Маленький большой человек
Если взрослые не уважают детей, дети перестают уважать взрослых
Сначала меня просто привлекла забавная манера детской
речи, ошибки, перевирание слов: «Там, в зоопарке, один был белый, а другой
был бурный медведь»; «Мама, дай мне бутерброд с величиной»; «А у нас был
доткор!»; «Вот идет кондуткор».
Мне казалось, что ребенок может говорить только о веселых
пустяках. Но постепенно я убеждалась, что тема не исчерпывается смешными
и забавными фразами, а включает в себя и сложные психологические, порой
необычайно глубокие движения детской души.
Вот ребенок уже научился задавать вопросы, и они сыплются
на взрослых почти без перерыва.
Маленький мальчик спрашивает:
- Мама, разве луна - это человек?
- Почему ты такие глупости говоришь, - возмущается мама.
- Ведь ты уже большой, тебе четыре года!
- А почему тетя Валя сказала вечером, когда мы гуляли:
«Вон видишь, луна вышла и на нас смотрит, а ты балуешься!»?
Так помогите ребенку хоть немножко! Отвечайте ему, товарищи!
Ему не нужны ни литературные обобщения, ни научные изыскания.
Надо говорить коротко и просто: так, мол, и так. Но никогда
не отвечайте: «не знаю». Ведь дети верят, что взрослые знают всё. Не разочаровывайте
их. А взрослые для него - и восьмилетний брат, и восьмидесятилетний дедушка.
Трехлетний Толик говорит своей маме про шестилетнюю Марину:
- Мамочка, эта маленькая тетя меня подняла, когда я упал!
Каждый раз удивляюсь, откуда малыши знают, чем им надо
интересоваться. Девочка проходит мимо машин хладнокровно. Мальчишка, даже
малюсенький, останавливается рядом с колесом грузовика, замирая от счастья.
Мальчики при этом ужасно боятся походить на девчонок.
Когда Мите в первый раз сделали прическу с боковым пробором,
он страшно возмутился:
- Я не буду так ходить! Так только женщины причесываются.
- Тогда скажи, какая же прическа мужская, по-твоему?
- Не знаю. Ну хотя бы лысина.
А вот анекдот или маленькая история, рассказанная англичанином.
- Папа, скажи мне, откуда я взялся? - спрашивает сын.
Бедный папа, бледнея и краснея, не находя слов, начинает
рассказывать, как они с мамой полюбили друг друга, как поженились. Мальчик
внимательно слушает некоторое время, потом нетерпеливо перебивает:
- Нет, папа, я не про вас с мамой спрашиваю. Вот у нас
в классе один мальчик из Бресфорда, два других из Манчестера. А я-то откуда?
Взрослому часто трудно уловить ход мысли ребенка. Так
и здесь - отец начал объяснять мальчику что-то свое, а ребенок, оказывается,
просто хотел узнать, откуда он приехал.
Конечно, у каждого взрослого свой метод воспитания ребенка,
который ему кажется самым лучшим. А теперь на помощь приходит еще телевизор.
Какое количество зрелищ, новой информации, советов получает маленькое создание!
Все надо переварить, усвоить! Найдется ли у нас, взрослых,
время, терпение, чтобы быть хоть иногда рядом, чтобы объяснить непонятное,
вовремя определить доступную дозу?
Маленький Саша слышит по радио объявление: в 19 часов
30 минут опера Россини «Севильский цирюльник» - и вечером сообщает отцу:
- Сейчас пойдет опера «Советский целинник».
Отец удивлен, он не знает такой оперы, а Саша так уловил
и понял в совершенно незнакомом, чужом названии близкие ему, понятные слова.
Внимания и активности у ребят хватит, только подавай пищу
их уму. Я сказала одному Димке:
- Слушай, что ты смотришь все передачи подряд? Нельзя
же так!
Он мне ответил:
- Можно. Бабушка сама говорит, что телевизор на меня очень
хорошо влияет. Я хотя бы в это время не хожу на голове и ничего дома не
ломаю.
Но ничто, никакой телевизор никогда не заменит ребенку
живого общения в семье, не научит его простым правилам: «Сиди прямо», «Отвечай,
когда тебя спрашивают», «Не перебивай взрослых», «Не кричи так громко в
троллейбусе», «Не толкайся».
Четырехлетний сын горестно говорит отцу, с которым встречается
только в выходной день (отец уходит, ког-да сын еще спит, а приходит, когда
он уже спит):
- Папа, почему мы с тобой никогда не совпадаем?
Трудно себе представить, как рано проявляется во всем
характер маленьких людей, черты будущего человека: мягкая уступчивость
или откровенный эгоизм, упрямство или удивительная чуткость, мужество или
равнодушие.
Четырехлетний внук сидит со своей бабушкой и рассказывает
ей страшные сказки о разбойниках. Потом говорит:
- Мой папа Алеша. А у тебя папа кто?
- У меня папы нет, - отвечает бабушка (еще не старая),
- он давно умер.
Когда бабушка собирается уходить, мальчик серьезно говорит
ей:
- Ты, бабушка, не печалься. Я как вырасту, стану твоим
папой и защитю тебя от разбойников.
Была у меня знакомая девочка пяти лет. Как-то вечером,
встретив ее в саду с куклой в руках, я спросила:
- Что же ты так поздно вынесла свою дочку в сад? Она же
простудится!
