2005

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"

 

Праздник, который всегда с нами

Да иначе и быть не могло: ведь это - Фестиваль! Именно так, с большой буквы, можно назвать уникальный праздник, который подарили зрителям Министерство культуры России, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Российская государственная цирковая компания.
Немало сил для того, чтобы праздник состоялся, приложила и команда генерального продюсера фестиваля Олега Ремизова.
Причем дворец шапито вырос на Поклонной горе не случайно, ибо сам фестиваль был посвящен 60-летию Победы и проходил под девизом «Мир выжил, потому что смеялся». И потому на уличных мини-сценах задолго до входа в зал публику развлекали клоуны и жонглеры, плясуны-гиганты на ходулях, акробаты на батуте из самодеятельных цирковых коллективов. Здесь же мотогонщики из Испании выкручивали пируэты в «Шаре смерти», высоко в небе над восторженной публикой скользил на мотоцикле и выделывал на натянутом тросе немыслимые трюки эквилибрист Ласло Шимет, а детишки разных возрастов, разодетые в карнавальные костюмы, удивляли гостей своими гимнастическими способностями...
о вот начинаются конкурсы фестиваля, и номер за номером погружаются зрители, а их было более десяти  тысяч, в череду открытий и удивлений. Именно так и должно быть на смотре, где проходит не только показ, но и конкурс мастеров из 12 стран мира. А оценивают его члены жюри - профессионалы высочайшего уровня.
Казалось бы, что нового можно показать в номере с обручами-хулахупами, который исполняется разными артистами уже многие десятки лет? Но вот в лучах прожекторов появляется Салима Пейппо и виртуозно сливает в экспрессии музыку, пластику, кружащиеся кольца, а в конечном счете представляет зрителю не просто высокую технику, а художественный образ, в котором одним из символов стали те самые «устаревшие» обручи.
Как не попытаться после такого сверхэмоционального выступления проникнуть за кулисы и поговорить с девушкой, которая представляет Финляндию и по всем традиционным представлениям нарушила каноны и жанра, и флегматичного темперамента северян.
- Да, мой характер и стиль выступления, наверное, действительно не типичны. Некоторые даже стали меня теперь называть «горячая финская девушка», - говорит мне, улыбаясь, Салима. - Но в нашем искусстве, думаю, нельзя быть «холодными». Я впервые участвую в таком ответственном смотре, и, конечно же, он для меня очень важен. В моей стране цирк не имеет таких традиций и такого высокого ранга, как в России. Хотя родители мои - люди далекие от циркового искусства, я с детства мечтала выступать на манеже. И сделать свой оригинальный номер, которого, может, ни у кого еще и не было. У меня для этого есть и силы, и желание. Ну а мастерству я училась в Москве, в Государственном училище циркового и эстрадного искусства, которое недавно закончила. Так что можно сказать, что здесь, на фестивале, осуществилась моя мечта. Ну а дальше, конечно, работа над собой и еще раз работа...
В этом небольшом, одном из первых моих фестивальных интервью, отразились, пожалуй, главные стороны, точнее даже - главный смысл праздника. И смысл этот в том, что на манеж в шапито у Поклонной горы вышли, в первую очередь, молодые, творчески одаренные и влюбленные в цирк артисты многих стран мира. И для большинства из них этот фестиваль, несомненно, станет трамплином в будущее и запомнится на всю жизнь. Об этом, кстати, говорили уже в день открытия II Всемирного и генеральный директор Росгосцирка народный артист СССР и России Мстислав Запашный, и директор Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, и многие почетные гости фестиваля.
омера и аттракционы этого международного циркового смотра видели сотни тысяч зрителей и на общероссийских телеканалах, и, что было впервые для мастеров манежа, в реальном времени на портале Интернета «Культу.ru». Но никто не показывал, что и как происходило во время коротких репетиций перед выступлениями артистов. А напрасно! Именно здесь были скрыты «невидимые миру слезы» и именно здесь можно было увидеть те подводные камни, которые требовали наибольших усилий артистов.
Вот, например, одиннадцатилетняя девчушка Ван Фэн из китайской провинции Шань-Си. Пока манеж занят репетицией других номеров, она постелила на небольшой площадочке рядом с ареной каучуковый коврик и отрабатывает номер с диаболо. Подкинутая партнершей вверх, Ван Фэн должна бросить ввысь крутящуюся катушку-диаболо. Потом, пока та в воздухе, сделать сальто назад и успеть вновь поймать ее на нить между палочек. Но вот - одно падение юной артистки, потом еще одно, потом неловко подвернутая нога заставляют сделать двадцатиминутный перерыв. Но упорства и воли девчушке не занимать. И она опять начинает работу...
