Из тьмы веков
Рыцарь без страха и упрека

История легендарного короля Артура до сих пор полна загадок

Едва ли найдется другой персонаж средневековых легенд и преданий, чья слава и известность могли бы соперничать со славой короля Артура - этого полумифического правителя древней Британии. Возникнув в незапамятной древности на основе сказаний кельтских бардов, эпос об Артуре за многие века своего существования стал известен и любим далеко за пределами Англии. Практически каждый трубадур или сказитель стремился внести свою лепту в создание легенды о древнем короле, вводя новые сюжетные детали и заимствования из древнегреческих мифов и сказок Востока.

Можно себе представить, сколь трудная задача стоит перед исследователями, стремящимися на основе анализа легенд о короле Артуре установить его возможные прототипы, а также соотнести описываемые в сказаниях события с событиями реальной истории.

О чем же повествуют эти некогда разрозненные предания, объединенные в XV веке стараниями сэра Томаса Мэлори в единый роман? История будущего короля Британии начинается в корнуолльском замке Тинтагел. Король Утер Пендрагон воспылал любовью к прелестной Игрэн, жене одного из английских рыцарей. Потерпев неудачу в своих попытках добиться благосклонности прекрасной дамы, король обратился за помощью к магу Мерлину, которому посредством чар удалось придать Утеру облик мужа Игрэн.

Итак, вскоре после того как король Утер Пендрагон обманом овладел Игрэн, на свет появился мальчик, нареченный Артуром. Незаконнорожденный претендент на престол, Артур вынужден был скрываться от бесчисленных недругов, поэтому детство и юность будущего короля прошли в замке одного из верных Пендрагону рыцарей. После смерти отца возмужавший Артур заявил о своем происхождении и, с честью выдержав испытание, был коронован на царствование. Поселившись со своей женой, королевой Гвиневерой, в замке Камелот, Артур решил, по совету Мерлина, сплотить вокруг себя весь цвет английского рыцарства, всех тех, кто своими подвигами и благородством заслужил право быть на равных с самим королем, восседая вместе с ним за огромным круглым столом.

Царствование короля Артура, согласно легендам, представляет собой нескончаемую череду доблестных деяний и подвигов: от сражений с драконами и великанами до поисков Грааля - чаши с кровью Христа - и даже участия в крестовых походах. Благодаря помощи Мерлина, король получил из рук феи меч Эскалибур, обладатель которого становился непобедимым. Последние годы Артура были омрачены тяжким предательством его племянника Мордреда, стремившегося своими интригами и наветами опорочить прославленного короля и завладеть английским троном.

Сойдясь с Мордредом в поединке в битве при Камлауне, Артур был смертельно ранен. Рыцари отвезли умирающего короля на остров Авалон - обитель фей и бессмертных героев древности, где он тихо скончался. Но тем не менее любой бард и странствующий сказитель неизменно заканчивал предание об Артуре утверждением, что в тяжелую годину древний король вернется к своим соотечественникам и отразит нависшую над Англией угрозу.

Король Артур - римлянин?

Таков, вкратце, сюжет преданий о короле Артуре. Но существовал ли в действительности некий рыцарь или монарх, достойный быть названным прообразом Артура? Или этот древний король - всего лишь порождение поэтической фантазии создателей легенд и рыцарских романов? Для ответа на этот вопрос обратимся к историческим хроникам Средневековья. Первое упоминание о короле Артуре в письменном документе относится к 1113 году и связано с довольно интересным случаем. Несколько французских монахов посетили Корнуолл и услышали от одного из местных жителей предание об Артуре - предводителе кельтов и бриттов, сражавшемся против англосаксонской интервенции.

Примечательно, что рассказчик без тени сомнения утверждал, что древний король жив и по сей день. Монахи подняли крестьянина на смех, но, как выяснилось, этого поверья придерживались все жители Корнуолла. Увидев, что крестьяне настроены весьма решительно, монахи сочли за лучшее ретироваться.

