Лечит Бетховен

Каждый из нас не раз возился на кухне под приглушенные звуки радио. Но почему-то вместо обычного ощущения уюта и спокойствия иной раз копится глухое раздражение. Оказывается, вместо любимых лирических мелодий в эфире звучит рэп.


Специалисты объясняют: да, музыка очень интенсивно влияет на человека. Настолько, что используется для лечения целого ряда заболеваний. Разная музыка вызывает различные эмоции. Одна, с положительной информацией (любовь, радость, покой), приносит физическое и психическое здоровье. А есть музыка противоположной ориентации, вызывающая в человеке ощущение дискомфорта, раздражения, ущербности существования, которая провоцирует возникновение психосоматических заболеваний, неоправданных поступков и негативных привязанностей. Значит, музыка и лечит, и калечит.

В данной статье мы хотим предложить  один из возможных музыкотерапевтических путей, в двух словах сводящийся к тому, что человек должен ориентироваться в первую очередь на музыку того композитора, чей психологический облик наиболее ему близок.

«Подобное лечится подобным», - говорили древние. Однако необходимо признать, что музыка радостная, ликующая далеко не всегда окажет целебное воздействие на пациента, удрученного горем или внутренним разладом. В лучшем случае она может быть воспринята как досадный шум, в худшем - как насмешка. Но способен ли помочь потенциальному самоубийце похоронный марш? Разумеется, нет! Однако если «призрак смерти» сменится обворожительным, манящим видением, то это будет уже некий, пусть даже весьма абстрактный, выход для измученного сознания. Возможно, именно музыка станет лучом надежды во тьме болезненно зажатого на «неразрешимой» проблеме мозга, подскажет некую альтернативу.

Образцом универсальной «музыкотерапевтической звуковой материи» является, безусловно, творчество Людвига ван Бетховена (1770-1827), хотя создатель образа гармоничного, совершенного героя, живущего в согласии с природой, окружающим миром и самим собой, был, как известно, глубоко несчастным и болезненным человеком.

Физические недомогания преследовали Бетховена всю жизнь. В детстве он перенес натуральную оспу. На семнадцатом году, вскоре после смерти матери, будущий композитор жалуется на одышку и меланхолию и при этом высказывает опасения, что первая «может превратиться в чахотку». В 25 лет в своей записной книжке он говорит о «немощи тела». Затем в течение всей жизни Бетховен страдал расстройством желудочно-кишечного тракта, которое то усиливалось, то ослабевало...

Последние пять лет жизни композитор, по словам его биографа, стал жаловаться на сильные ревматические боли, затем у него разлилась желчь. Его часто мучают воспаление кишок и боли в желудке, кровотечение из носа, кровохарканье. Вследствие всего этого его душевное настроение сделалось весьма тяжелым, и тоска снова овладела им в сильнейшей степени. 

Композитор часто испытывает страх смерти, боится умереть внезапно во время припадка. «Как мой любимый дед, с которым я имею столько сходства», - пишет он. Затем у Бетховена начинается брюшная водянка, и 26 марта 1827 года композитор скончался.

Анализ жалоб, свидетельства биографа, врачей, друзей, длительность заболевания, прогрессирующее ухудшение здоровья позволяют предположить диагноз основных заболеваний Бетховена. Это хронический гепатит, осложненный циррозом печени, развитием печеночной недостаточности, а также хроническая кишечная инфекция с клиническими проявлениями гастроэнтероколита.

Мы можем только поражаться, как измученный болезнями человек нашел в себе силы для великих творческих свершений.
Сам Бетховен ответил на этот вопрос так: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю ей, чтобы она меня сокрушила». Единственным оружием великого музыканта в поединке с судьбой была его несгибаемая воля и невообразимая, гениальная одаренность. Кипение творческой энергии не прекращалось ни на минуту - в мозгу даже тяжелобольного, прикованного к постели композитора постоянно возникали все новые и новые музыкальные образы и идеи. Его музыка в основе своей светла и величава, как будто ее сочинял вполне счастливый человек. На самом деле такова была единственная для Бетховена возможность выжить.

«Сочинение музыки, - писал о нем композитор Б.Асафьев, - превратилось в борьбу с жизнью во имя творчества... Его незатейливая биография звучит как созданная самой жизнью трагедия, потому что уже в простом сопоставлении слов: оглохший музыкант - содержится глубокая и страшная ирония».

Неблагополучные родственные отношения с братьями и племянником, временами очень тяжелое материальное положение, непонимание современников, неудачи в попытках устроить свою семейную жизнь и, наконец, постепенно усиливающаяся глухота - все это вызывало у Бетховена приступы депрессии чисто физиологического характера. Временами он впадал в такое отчаяние, что думал о самоубийстве, и только нравственное чувство и искусство, по его словам, удерживали его от рокового шага. До конца жизни композитор остается стойким оптимистом и находит в себе силы спеть «Оду к Радости» в последней из своих симфоний.

«Самым большим, самым лучшим другом тех, кто страдает и кто борется» назвал Бетховена Ромен Роллан. Преодоленное страдание и победа над самим собой - вот главный пафос искусства немецкого мастера. 

