"Если ко всему относиться серьезно, то - хана..."
Общаться с народным артистом России, режиссером и руководителем
Театра Сатиры, всенародным любимцем Александром Ширвиндтом - это удовольствие.
С первых же минут он, набивая стильную
трубку ароматным табаком, запросто переходит на «ты», а его остроумие
сродни рефлексу - оно непроизвольное и органичное.
- Александр Анатольевич, как вам удалось сохранить такое
неизбывное чувство юмора и что сегодня смешит лично вас?
- Грубо говоря, я ироничен. И самоироничен... Прежде всего
я насмехаюсь над самим собой. Чувство юмора нельзя терять ни в коем случае.
Особенно в Новый год. Только оно спасет. Если ко всему, что сейчас происходит,
относиться серьезно, то - хана.
- А как вы считаете, над чем сейчас актуально смеяться?
- Ужас в том, что смеяться вроде можно над всем, а не
хочется. Раньше, когда ощущался дефицит возможности сказать острое слово,
едва ли не каждый носил «фиг в кармане». А сейчас - пожалуйста: лепи!
- Вообще-то, дефицит всегда было принято ругать...
- А разве это не стимул для существования? В театре, в
кино, в быту - все шло через дефицит и поиски. Чего стоили одни только
походы в знаменитую автомобильную комиссионку в Южном порту. Чтобы купить
списанную машину, требовалось стать чуть ли не космонавтом и принести сто
справок. Была история, когда я помогал Зиновию Гердту выбрать там иномарку.
Это старье с правым рулем развалилось потом через три-четыре месяца. Но
зато какое счастье было - Гердт купил «Вольво»! Или вот: курю я трубку.
Сейчас в любой подворотне сто пятьдесят марок табака. А когда мы начинали
курить, было всего три: «Золотое руно» в Москве, «Трубка мира» и «Капитанский»
в Ленинграде. И что мы делали? Ссыпалось все вместе в целлофановый пакет,
добавляли дольки яблока, чернослив, несколько капель коньяку... И все это
отдаленно напоминало нормальный табак.
- Говорят, вы трубки коллекционируете и нет, мол, для
вас лучшего новогоднего подарка, чем хорошая трубка...
- Я своих в театре уже даже предупредил, что взяток трубками
больше не беру. С трубками раньше было так же плохо, как и с табаком. А
коллекции у меня никогда толком не было. Свалка! И на даче, и здесь. Причем
домашние норовят каждый раз вымести трубку в ведро, когда увидят ее на
полу. Хорошо, если успеешь заметить. Есть люди, которые хранят трубки под
стеклом, в специальных стойлах. Для каждой - свое стойло, чтобы удобно
лежать. Вот это коллекция, а у меня - свалка.
- Нет ли сожалений по поводу того, что можно было потратить
время, силы и талант на что-то более важное, чем поиски дефицита?
- А все совмещалось. Был момент творчества. Зато сегодня
просто лапы опускаются. Иди куда хочешь, говори, что в голову взбредет.
Ну и что? И кому это адресовать? Деду Морозу?
- А есть такие, которые пишут без самоцензуры и купюр.
Вот и Татьяна Егорова в своих книгах и интервью сказала о вас немало «добрых»
слов. Как вы это оцениваете?
- Как болезненное явление. Она же только и ждет, чтобы
я отреагировал. Но я не собираюсь ввязываться ни в какие скандалы и выяснения.
Чего она там еще понаписала, не знаю. Поезд давно ушел. У Татьяны Егоровой
была сложная жизнь, и ее взаимоотношения с Андреем Мироновым тоже были
непростые. У него не только с ней были непростые отношения. Человек он
был увлекающийся и любвеобильный.
А вот делать из этого бестселлер - это только на слабые
читательские мозги. Ну, да бог с ней...
- Вы вообще как к вере относитесь? Говорят, у вашего театра
есть свой священник?
- В штате - нет. Но когда у нас начались неприятности
и болезни - одно за другим пошло, - мы пригласили отца Вадима, очень интеллигентного
и милого человека. С тех пор мы дружим, он приходит к нам на премьеры,
освящает, крестит наших детей...
- Вы в браке почти пятьдесят лет. Это правда, что к будущей
жене вас привела корова?
