловского... Некоторые утверждали, что, подрастая, мальчик все больше обретал некоторые черты схожести с режиссером. Впрочем, как заметил один философ, все люди в чем-то похожи друг на друга.

На первых порах замужество Настасьи выглядело вполне благополучным. В прессе появлялись снимки, запечатлевшие семью на отдыхе на острове Корфу: улыбающиеся Настасья, Ибрагим и маленький светлый Алеша у матери на руках. Через два года после рождения Алеши появилась дочь Соня. Мечты актрисы о большой многодетной семье вроде бы стали сбываться. Но постепенно в семейном союзе стали появляться трещины. Их становилось все больше и заделывать их было все труднее. Говорили, что сказывалась разница в менталитетах, имея в виду несхожесть взглядов на положение женщины дома и в обществе, бытующих на Востоке и на Западе. А вообще, как говорят, чужая жизнь - потемки. И тем не менее и в этих «потемках» кое-что становилось очевидным. Те, кто видел пару на одном из московских кинофестивалей, утверждали, что любая искра, проскочившая между ними, могла разгореться в крупную ссору. Встал вопрос о разводе.

Для Кински наступил едва ли не самый трудный период в ее жизни. Началась череда тягостных судебных разбирательств. Ибрагим добивался, чтобы дети остались с ним. Свои домогательства он обосновывал, не скупясь на самые грязные обвинения в адрес бывшей супруги. В ход пошли интимные подробности семейной жизни, судейский стол был завален свидетельствами действительных и мнимых сексуальных связей актрисы. Ставилась цель доказать ее аморальность, легкомыслие и, следовательно, неспособность обеспечить нормальное воспитание детей. Естественно, о съемках на время пришлось забыть. Оплаченные Муссой люди подбрасывали в почтовый ящик Кински желтые газеты, в которых смаковались подробности перемывания «грязного белья», проходившего в зале суда. Позднее Настасья говорила, что в первый раз она заснула без снотворного после того, как суд Лос-Анджелеса вынес решение в ее пользу.

Но не успела она окончательно прийти в себя, как ее папаша Клаус Кински опубликовал книгу мемуаров, где поведал, будто бы вступал в кровосмесительную связь с дочерью, когда она была еще подростком. И не только с ней, но и со своей сестрой тоже. Потрясенная Настасья публично отреклась от отца. От намерения подать в суд ее отговорили адвокаты, объяснив, что в таких делах доказать ничего невозможно, а судебное разбирательство только подольет масла в огонь и даст дополнительную пищу скандальной хронике. «Отца у меня больше нет, - заявила она во всеуслышание. - Мало того, что он почти не жил в семье, теперь он смеет рассказывать выдуманные им истории из нашей якобы совместной сексуальной жизни». Эту выходку она отцу так и не простила, прекратив с ним всякие отношения. На его похороны актриса не пришла.

Еще одна попытка звезды создать полноценную семью не заставила себя ждать. Через некоторое время после того как Кински обрела свободу, завершив многотрудную судебную тяжбу с Муссой, ее стали замечать в обществе известного чернокожего певца и музыканта Куинси Джонсона. Дабы прекратить домыслы по поводу характера своих отношений, пара дала знать, что живет гражданским браком. Но что-то и в нем не сложилось. Куинси, о котором говорили, что он человек по натуре добрый, оказался очень ревнивым. Он считал, что они достаточно состоятельны, а потому актрисе надо меньше сниматься, уделяя больше времени ему, любимому. А еще хотел, чтобы она непременно была с ним во время его гастролей, что не устраивало Кински, болезненно переживавшую каждую вынужденную разлуку с детьми.

Впрочем, как самокритично признавала Настасья, и она тоже не подарок в семейной жизни - сказывались отцовские гены одержимого Клауса. Разрыв не носил столь драматического характера, как развод с Муссой, но глубокая душевная травма осталась. Осталось и более «вещественное» воспоминание об этом неудавшемся союзе - родившаяся незадолго до расставания темнокожая дочь Кения.

Сейчас дети подросли. Алеше - 19 лет, он музыкант, играет в оркестре. 17-летняя Соня и 10-летняя Кения учатся в школе. Кении о будущем думать еще рано, а Соня определилась, твердо заявив, что хочет стать актрисой.

Перевалив за 40-летний порог, актриса по-прежнему очень хороша, блистает зрелой женской красотой. Снимается редко и очень избирательно, тем более что на ее плечах лежит забота о детях. Да, говорит она, Алеша уже совсем взрослый, но для меня он по-прежнему ребенок, нуждающийся в заботе. Несколько лет назад снялась вместе с Даниэлем Отоем в фильме «Пропавший сын». Долго раздумывала, когда ей предложили сыграть одну из главных ролей в новой телеверсии «Опасных связей», где ее партнерами назывались Катрин Денев и Руперт Эверетт. Согласилась лишь после вмешательства старого друга и любовника Жерара Депардье (их краткосрочный роман приключился много лет назад во время съемок фильма «Луна в сточной канаве»).

На шутливый вопрос одного из корреспондентов, не хотела бы она еще увеличить свое семейство, Кински ответила вполне серьезно: «В своем нынешнем статусе я, естественно, не планирую больше рожать. Но если бог даст - почему бы и нет?»
 

Аркадий БУТЛИЦКИЙ
вернуться к рубрикам номера
Copyright © 1997-2004  ЗАО "Виктор Шварц и К"

Rambler's Top100Rambler's Top100