Свет истины
Возрождение Cвятой Софии

Айя-София, или собор Святой Софии, возвышающийся в Стамбуле, свыше тысячи лет олицетворял вселенскую власть христианства. Он и ныне почитается одной из величайших святынь.


Храм назван в честь cвятой Софии, матери святых Веры, Надежды, Любови, зверски казненных римским императором Адрианом на глазах у матери. Она сама была замучена последней. Популярное имя София означает «премудрость». По учению церкви Христа часто отождествляют с Софией как с символом Божественной премудрости.

Географическое положение столицы Восточной Римской империи, окончательно размежевавшейся с Западной лишь в 395 году, позволило Константинополю безраздельно господствовать над Восточным Средиземноморьем и Черным морем. После падения Рима, разрушенного готами и вандалами, значение Царьграда еще более возросло. Власть византийского императора Юстиниана, признанного наместником Бога на земле, распространялась на всю Малую Азию, Балканы, Египет, Сирию, Палестину, Кипр, Крит и острова Эгейского моря. В состав империи входили отдельные районы Аравии, Месопотамии, Армении, греческие полисы Крыма.

И как символ духовного всемогущества храм святой Софии увенчал собой новую столицу мира - Константинополь. Действительно, в центре города, на самом высоком холме, вблизи от дворца и ипподрома, вырос собор, превосходящий все, что было здесь прежде. Возвышаясь над прочими строениями, он и по сей день еще издали виден с Босфора.

Пришлось снести целый квартал, чтобы очистить место для нового чуда света. Зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милотский возвели его со сказочной быстротой - всего за пять лет. Работы поглотили чуть ли не всю государственную казну. Из храма Амона в Гелиополисе доставили восемь порфировых колонн, что прежде были похищены для святилища Артемиды в Эфесе. Византийские императоры изрядно опустошили греческие и египетские храмы. Мрамор, золото, серебро, слоновая кость и драгоценные камни - словом, все, что было пригодно для внутренней отделки собора, отправлялось в Константинополь.

В день долгожданного освящения император на запряженной 14 лошадьми колеснице совершил торжественный переезд из дворца к порталу святой Софии. Сопровождаемый патриархом, он вместе с царедворцами и военачальниками вступил под несравненные своды. Струи света, изливаемые из окон купола, дивным образом смешивались с лучами, бьющими из полусфер приделов.

Создавалось ощущение, что внутри церкви больше света, чем под открытым небом. Живописные и мозаичные образы на стенах казались живыми. Изобразив над головой Софии благословляющего Христа, иконописец подвесил под куполом серебряного голубя - символ Святого Духа. Вселенское значение храма и города знаменовал и каменный фетиш, получивший название «пупа земли». Поставленный в самом центре, он властно приковывает взгляд. Тем более что прямо над ним свисает голубь. И как ее продолжение - золотая цепь, на которой, согласно легенде, подвешен к небу сам купол собора, парящий в лучах.

Предназначенный для императорских и патриарших церемоний, храм святой Софии пережил и византийских императоров, и саму Византию. Но не меркнет его свет: видимый, что льется из полукруглых окон центрального купола, отчего внутреннее пространство церкви словно бы раздвигается во все стороны, а свод обретает ажурную легкость и тайный, эзотерический доступный зрению посвященных.

Вступая в храм, мы попадаем в ауру грандиозной космической идеи. Семь поворотов лестницы восхождения, как семь ступеней посвящения. Каждое открывшееся число наполнено многообразием глубинного символа, переосмысленной христианством жреческой мудростью. Сплошь магические числа!

Храм построен по типу трехнефной базилики (т.е. состоит из трех - идея Троицы - продолговатых частей, разделенных колоннами). Увенчивает его огромный купол, возведенный на «парусах» - треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре (четыре стороны света) мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф.

Длина храма составляет 81 метр, ширина - 72 метра, высота - 55 метров, а диаметр купола превышает 31 метр. Пол украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса в соборе были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями. На этих колоннах находились иконы. Совершенно уникальным произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была искусно сделана из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка. Престол полукругом обрамляли колонны из яшмы и порфира.

Во время празднеств император Юстиниан, искренне считавший себя наместником Бога на земле, восседал на левой стороне престола, правая же оставалась пустой: она была предназначена для Иисуса Христа.

А сверху все это великолепие венчает изумительной красоты купол диаметром около 30 м, сложенный из особого кирпича, который привозили с греческого острова Родос. Сорок ребер расходятся от центра купола к его основанию, в котором прорезано 40 окон - пронизанные светом, они делают купол похожим на украшенную бриллиантами корону. Архитекторам надо было не только укрепить круглый купол на прямоугольном основании, но и создать конструкцию, выдерживающую его вес. Они решили эти нелегкие задачи, разместив вокруг купола меньшие по размеру полукупола, которые, в свою очередь, опираются на еще меньшие полукупола.