- Действительно, золотая свадьба на носу. В новом году
и отметим. Мы поженились сразу после института, а в двадцать четыре года
я уже стал отцом. На каникулах в старших классах я с родителями отдыхал
в дачном поселке «НИЛ». «НИЛ» - это не река, а Наука, Искусство, Литература.
Там я и познакомился с Наташей Белоусовой. Кстати, поселок этот основал
когда-то ее дед, главный архитектор Москвы. В его знаменитую семью я попал
именно благодаря корове. Я в те годы жить не мог без молока. Моему растущему
организму позарез был нужен кальций. И, совершая походы за парным молоком
к соседям, я обратил внимание на симпатичную хозяйку коровы. Это было началом
нашего романа.
- Кинематограф навязал вам стереотип сердцееда и соблазнителя,
и в театре вас за глаза и в шутку называют бабником. А в жизни семейные
узы вас никогда не тяготили? И как вы сумели их сохранить?
- Живу по законам супружества, нового-то ничего не придумали.
Придумали бы - может, было бы хорошо. Жена моя, как и ее дед, - архитектор.
Много строила, плотно работала, мои занятия ее никогда особенно не интересовали.
Есть жены-душечки, и иногда очень завидно, когда встречаешь такую пару.
Но представишь что-то подобное у себя дома и думаешь: «Убить! Убить! Немедленно».
Что-то средненькое, наверное, хорошо. Наш же брак держится на параллельном
существовании.
- А увлечения и флирт это существование допускало?
- На флирт требуется время, он предполагает какую-то свободу,
хотя бы передвижения. Значит, надо что-то придумывать и маскироваться.
Тут ведь маскарадная борода Деда Мороза не выручит - нацепил ее, и никто
уже тебя не узнаёт... Мысли о свидании не вызывают у меня ничего, кроме
скуки. Измена - это предательство и круглосуточное вранье. Я считаю, что
это аморально. И женщине я, наверное, никогда не простил бы измену...
- А чем закончились поиски жизненного пути вашего сына
Михаила? Вы довольны тем, как сложилась его судьба?
- Я доволен, что Миша занимается профессией, которую сам
выбрал. Доволен, что он нашел в себе мужество уйти из театра сам - его
никто не гнал. Ведь театр - это вековые кандалы. Но ушел не в никуда, а
занимается и продюсерством, и телевидением. Хотя на телевидении сейчас
бог знает что. Особенно раздражает бесчисленное количество шоу.
- Рассказывают, что когда Михаил был школьником, вы с
ним здорово намучились...
- Его выгоняли из четырех школ за взрывы. Он таскал с
урока химии реактивы, заворачивал их в газеты и... спускал в унитаз, после
чего это устройство порой выходило из строя на месяц. А студентом как-то
7 ноября с друзьями, выпив для храбрости, залез на крышу здания и сорвал
красное знамя. Этим скандалом занимался тогда КГБ...
- Вы своим родителям доставляли меньше хлопот?
- Мой отец, скрипач, мечтал, чтобы из меня вырос Паганини,
и заставлял до одури учить гаммы. Я отпрашивался в туалет, а дальше держал
длительную оборону в ванной, вызывая гнев всей коммунальной квартиры. В
конце концов преподаватели музыкальной школы объяснили моим родителям,
что к музыке я не пригоден.
- Вы ведь учились в элитной мужской школе, в одном классе
с сыном Хрущева?
- Там учились Буденные, Хрущевы. Кагановичи, Гена Рождественский...
И все были шпаной. Поэтому что-то путное о Сереже Хрущеве конца 40-х годов
я рассказать не могу. Бегал, дрался, ничего особенного в нем не было, только
очень заикался... Я видел его несколько месяцев назад в Бостоне. Теперь
он живет в Америке, солидный человек, ученый...
- Правда, что вы жили в одном доме с Фаиной Раневской?
- Вот когда уходит какая-нибудь мощная фигура, появляется
миллиард ближайших друзей, знакомых, соучастников. Так и с Раневской.
И все говорят: «Она мне сказала». Или: «Я помню, мы шли...»
Мне с Фаиной Георгиевной приходилось пересекаться физически,
поскольку мы рядом жили. Иногда она мне звонила. Вот один из последних
ее звонков: «Шура, мне врачи прописали дышать воздухом. Проволоки меня
по двору на автомобиле». Причем она не мучалась над придумыванием шуток
ночами, как некоторые. Она просто так жила, так мыслила - парадоксально.
