Прикосновение к святыням
Храм Гроба Господня

Одно из самых священных мест христианства - храм Гроба Господня в Иерусалиме - уникальный архитектурный ансамбль. Здесь под единой кровлей разместились объекты всеобщего поклонения: храм на Голгофе, часовня Гроба Господня и величественный храм Воскресения.


Иисус Христос, как свидетельствуют евангелисты, родился в Вифлееме, воспитывался в Назарете, но распят и погребен был в Иерусалиме. На третий день после смерти Он воскрес, а в сороковой день вознесся на небо. Этим этапам священнейшей мистерии соответствует каждый камень великого храма.

Место, где римские солдаты распяли Иисуса, называлось Голгофой, что означает «череп». То ли округлый холм, на котором свершилась казнь, подсказал название, то ли древняя легенда, повествующая, что под Голгофой захоронен череп Адама. Здесь чувствуется связь времен: от первого человека, созданного Богом Отцом, до Сына Божьего.

После снятия с креста Иисуса перенесли в расположенную поблизости пещеру в скале, где Иосиф Аримафейский высек гроб.
И положил Его в новом своем гробе,
который высек он в скале; и привалив большой
камень к двери гроба, удалился.
Матфей 27:60

Нет никаких разночтений ни по поводу места распятия, ни захоронения. Согласно Иоанну, Голгофа находилась близ Иерусалима. Остальные евангелисты говорят еще более определенно: вне стен города. Весьма важное указание. Спустя века оно вызвало ожесточенные споры.

Каждое слово в Евангелиях полно значения, тем более когда говорится о чудесном исчезновении тела из закрытой пещеры. Приваленный большой камень затворный ученикам пришлось отвалить. Согласно Марку, «он был весьма велик» и, очевидно, достаточно тяжел. Судя по описанию, «дверь», а точнее - отверстие, находилось довольно низко, поскольку надо было наклоняться, чтобы заглянуть внутрь. Но каменный гроб был пуст!

«Петр... наклонившись увидел только пелены лежащие...»
Лука 24:12

«И наклонившись увидел лежащие пелены...»
Иоанн 20:5

Мария Магдалина, «наклонившись во гроб», узрела двух ангелов «сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело».
Иоанн 20:12

Надо понять - могила была так называемой скамеечной.

Именно такая, высеченная в скале, гробница, по счастливому случаю, была обнаружена в 326 году. Мать императора Константина путешествовала по Святой земле. Августейшую христианку Елену заинтересовало языческое святилище - храм Венеры, воздвигнутый в честь богини любви и красоты римским императором Адрианом. Она остановилась, чтобы тщательно осмотреть сооружение, тем более зная от епископа Макария, что где-то здесь могла находиться пещера, в которой захоронили Христа. И чудо свершилось! В подземелье языческого храма Елена обнаружила вход в пещеру.

Храм Венеры повелели разрушить, и в 335 году на руинах воздвигнули базилику - «царский дом» по-гречески. Так появилась одна из первых церквей победившего христианства - храм Гроба Господня.

За полуторатысячелетнюю историю священный храм много страдал от пожаров и разрушений. Но всякий раз восставал, словно птица Феникс из пепла, в еще более прекрасном облике. С V по XI век во времена владычества персов, а затем арабов, церковь, а вернее - церкви, воздвигнутые над гробницей Христа, подверглись тотальному уничтожению. Попытка византийского императора Константина Мономаха в XIII веке воссоздать святилище успехом не увенчалась. Не преуспели в этом и герои Крестовых походов. Взбудораживший всю Европу призыв к «освобождению Гроба Господня от неверных» обернулся грабительскими набегами и беспощадным избиением мирных граждан.

Ныне существующий храм был восстановлен после большого пожара в XIX веке благодаря пожертвованиям правительств России и Франции. Сегодня паломники могут увидеть прямо напротив его высоких входных дверей, буквально в нескольких шагах от них, лежащий на мраморном полу камень «миропомазания»: место, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса. Это большая плита из бледно-розового мрамора, над ней укреплен на четырех металлических столбах невысокий балдахин. 
На столбах висят неугасимые лампады от всех главных христианских конфессий.

За «камнем миропомазания» - глухая стена главного храма - Воскресенского собора, справа от которой вход на Голгофу, находящуюся под одной крышей с церковью Гроба Господня. Слева расположена обширная ротонда центрального здания храма, перекрытая голубым куполом. Диаметр ротонды составляет 32 метра, вокруг - впечатляющая колоннада из 18 массивных колонн, а в центре, над священной пещерой Гроба Господня, возвышается мраморная часовня (кувуклия).

Сотни тысяч верующих устремляются сюда ежегодно, чтобы собственными глазами увидеть святыни, о которых рассказывают Евангелия: саму Гробницу, Голгофу, скалу, что дала трещину в момент смерти Спасителя, каменный столб, у которого Его подвергали бичеванию, тот самый огромный камень, где сидел Он в терновом венце, и еще один, на коем тело помазали и обвили погребальными пеленами...

Под собором Воскресения - сложная система подземелий, а все вместе - подлинный лабиринт, где на разных уровнях разместились главные святыни.