Алтарь отделяла колоннада (12 столпов) серебряного иконостаса с бесценными образами в медальонах. Инкрустированный самоцветами золотой престол осенял поддерживаемый четырьмя серебряными колоннами и увенчанный крестом балдахин.

Дискосы, чаши, потиры - вся утварь, включая оправленные в тяжеловесный металл книги Ветхого и Нового Завета, сверкала в храме золотом и многоцветьем драгоценных камней. Когда во время ночных служб одновременно вспыхивали шесть тысяч золотых лампад, сравнение с Фаэтоном, излившим свет на святыню, отнюдь не казалось поэтическим преувеличением. Одновременно ночная Святая София, освещенная паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, во мраке густой южной ночи озаряла все вокруг, подобно грандиозному маяку, что возвещал мореплавателям о близости столицы византийских императоров.

Храм оставался центром восточного христианского мира почти тысячу лет. И, увы, неудачи, с самого начала преследовавшие Святую Софию, не переставали обрушиваться на нее. Не прошло и 20 лет после окончания строительства, как церковь была повреждена землетрясением и ее частично перестроили. Постепенно расхищались и сокровища храма. В 1204 году направлявшиеся в Иерусалим участники четвертого крестового похода, враждебно настроенные к восточной, православной, церкви (разделение между Римом и Константинополем было окончательно оформлено в 1054 году), разграбили внутреннее убранство собора.

Однако страшный разгром не смог уничтожить Византию. В 1261 г. император Михаил Палеолог освобождает Константинополь от латинян и вновь провозглашает восстановление Византийской империи.

Святой Софии нанесли огромный ущерб крестоносцы. Согласно хроникам того времени, до захвата ими города и храма алтарь Святой Софии был сделан из чистого золота, расписан эмалью и украшен драгоценными камнями. В середине церкви стоял амвон, искусно выполненный из слоновой кости, серебра и цветного мрамора. Современники утверждали, что только в одной ризнице хранилось от 4,5 до 16 тысяч килограммов серебра.

Ранним утром 29 мая 1453 г. предрассветную тишину над Босфором разорвали барабанный бой и грохот пушек. Осаждающие ринулись на штурм древнего Константинополя. Город второй месяц героически оборонялся от полчищ турок-османов. Их султан Мехмед II, известный под именем Завоеватель, поклялся сокрушить последний оплот «неверных» на Востоке. Величественные стены города оказались плохой защитой. 100-тысячному войску османов противостояло около 7 тысяч человек, половину из которых составляли венецианцы и генуэзцы, защищавшие не столько город на Босфоре, сколько связанные с ним свои торговые прибыли. Западная Европа так и не прислала обещанной помощи. Константинополь был обречен. Сквозь пролом в стене турки ворвались в город. Император Константин погиб в бою, христианские воины были частью перебиты, частью взяты в плен. Лишь немногие сумели спастись на итальянских кораблях. А Мехмед Завоеватель въехал в Константинополь на белом коне.

Вскоре купол Святой Софии увенчал турецкий полумесяц. Интересно, что в правой части собора и по сей день имеется небольшая ниша. Если приложить ухо к стене, можно услышать легкий шум. Христиане, жители Стамбула, сложили легенду, согласно которой в день штурма Константинополя турецкими войсками в церкви скрывались 10 000 верующих. Когда турки ворвались в храм, священник, продолжая читать молитву и держа в руках чашу со святыми дарами, направился к боковому нефу. Мечи уже были готовы поразить его, как неожиданно стена раскрылась и он исчез в ней. Легенда утверждает, что священник в своем укрытии продолжает читать молитву и, когда Святая София вновь станет христианской, он вернется к алтарю, чтобы продолжить службу.

В XVI веке храм превратили в мечеть. Перестройкой руководил Синан-Паша (1489-1588), один из величайших архитекторов мусульманского мира, строитель прекрасных дворцов и мечетей. Синан не тронул внешний облик Святой Софии, но добавил четыре минарета, откуда муэдзины сзывали правоверных на молитву. Поскольку ислам запрещает изображение людей, архитектор приказал закрасить большинство фресок и мозаик.

«Но великое искусство нельзя убить, - пишут исследователи храма М.Губарева и А.Низовский. - До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой православной святыни».

Восстановление ее интерьеров началось в 1932 году. А в 1934-м мечеть в Святой Софии была упразднена и вместо нее открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров...
 

Еремей ПАРНОВ
Назад к содержанию номера
Copyright © 1997-2004 ЗАО "Виктор Шварц и К"