Основное «музыкотерапевтическое» содержание его творений сводится к мобилизации здоровых сил организма на борьбу с недугом. «Пациентами» Бетховена могут быть, видимо, люди преимущественно холерического или сангвинического темпераментов.

Что же касается конкретных рекомендаций по использованию бетховенской музыки, то ее имеет смысл дифференцировать по уровням борьбы с определенными негативными эмоциями, спровоцировавшими то или иное заболевание. Это могут быть: депрессия, страх, тоска, отчаяние, повышенная возбудимость, агрессивность, комплекс  неполноценности.

Напомним, что, как правило, психологи воздействуют на причину, оставшуюся в прошлом, поэтому ни пациента, ни врача не должна смущать продолжительность предлагаемого сочинения - иногда следует увидеть и прочувствовать весь путь преодоления недуга.

Для устранения депрессивной причины заболевания можно порекомендовать следующие сочинения Бетховена:
1. Соната № 8 для фортепиано («Патетическая») - полностью.
2. Соната № 23 для фортепиано («Аппассионата») - полностью.
3. Симфония № 3 («Героическая»), 2-я часть.

Для борьбы с последствиями пережитого когда-то страха:
1. Концерт для фортепиано с оркестром № 4, 2-я часть.
2. Концерт для фортепиано с оркестром № 3, 1-я часть.
3. Симфония № 7, 2-я часть (Allegretto).

Тоска преодолевается в следующих сочинениях:
1. Соната для фортепиано № 7, 2-я часть (Largo e mesto).
2. Соната для фортепиано № 10, 2-я часть.
3. Соната для фортепиано № 17 («с речитативом») - полностью.

Пути борьбы с отчаянием Бетховен показывает в симфониях:
1. Симфония № 5, части 3 - 4.
2. Симфония № 6 («Пасторальная»), части 4 - 5.
3. Симфония № 9, финал.

Для лечения повышенной возбудимости можно использовать:
1. Сонату для фортепиано № 2, 2-я часть (Largo appassionato).
2. Сонату для фортепиано № 26, части 2 - 3.
3. Концерт для фортепиано с оркестром № 5, 2-я часть.

Преодоление агрессивности показано в таких сочинениях, как:
1. Рондо для фортепиано «Ярость по поводу утерянного гроша».
2. Увертюра «Кориолан».
3. Соната для скрипки и фортепиано № 9 («Крейцерова»), 1-я  часть.

Для изживания комплекса неполноценности могут быть полезны:
1. Увертюра «Эгмонт».
2. Соната для фортепиано № 15, части 1 - 2.
3. Соната для фортепиано № 21 («Аврора»), части 2 - 3.

Проблема несчастной любви занимает в героическом мире бетховенских творений совершенно особое место. Бетховен - потомок фламандских крестьян, был вынужден проводить свою жизнь в аристократическом мире, где только и могло быть востребовано в те времена его искусство. Изначальное сословное неравенство композитора и его окружения больнее всего проявилось в личной жизни автора «Аппассионаты», который так и не смог жениться ни на одной из своих возлюбленных. 

Так, например, графиня Джульетта Гвиччарди, которой композитор посвятил свою популярнейшую «Лунную» сонату, отказала ему из-за этого неравенства. Вторичную, но также весьма существенную роль в личной жизни Бетховена играли глухота и связанные с нею странности его характера.

Если Бетховен в некоторых творениях и выражает свои любовные чувства, то он делает это (как и в письмах к любимым женщинам) в таких отвлеченных, «лунных», мистических тонах, что о чувственности, грубой страсти не может быть и речи, да это и противоречило бы всему психическому облику композитора, такому цельному во всех отношениях. Не будучи женатым, он должен был до конца жизни оставаться девственником, и можно предполагать, что как результат сублимации его полового чувства человечество получило величайшие музыкальные творения. В сущности, наиболее популярные из его сочинений лирического плана выражают как раз недостижимость любимого существа. Но связано это не с разочарованием в нем (как у Шумана), не с вторжением рока (как у Чайковского), а с неземным характером самой любви, которая возносит предмет обожания на недосягаемую небесную высоту. 

Поэтому, наряду с универсальной музыкотерапевтической «темой Любви и Смерти» Вагнера, как лекарство от травмы несчастной любви можно рекомендовать следующие бетховенские творения:

1. Соната № 14 для фортепиано («Лунная»), 1-я часть.
2. Пьеса «К Элизе» для фортепиано.
3. Вокальный цикл «К далекой возлюбленной».

Попробуйте в новогоднюю ночь вместо недружного хорового исполнения соседями и гостями неувядающего «Камыша», вместо нервных современных теле- и радиоритмов послушать Бетховена. Уверены: великая музыка зарядит вас оптимизмом и избавит от комплексов на весь грядущий год!..
 

Галина КНЯЗЕВА,
кандидат медицинских наук,
 психотерапевт,
Андрей БАНДУРА,
кандидат искусствоведения, композитор
вернуться к рубрикам номера

Copyright © 1997-2004 ЗАО "Виктор Шварц и К"