Я видел, сколько нервов и усилий на репетициях потратила и молодая пара - муж и жена Бобровы, пока довели до филигранности свой номер «Парный корд-де-парель». Без достигнутой Виталием и Оксаной отточенности мельчайших деталей, думаю, их задумку лирической композиции в воздушном полете вообще нельзя было осуществить.
Многих зрителей привело в восторг и выступление Руслана и Илоны Садоевых. Триумф им дался тоже нелегко. Стоя на бегущей по манежу лошади, Руслан жонглирует шестью булавами и мячиками, а потом выполняет в движении сальто с поворотом на 360 градусов. Такого в мире сегодня никто не делает.
- Представьте себе, - рассказывал мне на одной из репетиций Руслан, - я подпрыгиваю в воздух, а лошадь продолжает двигаться. И надо не только успеть приземлиться, но и сохранить равновесие на спине животного. При этом ведь конь - это мой партнер. Бывает, что я - в форме, а он волнуется, «рвет» наш контакт. Тогда приходится начинать все сначала.
- Пока реализовывал задумку с этими трюками, - продолжает Руслан, - моя сестра Илона не очень верила, что все получится. Ну а потом, конечно с помощью наших режиссеров Яна и Ольги Польди, удалось добиться желаемого. Скажу по секрету, из-за этого номера я чуть не расстался со своей невестой. На наших свиданиях она меня упрекала: мол, нахожусь рядом с ней, а мысли - только там, на манеже. И, что скрывать, она была права: все время думал тогда, как сделать верхом на лошади двойное сальто...
номере Садоевых, как и в прекрасном аттракционе «Кубанские казаки» под руководством ветерана цирка народного артиста России Юрия Мерденова, лошади - лишь «актеры второго плана». Но какой международный фестиваль в российском цирке без дрессированных животных? Хотя за рубежом из-за чрезмерного рвения «зеленых» сейчас вводят ряд ограничений на подобные выступления. А на манеже II Всемирного мы увидели братьев наших меньших во всем блеске их способностей. Причем, если попугаев Вениамина Игумнова и обезьян Натальи и Вильдана Якубовых уже многие знают, то маленьких собачек-такс Дианы Ведяшкиной зрители и жюри увидели впервые. Конечно, по сравнению с тиграми Мстислава Запашного-младшего это - совсем малыши. Но труда требуют также немалого. С таксами этой породы, как сказала мне главный болельщик и наставник Дианы, ее мама Елена, в мире никто не выступает: трудно поддаются дрессировке. Но тут - сплошное послушание собачек, а также бурные аплодисменты в награду и Диане, и таксам...
Многокрасочная палитра номеров и жанров создала впечатлительную картину мирового цирка сегодняшнего и завтрашнего дня. И одна из важных тенденций в новизне многих выступлений вдруг ярко и просто обозначилась, когда на манеже появилась группа китайских акробатов «Миритель». Своей программой они молчаливо и первоклассно, лишь под звук тикающих часов, напомнили всем присутствующим древний восточный постулат, что цирк - это не только развлечение, но и философия.
Казалось бы, простая вещь - латунные, цвета золота колесики-шестеренки часов. Именно они, а точнее, акробаты в их образе, стали «строительным материалом» композиции, предложенной зрителям группой «Миритель». Цепко соединяясь друг с другом, мастерски отточенными движениями тел, они как бы напоминают людям: когда в жизни все четко отлажено, как в часах, когда царит порядок и взаимопонимание, - мир становится гармоничным и красивым, способным противостоять любому разрушающему хаосу.
- С новыми мыслями и творческими планами, по новому взглянув на свои номера и, конечно, обретя много новых друзей, уезжают с фестиваля его участники и гости, - делился со мной в последний день циркового праздника своими впечатлениями один из известнейших мировых продюсеров Аладар Вереш. - Все хорошее почему-то проходит быстро. Но я надеюсь, что силы, средства и время, потраченные на организацию и проведение фестиваля, не напрасны. 
вы,  как  часто  бывает в последнее время, нашлись и некоторые «доброжелатели» (не хочется называть их фамилий), захотевшие влить свою «ложку дегтя в бочку меда». То в различные инстанции они направляли «тревожные сигналы»: мол, международный смотр цирков в Москве никому не нужен, коль скоро в самом российском цирковом хозяйстве есть еще нерешенные проблемы. То пустяковый инцидент, спровоцированный хулиганистым зрителем-подростком, был раздут «доброжелателями» и дружной с ними «желтой» прессой чуть не до покушения на мэра столицы, присутствовавшего на закрытии фестиваля. Но как гласит мудрая пословица, «собака лает, а караван идет». И поэтому не случайно на закрытии II Всемирного и председатель Комитета по культуре Государственной Думы Иосиф Кобзон, и мэр столицы Юрий Лужков, который провел весь вечер на фестивальном гала-представлении, высоко оценили международный смотр циркового искусства в Москве.
Прощаясь с участниками фестиваля, Юрий Михайлович Лужков заметил: «Хорошо бы проводить такие праздники не только в течение недели, а целый месяц». Надеемся, слова мэра столицы благодаря усилиям Росгосцирка и его руководителей обязательно сбудутся!



