Психоанализ
Работа дураков не любит

Как преодолеть ловушки первого собеседования?

   Поиск работы - ситуация сейчас совсем не редкая. Почти каждый из нас хоть однажды проходил собеседование, после которого мы либо получали вожделенное место, либо снова попадали на биржу труда. В последнем, скорее всего, не было нашей вины - например, техническое образование не соответствовало содержанию данной вакансии. Однако для того чтобы быть уверенным в эффективности собеседования, то есть в том, что вы прошли его вполне успешно, надо знать определенные (психологические) правила поведения.

I. Главное, что вы должны помнить: собеседование - это встреча двух равноправных сторон. Вы пришли не как проситель, а как профессионал - выяснить, насколько вам подходят предлагаемые работодателем условия и оплата труда.

II. Собеседование есть самопрезентация, а ни в коем случае не исповедь. Конечно, необходимо придерживаться фактов, но любую информацию можно подать выгодно для себя.

III. Здороваетесь ли вы, называете ли свое имя, отвечаете ли на вопросы - все это нужно делать с удовольствием! Чрезвычайно важно, с каким настроем вы пришли на собеседование, с какой интонацией и выражением лица вы говорите. Итак, третье правило гласит: доброжелательность, уверенность, правдивость.

IV. Все мы знаем об эффекте первого впечатления, которое складывается в первые 7 секунд знакомства. Вы только открыли дверь, вошли в кабинет, а ваш собеседник уже имеет о вас определенное представление. Какое? А вот это полностью зависит от вас.

Поэтому при подготовке к собеседованию необходимо:

а) создать настроение победителя - «я доволен собой, я доволен жизнью, у меня есть все, что мне нужно, я позитивно воспринимаю мир и всех людей (в том числе и менеджера по персоналу, с которым предстоит общаться!)». Как это сделать? Прежде чем войти в кабинет, вспомните что-то очень хорошее, приятное для вас и держите мысленно этот образ во время беседы;

б) одеться в стиле, принятом на фирме, для чего полезно провести предварительную разведку, побольше узнать о возможном работодателе. При этом вам нужно чувствовать себя естественно и комфортно - одежда должна быть удобной и не «только что из магазина». Кстати, по негласному офисному этикету по стоимости ваш туалет должен приближаться к одной месячной зарплате, не превышая ее.

V. Один из законов этики интервью гласит: режиссер - тот, кто пригласил вас на собеседование. Перехватывание инициативы здесь недопустимо!

Теперь остановимся на некоторых моментах собеседования более подробно.

1. Прийти на собеседование желательно чуть раньше назначенного времени - будет возможность оценить обстановку, почитать внутрифирменную информацию, услышать, как принято называть директора, как общаются между собой сотрудники и т.д.

2. Подобно тому, как разные режиссеры снимают кто мелодрамы, кто комедии, кто эпосы, а кто триллеры, так и собеседования бывают различных типов. Тип собеседования зависит от специфики предстоящей кандидату работы, а также от личности самого рекрутера.

Есть, например, так называемое «стрессовое интервью» - попытка вывести человека из равновесия. Оно, как правило, проводится в случае, если позиция связана с многочисленными стрессовыми ситуациями. Допустим, вас заставили долго ожидать в приемной. Учтите, скорее всего, это не случайность, а проверка вашего терпения и уровня стрессоустойчивости.

3. С самого начала беседы умейте слышать вопрос и отвечайте конкретно. В некоторых фирмах, к примеру, вам могут предложить: «Хотите ли что-нибудь выпить - чай, кофе?» Тут нужно ответить: «Спасибо, да» или «Спасибо, нет». Если же вопрос звучит: «Вам чай или кофе?» - надо выбрать. Имейте в виду, это тоже тест.

4. Вопросы на собеседовании могут задаваться любые. Надо быть к этому готовым и, напоминаю, всегда говорить доброжелательно и уверенно!

5. Существенно не только ЧТО, но и КАК вы говорите. Рассказывая о себе, используйте активные глаголы: «я умею», «я владею», «я работаю»...

Речь - это показатель интеллекта: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

6. При последней российской переписи населения обнаружился интересный факт: оказывается, замужних женщин у нас в стране гораздо больше, чем женатых мужчин. А дело в том, что пары, живущие в гражданском браке, по-разному относятся к своему семейному положению. Женщины думают, что они замужем, а мужчины считают себя холостыми. В связи с этим надо четко себе уяснить, что на собеседовании на вопрос: «Ваше семейное положение?» - следует ответить: «Замужем» или «Женат» только при условии, что ваш брак официально зарегистрирован.

7. Если у вас есть маленькие дети, обратите внимание на следующий вариант эффективных ответов кандидата на вопросы рекрутера на эту тему:

- Есть ли у вас дети?
- Да.
- Сколько?
- Двое.
- Сколько им лет?
- Два и пять.
- Не помешает ли это работе?
- Я думала над этим вопросом и решила его.

8. Когда речь заходит о вашей прежней работе и о том, почему вы ушли, главное правило: о прошлом, как о покойнике, - только хорошее. Без агрессии, никакого негатива: «Не было возможности карьерного роста, однако приобрел полезный опыт, остались хорошие отношения с коллегами» и т.п.

9. Вопрос о ваших сильных и слабых сторонах часто смущает. Маленькая подсказка. Разговор о достоинствах вполне этично начать так: «Коллеги по работе (или друзья) говорят, что я...». Далее сделайте упор на профессиональные навыки, обучаемость и положительные характеристики, более относящиеся к работе, такие как ответственность, целеустремленность, инициативность. Естественно, не забывайте о конкретных примерах.

Что касается «минусов», их надо подавать так, чтобы это звучало как «плюс»: «Нет опыта работы, но есть большая заинтересованность...»

10. Гармонично развитый человек умеет и работать, и отдыхать. Посему, когда вас спрашивают, как вы проводите свободное время, или просят рассказать о вашем хобби, говорить о своих увлечениях нужно воодушевленно и обязательно со знанием дела. Но не долго.

11. В последней части собеседования рекрутер обычно интересуется у кандидата: «Какие у вас есть вопросы?» И по содержанию последних оценивает качество вашей мотивации. Вот примеры правильных тем, затронутых кандидатом в своих вопросах:

- специфика работы;
- делегирование полномочий;
- какой человек на этом месте для вас был бы эффективен?

12. У нас остается один, пожалуй, наиболее важный, а иногда и решающий аспект собеседования - будущая зарплата. То, что вы должны обязательно сделать, - провести предварительный маркетинг аналогичных позиций!

А. Как правило, зарплата называется самим менеджером по персоналу. Если она мала, уместно спросить: «Какой у вас пакет компенсаций?»

Б. Иногда выясняют у кандидата, какие деньги он хотел бы получать. В этом случае называйте адекватную цифру и держите паузу. Кто первым открыл рот, тот и проиграл.

В. Если же вдруг вопрос о зарплате вообще не поднимался, вы вправе задать его самостоятельно. Отмечу лишь, что психологически выгодно спрашивать таким образом: «Какую зарплату принято платить на этой должности в фирме?» или «На какую зарплату я могу претендовать?» - спокойно, доброжелательно!

13. В конце беседы надо поблагодарить за уделенное вам время.

14. Не обрекайте себя на муки длительного ожидания ответа. Сократить его максимум до одной недели вполне в вашей власти. Попрощавшись, спросите: «Когда я могу узнать о результатах: в начале или в конце недели, когда мне позвонить?»

Жанна Русецкая, психолог
вернуться к рубрикам номера
Copyright © 1997-2005 ЗАО "Виктор Шварц и К"

Rambler's Top100Rambler's Top100