Ажурная колоннада с мраморной резьбой объемлет Пещерную Гробницу и образует Придел Ангела - память о пережитом Марией Магдалиной событии:

«ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив
отвалил камень от двери гроба и сидел на нем».
Матфей 28:2

В отличие от Иоанна, Матфей сообщает об одном ангеле:
«Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег».
Матфей 28:3

Оттого и сияющий мрамор из Каррары в Приделе Ангела.

Часть затворного камня вмурована ныне в аналой из такого же «белого, как снег» монолита. Мраморными плитами покрыто и гробовое ложе, обращенное в богослужебный престол. Лампады от разных христианских конфессий денно и нощно озаряют непорочную белизну покоев, стократно преломляются их лучи в зеркале мрамора.

Храм на Голгофе разделен сквозной аркой на две равные части: место распятия Искупителя грехов человеческих принадлежит православным, правая часть представляет собой католическую капеллу.
Главные события крестного пути Иисуса, смерти и воскресения обрели в храме как архитектурное, так и литургическое оформление.

Тогда распяты с Ним два разбойника: один
по правую сторону, а другой по левую.
Матфей 27:38

Яма, в которую был врыт крест Иисуса, окантована серебром, два черных круга помечают предполагаемые места, где находились кресты разбойников. Сквозная арка между православным и католическим отделами как бы обозначает раздел на восточную и западную церковь, не преодоленный по сей день.

Скорбное место незримо вобрало в себя ожесточенные споры по поводу истинного расположения святынь христианства. Но если хотя бы в этом вопросе между Ватиканом и православными патриархатами установилось согласие, то англиканская церковь не признала подлинность места захоронения. Ведь в Евангелиях определенно указано, что Христос был распят вне тогдашних стен Иерусалима. Лишь в 41 году Тетрарх Ирод Антиппа приказал окружить северную часть города стеной, охватившей и Голгофу, и сделанный Иосифом Аримафейским в скальной пещере гроб.

За линией древней стены, невдалеке от Дамасских ворот, была обнаружена так называемая Садовая - расположенная в саду гробница. Ее-то англиканская конфессия и считает за подлинную. Археологи обнаружили там два пустых гроба, причем один так и не был закончен.

На Святой земле много древних захоронений. Но Гроб Господень только один.

В храмовом комплексе зримо представлены бесспорные евангельские реликвии. Наиболее монументален из них - соборный храм Воскресения. В самой его середине установлена каменная ваза, символизирующая «центр мира», «пуп земли». В подземелье, к месту Обретения Креста Господня, ведет многоступенчатая лестница. По преданию, именно здесь императрица Елена, впоследствии причисленная к лику святых, обнаружила деревянный крест с гвоздями.

Капелла в честь святых Константина и Елены принадлежит армянской церкви, она же владеет и Местом Обретения Риз. На месте этом римские воины, что стерегли Спасителя, делили по жребию Его одежды. Армяне-монофизиты, в отличие от католиков и православных, почитающих в Иисусе и Бога, и Человека, признают лишь единую божескую природу.

Впрочем, каковы бы ни были многовековые противоречия между различными христианскими конфессиями, все отступает на задний план перед искупительной жертвой Христа. В храме Гроба Господня расположены францисканский монастырь и принадлежащая древней эфиопской общине гробница Иосифа Аримафейского, владения Московской патриархии и Греческой церкви, а на «лавице» - каменном ложе, где покоилось тело Спасителя, ежедневно совершаются православные, католические и армянские литургии.

И каждый раз высокие ворота храма отпирает, а затем запирает сторож-магометанин. Из поколения в поколение в этой мусульманской семье ключи от храма Гроба Господня передаются старшему сыну.
Изысканное убранство храма - также коллективный вклад различных конфессий. Среди образов его четырехъярусного иконостаса можно видеть несколько икон, пожертвованных российским императором Александром I, а три роскошных паникадила - дар императора Николая I.

Широко разошлись по миру и здешние драгоценные реликвии. Осколки колонны, у которой, по преданию, был привязан Иисус Христос, хранятся ныне в церквах Испании и Венеции, а пелена (плащаница) - в соборе Турина. Впервые о ней стало известно лишь в XIV веке, а подлинность ее, с разрешения Ватикана, проверяется и по сей день передовыми методами современной науки.

Согласно религиозному учению, только через Христа и его Евангелие свет Воскресения в полном блеске взошел над миром. И священный огонь, что каждый год вспыхивает в урочный день в скальной пещере, вновь и вновь напоминает всем о чуде Воскресения.

Весенний праздник Пасхи - главный из христианских праздников - установлен в честь этого величайшего события новой эры, ознаменованной Вифлеемской звездой.

При всех загадках, которые не дают покоя богословам, историкам, археологам, будь то негативный отпечаток мертвого тела на плащанице или тайна дивного пламени, что вспыхивает само собой в тот единственный день Воскресения, одно остается вечным на все времена. Это - греческая надпись на мраморной доске над входом в Гробницу:

«Что вы ищете среди мертвых? Его нет здесь: Он воскрес».
 

Еремей ПАРНОВ
Назад к содержанию номера
Copyright © 1997-2004 ЗАО "Виктор Шварц и К"