Ждем новых встреч и окрытий

В то время пока зрители в зале шапито отдыхали, наслаждаясь выступлениями акробатов, жонглеров, клоунов и дрессировщиков, жюри фестиваля напряженно работало, стараясь не пропустить ни одного момента из происходившего на манеже II Всемирного циркового фестиваля. В состав этого рабочего органа, оценивавшего все номера и аттракционы, вошли самые опытные и авторитетные российские и зарубежные профессионалы циркового искусства. Ну а когда фестиваль уже был завершен, своими впечатлениями и мыслями некоторые члены жюри поделились с нашим корреспондентом...



Фестиваль вручил призы победителям

Гран-при фестиваля удостоен народный артист России Мстислав Запашный-младший за аттракцион «Триумф XXI века. Тигры на зеркальных шарах».  (Рассказ об истории создания этого аттракциона - стр. VII)

Золотого приза фестиваля удостоен номер «Журавли» под руководством заслуженного артиста РФ Вилена Головко-младшего.

Испанским канатоходцам, работающим без страховки, братьям Кироусам («Los Quiros») присудили «золото» фестиваля.

Виртуозы-рекордсмены, артисты акробатической группы «Миритель» (КНР) под руководством Лин Фан получили золотой приз фестиваля.

Воздушные гимнасты Оксана и Виталий Бобровы, исполнившие парный корд-де-парель, заслужили «серебро» фестиваля.

Конно-акробатический аттракцион «Кубанские казаки» под руководством народного артиста РФ Юрия Мерденова стал обладателем серебряного приза фестиваля.

Номер «Акробаты-жонглеры на лошади» в исполнении Илоны и Руслана Садоевых заслужил «серебро» фестиваля.

Номеру «Танц-жонглер» в исполнении Кристины Кокориной присудили бронзовый приз фестиваля.

«Бронзу» фестиваля получил акробатический номер «Восточная фантазия» - акробаты на качающейся площадке - под руководством Владимира Ковалева.

Наталья и Вильдан Якубовы и их десять маленьких подопечных - забавных дрессированных обезьянок - получили бронзовый приз фестиваля.