Девочка посмотрела на меня с превосходством человека,
не подверженного нелепым фантазиям, и сухо сказала:
- Ну что вы! Как же она может простудиться? Она неживая.
Английский писатель У. рассказал мне, что как-то получил
письмо от маленькой школьницы. Она писала: «Дорогой мистер У.! Я хочу стать
писателем, как и Вы. Только почему-то у меня ничего не получается. Это
потому, что у меня совсем нет никаких мыслей. Я Вас очень прошу, если у
Вас будут оставаться лишние мысли, присылать их мне». Мистер У. прочел
это письмо жене в присутствии своей маленькой дочери, которая строго спросила:
- Я надеюсь, папа, ты уже послал ей хоть одну мысль?
Вот как удивительно чувствуют и думают дети! Воспитатели,
папы и бабушки, только держитесь да приглядывайтесь, как бы чего не пропустить,
как бы помочь им удержать хорошее и не укрепить плохое.
Мы часто беспокоимся, почему дитя так поздно начинает
ходить. Но редко задумываемся, почему так долго не пробуждается в нем душевная
деликатность, скромность, желание помочь кому-нибудь.
Дома навсегда должна быть исключена фраза «Оставь его,
он еще маленький». Эти маленькие мгновенно все улавливают.
Мне часто говорят:
- Вы, наверное, очень любите детей? Ведь вы их так хорошо
знаете!
Это верно, я знаю их хорошо. Может быть, поэтому мне трудно
ответить одним словом: «да» или «нет».
Прежде всего, я разговариваю с детьми всегда с уважением,
серьезно, не подлизываюсь к ним и в то же время не фамильярничаю:
- Ты долго ломал эту машину? - спрашиваю небольшого человека
с остатками автомобиля, прижатыми к груди.
- Долго, - говорит он охотно. - Два дня.
Обычно дети хитро лавируют, пользуясь всеми доступными
и недоступными способами, чтобы добиться своего. И в большинстве случаев
это им удается. Не позволил папа - бегут к бабушке, к маме. Заступники
всегда найдутся, и постепенно слово «нельзя» для некоторых детей перестает
существовать вовсе. Между тем это первое понятие, которое ребенок должен
усвоить. А вместо него появляется «хочу».
Говоря серьезно, уважение - первая заповедь человеческого
общества. Значит, прежде всего надо уважать ребенка и этим воспитывать
в нем чувство собственного достоинства. Тогда можно ожидать, что и он будет
уважать других.
Вот мы едем в поезде. В вагоне можно встретить и малыша.
Если он вас интересует, вы, очевидно, поговорите с ним, расскажете что-нибудь,
глядя вместе в окно. Но чаще всего взрослые в ребенке находят для себя
дорожное развлечение: иной, проходя мимо, нажимает на нос или на живот
ребенка, не считаясь с тем, приятно это ему или нет, произнесет «тр», «дзинь».
Думая, что начало знакомству уже положено, взрослый задает вопрос: «Куда
едешь, мальчик?» Это уже седьмой раз сегодня его об этом спрашивают, но
мальчик отвечает покорно:
- К папе.
Пассажир, поглядывая на молодую маму, говорит громко,
чтобы она слышала:
- Зачем тебе к папке ехать? Поедем со мной!
- Нет, - испуганно отвечает мальчик, - я к папе хочу.
Тогда попутчик хватает его поперек живота, почти до потолка
подбрасывает и с хохотом объявляет:
- А вот возьму и унесу тебя! А твоя мама одна поедет к
папке!
Обычно дело кончается ужасным ревом, и малыш не покажется
в коридоре, пока страшный дядя не сойдет со своим страшным чемоданом с
поезда.
Но бывают варианты. Дети быстро усваивают эту фамильярную
манеру. Они хохочут, требуют несколько раз в день, чтобы их подбрасывали.
Заходят в любое купе, жуют конфеты, виснут на «чужих тетях», сидят на коленях
или носятся по коридору с криком, воплями, барабанят в закрытые двери.
Нельзя ни читать, ни отдохнуть. Их никто не остановит: «Как же можно? Ведь
это же дети! Они еще маленькие. Пускай побегают!»
Бывает, что и мамы этим весьма довольны. Они спокойно
сидят, болтают, вяжут. Мамы даже не подозревают, что первый урок неуважения
к взрослым их детьми усвоен.
Движения души ребенка не всегда понятны взрослому. Маленькая
школьница пишет письмо в редакцию, сообщает, что она согласна лететь на
Луну в любое время. В письме приписка-просьба: «Я только прошу вас, если
можно, чтобы это было в воскресенье - тогда и папа сможет полететь со мной».
Услышать детей очень трудно. Если подойдешь к ним поближе,
они, как птицы при приближении человека, перестают петь, тут же перестанут
разговаривать, уставятся на вас и будут разглядывать. Но я нашла способ
общения с ними. Я никогда не задам ребенку стереотипный вопрос: «Как тебя
зовут?» или: «Сколько тебе лет?»
Почему-то взрослые пользуются только этими фразами, чтобы
установить с ребенком контакт. Как будто нельзя спросить человека еще о
чем-нибудь...
Публикацию подготовила
Зоя ТАРАСОВА
|