Другое летописное упоминание об Артуре исследователи обнаружили в объемном труде по истории Англии, написанном в 1125 году Вильямом из Малмсбери. Средневековый летописец утверждает, что Артур был предводителем кельтов и нанес тяжелое поражение англосаксам в битве при горе Бадон. И, наконец, почти полностью совпадает с устными преданиями биография древнего короля, изложенная в книге другого средневекового хрониста, Дрефри Монмаутского. Примечательно, что в этом труде история Артура впервые привязывается к реальной хронологии, - сэр Джефри датирует битву при Камлауне, ту самую, в которой король сошелся в своем последнем поединке с Мордредом, 542 годом. Кроме того, вызывает немало удивления тот факт, что жена короля Артура названа Ганхумарой, причем по своему происхождению она принадлежит к знатному древнеримскому роду. Хотя, возможно, именно это обстоятельство - родство кельтского военачальника с римской аристократией - сможет пролить свет на тайну с историческими прототипами Артура?

Попробуем на основе анализа древних легенд и сказаний, летописных хроник раннего Средневековья и доподлинно известных фактов из истории древней Британии реконструировать те события, которые легли в основу эпоса о короле Артуре. В V веке Британия, формально сохраняя статус одной из провинций Римской империи, фактически получила полную автономию, и объем власти князей и королей бриттов и кельтов намного превосходил полномочия римских наместников. В то же время страна постоянно подвергалась сокрушительным набегам англосаксов, пока некий Амброзий Аурелиан, стоявший во главе объединенной армии кельтских народов, не нанес интервентам сокрушительное поражение у горы Бадон. Официальная история относит эту битву к временному периоду между 490 и 520 гг., а местонахождение этой горы не установлено и по сей день.

Повествуя об этом замечательном событии, древние хроники неизменно упоминают имя Артура, хотя и не называют его королем. Согласно старинной уэльской хронике «Анналес Камбриз», кельты обязаны своей победой при Бадоне подвигу Артура, хотя подвиг этот был явно не боевого, а религиозного характера. Артур три дня и три ночи напролет нес на плечах крест Иисуса Христа, чем и обеспечил победу своим соотечественникам! Каким образом кельтам удалось заполучить столь значимую для всего христианского мира святыню, - этот вопрос летописи обходят стороной. Другие уэльские хроники и поэмы, например «История бриттов», написанная в IX веке монахом Неннием, и «Черная книга Кармартена» вносят ясность в вопрос о том, кем же все-таки был Артур - королем всей Англии или же просто полководцем, своими ратными подвигами прославившим свое имя в веках. Ненний именует Артура латинским титулом «дукс беллорум», что в современной системе воинских званий примерно соответствует генералу армии. Офицеры такого высокого уровня в древнеримской армии обычно возглавляли оборону целых областей и имели в своем распоряжении значительные воинские соединения. В «Черной книге Кармартена» приводится другой римский титул, который носил Артур - «амбероудир», что означает «император». Это звание не было закреплено в древнеримской военной «табели о рангах» и являлось, скорее всего, выражением почета и уважения, оказываемого солдатами своему полководцу.

Таким образом, сам собой напрашивается неожиданный вывод: Артур не был кельтом, а происходил из древнеримского аристократического рода, хотя сражался на стороне кельтов и стал впоследствии героем их преданий и легенд. Даже само имя Артур не соответствует лингвистической структуре кельтского языка, а является видоизмененной формой римского родового имени Арториус. Время рождения будущего полководца относится к последней трети V века (некоторые историки даже называют более точное время - около 470 года), а его предками были командующие римских гарнизонов, расквартированных в Британии, то есть военная аристократия, прочно обосновавшаяся в имперской провинции. Высокое происхождение и авторитет, которым пользовались римляне у местного населения, позволили Артуру чувствовать себя на равных с королями кельтов и бриттов. Когда же над Британией нависла угроза завоевания саксами, он не задумываясь стал на сторону тех, кто сражался против интервенции, серьезно подрывавшей интересы Римской империи в Британии. И нет ничего удивительного в том, что находившаяся под командованием Артура армия, организованная и обученная им в соответствии с римскими тактическими принципами, нанесла поражение англосаксам, превосходившим ее численно, но не имеющим ни малейшего представления о муштре, выучке и дисциплине имперских легионов.

На руинах Камелота

В легендах об Артуре встречается множество наименований замков, озер и городов. И если некоторые из них можно смело отнести к области преданий (как, например, Страна Одного Замка), то другие заслуживают, по-видимому, более пристального внимания историков и археологов. Наибольший интерес у исследователей старины вызывают замки Тинтагел и Камелот, а также мифический остров Авалон, где, по преданию, покоится тело Артура.