Все флаги в гости к нам

Артист легко и быстро, как муха, передвигается по потолку, танцует и подпрыгивает. На смену первой приходит вторая мысль, ведь надо же как-то объяснить самому себе происходящее: у него, скорее всего, магниты на подошвах. Но и этого тоже не может быть, поскольку с магнитами, намертво цепляющимися к металлической поверхности, ноги так легко не оторвешь и уж тем более не попляшешь. 
Стоя вниз головой, мистер Кай (Кай Леклерк) играет в мяч, ударяя его о пол (для артиста является полом то, на чем он стоит, а для зрителей это - потолок, закрепленный высоко под куполом). Удивительно, но мяч не падает вниз, а послушно возвращается в руки артиста. Яркий платок, «случайно уроненный» мистером Каем, пролетев полдороги к арене, вдруг, сделав плавный разворот, возвращается обратно к владельцу. 
Его манера жонглировать уникальна! Он бросает предметы, в том числе и яйца, не вверх, как все жонглеры, а себе к ботинкам: ведь стоит-то мистер Кай вниз головой. Так, вверх ногами, артист пытается выпить шампанское, которое умудряется налить в бокал. Но все его попытки обречены на неудачу, ведь как только он начинает пить, жидкость тут же проливается вниз на арену.
Этот удивительный номер создан мастером, который родился в Канаде и живет в Швейцарии, уже много лет назад. Со своим трюком он объехал множество стран и цирков мира, но никто до сих пор так и не догадался, как ему удается держаться на потолке вниз головой. Сам создатель номера, конечно, хранит тайну, зато откровенно рассказывает, что подтолкнуло его к идее свободно расхаживать по потолку. Однажды он наблюдал, как строители свешивались с крыши недостроенного дома, чтобы что-то поправить на стене. Вот он и подумал, как было бы удобно, если бы люди могли ходить, как мухи, по потолку и стенам. Сколько времени они бы при этом экономили, да и результат был бы гораздо лучше. А мытье окон небоскребов? И здесь эта способность, безусловно, пригодилась бы. Вот так и родился этот номер, повторять который его создатель категорически никому не советует. 



Расколотый шар смерти

Сами артисты признают: то, что они демонстрируют на манеже, невероятно опасно, но тем и интересна для них работа. Зрители же, глядя на то, что вытворяют внутри шара виртуозы-мотоциклисты, приходят в восторг и замирают от страха. 
Металлический шар, который появляется на арене, имеет в диаметре четыре метра. Униформисты медленно, с трудом протискивают его из-за кулис сквозь узкий проход. Трудно себе представить, что весит это ажурное сооружение почти четыре тонны. На первый взгляд шар кажется огромным, но когда в него въезжает мотоциклист и начинает с бешеной скоростью перемещаться внутри вверх, вниз и по потолку, начинаешь думать, что он вовсе не такой уж и большой. Это ощущение усиливается, когда два мотоциклиста одновременно носятся внутри сферы. В центре встает девушка, бесстрашно глядя в глаза опасности. 
Когда в шар въезжают по очереди третий и четвертый мотоциклисты, в нем, кажется, вообще не остается свободного места. Тем не менее мастера умудряются перемещаться в самых разных направлениях с невероятной скоростью. Глаз уже перестает различать, кто в каком направлении движется - так велика скорость мотоциклов.
Но и это еще не все. Чтобы усилить опасность номера, шар «раскалывается» и его верхняя часть приподнимается над ареной. Отважные артисты теперь носятся по верхней части сферы. У зрителей возникает ощущение нереальности происходящего, поскольку бразильцы делают то, что повторить, похоже, невозможно.
Этот опаснейший номер был создан несколько лет назад. С ним виртуозы объехали множество стран мира, но в Москве они выступают впервые, и им кажется, что здесь их встречали особенно тепло.



Волшебные катушки

Артистки группы под руководством Яо Ицзуня показывают чудеса ловкости: их танцы, прыжки и, конечно, неповторимое искусство жонглирования не знают себе равных. Сделать подобное не может, пожалуй, никто.
Девушки-артистки, а их в группе семь, приехали из провинции Сиань, все они в основном - студентки циркового училища в возрасте от двенадцати до девятнадцати лет. Цирковая школа Сианя является (это общепризнано) одной из самых сильных в Китае. Ведущую артистку ансамбля зовут Чем Монлан, ей восемнадцать. 
Чаще всего артистки «Женского диаболо» выступают в красном, поскольку этот цвет в Китае ассоциируется со счастьем, благополучием, удовольствием и исполнением желаний.
В Китае дети, которые хотят посвятить себя служению искусству манежа, поступают в цирковые школы очень рано, в шесть-семь лет. Поэтому уже к семнадцатилетнему возрасту большинство учащихся становится опытными профессионалами.
Что же касается номера «Женское диаболо», то его история насчитывает много веков. Считается, что этот номер родился еще при императрице Цы Си, хотя многие историки считают, что это произошло раньше. Прогрессивная правительница обожала искусство и, конечно, цирк и не жалела средств на содержание и воспитание артистов. С тех пор прошло очень много лет, и номер, конечно, менялся и совершенствовался, но в основном остался таким, каким видела и любила его мудрая правительница.
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2005 ЗАО "Виктор Шварц и К"