- Какие-то человеческие качества, по вашему мнению, наши
современники утратили? Например, романтизм?
- Еще герой «Свадьбы» Чехова сокрушался, что «теперь в
людях мало романтизма». Его, если задуматься, всегда мало. Нам говорили,
что коммунизм - будущее человечества, а начинался он с коммуналок. Моя
семья жила в одной из них. Там была масса прелестных вещей: и помощь, и
поддержка. А как дружно отмечали новогодние праздники! Хотя социальный
срез нашей квартиры был полюсный. Дама, что жила напротив, - из библиотечной
сферы, рядом с ней - семья совершенно слесареобразная, потом художник со
своими холстами... И уживались, крыс друг другу не подбрасывали. Вот сейчас
разобщенность дошла уже до полного кошмара. Я не знаю, чем это объяснить,
но нам сегодня очень не хватает доброты.
- Это главное качество, которое вы цените в людях?
- Пожалуй, да, основное. Я ценю доброжелательность и внутреннюю
интеллигентность. Если бы я мог, то прописал бы всем поголовно таблетки
от злости.
- Александр Анатольевич, у вас удивительная, редкая фамилия.
Она когда-нибудь осложняла вашу жизнь?
- Меня спрашивали, куда ты в артисты идешь с такой фамилией?
Кто это выговорит? В 1956-м, когда уже кончал театральный, покойный Саша
Конников, замечательный режиссер, делал обозрение «Москва с точки зрения...».
И я с молодой актрисой Некрасовой должен был «водить» зрителей по Москве.
Саша сказал мне: «С такой фамилией - это утопия». И я стал там Ветровым.
- Почему Ветровым?
- Потому что, когда сажали моих дядей и теток, меня на
всякий случай отправили в поселок Сокол. Он до сих пор существует у станции
метро «Сокол». Там жили наши друзья Ветровы, и на некоторое время я стал
Ветровым. А потом снова Ширвиндтом, и все мои потомки - Ширвиндты.
- Уехать никогда не хотелось?
- Никогда, потому что я долго не могу находиться нигде:
ни в Израиле, ни во Франции, ни в Америке. Мой дом здесь. Знаю некоторых
артистов, которые уехали из России. Ты здесь - действующая фигура, а там
что? Сидеть на пособии в сквере? Многие уезжали и умирали.
Если говорить о туристических поездках на Кипр или Лазурный
Берег, то больше пяти дней я нигде не могу. У меня дача есть на реке Истре
- старая, родовая, с тридцать шестого года. Без колонн, уже на одном боку
стоит, но я там - в своей тарелке.
- И как вы обычно отдыхаете?
- Возможностей все меньше и меньше. Вот как раньше? Сидим
с другом: «Слушай, давай рванем в Адлер?» Садимся в двенадцать ночи в автомобиль
«Победа» вдвоем. И, меняясь за рулем, допиливаем до Адлера. Купаемся и
отчаливаем обратно. Или, как часто бывало, срываемся с Державиным и летим
на рыбалку в Астрахань. Ловим рыбу, живем в палатке... Иногда с Андреем
Мироновым рыбачили, но он червя боялся. Надо было за него посадить червяка,
забросить, дать в руку ему удочку - и тогда он сразу засыпал. В общем,
рыбак он вялый был... Сейчас рыбалка - это солидный выезд. Термос, трубка,
ребята сопливые червей подносят, ты с ними расплачиваешься, сидя на мягком
стульчике. И - сон. Глубокий. Пока карп сам тебя в воду не утащит.
- Один из героев пьесы Михаила Рощина «Старый Новый год»
на вопрос о том, что ему надо, отвечает: «Что есть, то и надо». А «что
надо» сейчас, накануне волшебного праздника елки, Александру Ширвиндту,
чего-то ему не хватает?
- Может быть, душевного равновесия... А по большому счету,
человеку всегда чего-то не хватает - дружбы, любви, успеха, денег... Так
и должно быть. Когда чего-то не хватает - к этому ведь стремишься. Дефицит
- это бензин, на котором мы едем.
Беседу вела Евгения УЛЬЧЕНКО
|