Проще всего оказалось обнаружить Тинтагел в Корнуолле, тем более что в распоряжении историков имелось множество указаний и сведений о его местонахождении. Руины легендарного замка, где, согласно преданиям, произошла встреча Утера и Игрэн, расположены на краю высокого обрыва, причем вторая, наиболее укрепленная часть Тинтагела была выстроена на скалистом острове и связана с первой лишь узкой горной тропой. Вот как описывал эту крепость Джефри Монмаутский. «Он расположен на море, и море окружает его со всех сторон. Нет к нему доступа, кроме узкой тропинки в скалах, которую могли бы преградить три вооруженных рыцаря, если бы ты наступал по ней даже со всей армией Британии...»

Однако радость исследователей по поводу обнаружения одного из замков, упоминаемых в легендах, была преждевременной: выяснилось, что неприступная крепость была воздвигнута в Корнуолле в XII веке по приказу норманнского герцога Реджинальда, то есть почти на шесть веков позже Артура. Пришлось снова обращаться к архивам, проводить на месте развалин Тинтагеля раскопки. На этот раз упорство ученых было вознаграждено: оказывается, крепость была сооружена на фундаменте более древней постройки, относящейся как раз к IV-V векам. Историки установили, что на месте норманнской твердыни некогда находилась обитель кельтских монахов. Стало быть, именно там могла произойти судьбоносная встреча Утера с Игрэн.

Разумеется, это объяснение идет вразрез с легендой, но на сегодняшний день эта версия является наиболее вероятной.

Что же касается могилы Артура и острова Авалон, то их местонахождение было установлено еще в XII веке. Большинство специалистов сходятся во мнении, что Авалоном именовался один из холмов в графстве Соммерсет, у подножья которого находятся руины Гластонберийского аббатства. В древности этот холм был окружен болотами, которые во время весеннего половодья превращались в озера, поэтому в легендах он был назван островом. В 1190 году местные монахи раскопали одну из могил на старом кладбище аббатства, где обнаружили кости высокого мужчины и кости женщины, даже с прядью белокурых волос. Сама могила располагалась между двух каменных столбов, а надпись на свинцовом кресте, найденном в погребении, гласила, что в этом месте, на острове Авалон, покоится Артур со своей супругой Гвиневерой. Почти сто лет спустя, в 1278 году, останки короля и королевы по приказу Эдуарда I были перезахоронены в построенной неподалеку часовне.

Однако судьба оказалась не столь благосклонна к древнему полководцу после его смерти: в 1539 году, во время кромвелевской реформации аббатство было уничтожено, могила Артура вскрыта и кости развеяны по земле. На сегодняшний день несколько письменных документов и изображение найденного в могиле креста, помещенное в книге 1607 года, - единственные свидетельства в пользу существования погребения Артура и Гвиневеры.

Что же касается Камелота - постоянной резиденции древнего короля, то его обнаружение оказалось гораздо более затруднительным, нежели поиски Тинтагела и Авалона. Предположив, что название этого замка не исчезло бесследно, а, видоизменившись, сохранилось в более поздних топонимах, историки, вооружившись географической картой, стали отыскивать на ней объекты, наименование которых так или иначе созвучно слову «камелот». Удача улыбнулась им: в окрестностях холма Кэдбэри-Касл, располагающегося неподалеку от руин Гластонберийского аббатства, находится деревня Камел и река Кам. Кроме того, местные жители убеждены, что именно на Кэдбэри-Касл возвышался некогда легендарный Камелот. Как гласит одно из преданий, в ночь на Иванов день можно услышать даже топот копыт коней Артура и его рыцарей, спускающихся из призрачного замка к ручью.

Весть о находке вызвала значительный резонанс в научных кругах. Был создан Комитет по исследованию Камелота во главе с профессором Редфордом, и начались раскопки. Холм преподнес археологам немало сюрпризов: оказалось, что этот тихий идиллический уголок Англии тысячу лет назад являлся одним из крупнейших по тем временам городов. Под многометровой толщей земли были обнаружены поселения эпохи неолита, затем бронзового и железного века, и наконец, поселения кельтов и римлян. Некоторые постройки определенно относятся к тому времени, когда жил Артур - к V-VI вв. На склоне холма были найдены остатки мощеной дороги, а сама вершина была некогда окружена рядами мощных стен, защищавших покой владельца этого укрепления. Но вот являлся ли этим владельцем сам Артур - на этот вопрос пока не удалось получить однозначного ответа.
 

Вадим СУМИН
Назад к содержанию номера
Copyright © 1997-2004 ЗАО "Виктор Шварц и К"

Rambler's Top100 Rambler's Top100TopList