2005

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"

 

Затеяли медведи... балет

Действительно созвездие животных. С этим согласна и художественный руководитель программы заслуженная артистка России Марина Маяцкая. «Животных так много, - рассказала она, - что возникли некоторые технические проблемы: мы долго придумывали, как их разводить за кулисами, ведь каждое из них - со своим характером».

Марина Маяцкая и Николай Полукалин - авторы «гвоздевого» номера программы «Леопарды на свободе». Этот номер мало чем напоминает классический аттракцион с хищниками, потому что в качестве дрессировщиков выступают веселые клоуны - буфф Плюс и Минус (еще одна грань таланта Марины Маяцкой и Николая Полукалина), которые просто играют с леопардом Греем, этим большим и милым животным. У Грея есть Ассоль - самая обычная домашняя кошка, и у грозного родственника с ней полная гармония и взаимопонимание.

Без смеха невозможно смотреть и на танцующих медведей. Хореографии их научила Нелли Касеева. Причем танцуют мишки... балет «Медвежиное озеро» под музыку Чайковского. Во всех странах, где с этим аттракционом побывала Нелли Касеева, его принимали на ура. К слову сказать, мишки на манеже показывают множество смешных трюков, в том числе играют в футбол и забивают голы не хуже, чем Бэкхем.

Петр РУЧНИКОВ



Не стареют душой ветераны!

Маленький Толик Шаг с детства начал разбирать всю технику в доме. Винтики, гаечки, прочие железки - все перерабатывалось и получалось собственное изобретение, которым он так удивлял всех взрослых, что язык не поворачивался его ругать.

И все дальнейшие десятилетия вплоть до наших дней отданы различным техническим и творческим изобретениям, а применение они нашли, как и артистический талант Анатолия, на манеже цирка.
Анатолий Сергеевич Шаг-Новожилов - заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист Белоруссии - родился 21 ноября 1910 года. С малых лет остался без родителей, а с семнадцати начал выступать в цирке. Во время Великой Отечественной войны Анатолий был на фронте пулеметчиком, а затем командиром стрелковой роты.

Первое иллюзионное представление на политическую тему подготовил, служа в рядах Красной армии. Его работы: «Если завтра война», «Победа», «На цирковой мировой арене», «Руслан и Людмила», «Егорыч», «Дельфинарий», «Будьте здоровы»... Не хватит места, чтобы перечислить все, сделанное Шагом за десятилетия творчества.

Поздравляя Анатолия Сергеевич с 95-летним юбилеем, мы уверены, что он трудится над новыми задумками и готовит новые сценарии. Дай бог ему сил и здоровья!

От имени 500 ветеранов - миллион, миллион, миллион алых роз!

Президент общества
«Милосердие 
и благотворительность» народная артистка России                 Э.М. ПОДЧЕРНИКОВА
 




"Я всегда работал без страховки..."

- Вардо Георгиевич, расскажите, как все начиналось, как вы пришли в цирк. Говорят, всему виной был ваш первый велосипед.

- Началось действительно с велосипеда, это правда, но только вовсе не с моего.
У нас в Тбилиси, где я родился, велосипед был вещью более чем редкой: это сейчас он есть у каждого мальчишки и не считается чем-то особенным и необычным. Тогда же только один из нас, Тенгиз, парень из нашего двора, был хозяином этого сокровища. Завидовали ему все ребята без исключения, каждому хотелось оказаться на его месте. За право проехать на этом хромированном блестящем чуде хоть один кружок надо было платить.
Плату же владелец брал не деньгами, а в виде ведра воды для своей матери, чтобы не ходить за ней самому. Мне же прокатиться на своем железном коне он давал бесплатно, наверное, потому, что я вскоре научился владеть им в совершенстве, гораздо лучше всех остальных мальчишек во дворе.
Потом кто-то из соседей посоветовал, глядя на мои успехи в седле, пойти в спортивную секцию: не пропадать же таким способностям! Так в моей жизни появился велотрек... Занятия требовали полной отдачи, терпения, быстроты реакции и умения молниеносно принимать решения. Вскоре меня направили участвовать в республиканских, а потом и в союзных соревнованиях. Через некоторое время я уже получал призы за свои успехи, а вскоре носил гордое звание мастера спорта СССР.

- А как вы оказались в цирке?

- Сначала просто как зритель. При любой возможности ходил на представления и смотрел на то, что вытворяют виртуозы на арене и под куполом, а потом... Потом устроился на работу в цирк осветителем, мастером по свету: тогда эта должность скромно называлась «электрик». 
Работал я иной раз совсем без выходных: мне просто нравилось находиться в цирке, быть там, чувствовать его атмосферу. Ну, и одновременно с работой совершенствовал свое мастерство велосипедиста. 
Постепенно я стал принимать участие в тренировках профессиональных цирковых артистов - акробатов и жонглеров. Они с удовольствием делились со мной тайнами своего искусства, видя мое огромное желание стать одним из них.

- Был кто-то, кто помог вам реально стать настоящим цирковым актером?

- О, судьба свела меня с прекрасным человеком - чутким, внимательным, понимающим. Это был заслуженный артист РСФСР Петр Никифорович Маяцкий. В Тбилиси приехал аттракцион «Шар смелости» под его руководством. После того как я посмотрел этот номер, мне стоило только закрыть глаза, как я видел себя в этом шаре: так сильно мне хотелось выступать! Я просто думать не мог ни о чем другом!
И в 1951 году моя мечта сбылась: меня наконец пригласили работать в этом ведущем аттракционе цирка Советского Союза, и все благодаря Маяцкому. Это он помог мне реализовать главную мечту.

 - Что было потом?

- А потом был номер под руководством Анны Тарасовой «Канатоходцы под куполом цирка». Здесь я уже выступал на канате на мотоцикле. Это было в 1954 году. Этот трюк я придумал сам. Повторить его, к сожалению, так никто и не смог.
Тогда же вместе с Евгением Фокиным мы создали номер «Силовые акробаты», он тоже очень полюбился зрителям. Должен сказать, что свои трюки я всегда делал без страховки. До меня так не работал никто - ни на велосипеде, ни на мотоцикле. Даже выступая под самым куполом, лонжей я не пользовался никогда.

- Скажите, а вы что-нибудь меняли в своем мотоцикле, чтобы он был более послушным и отвечал именно цирковым требованиям безопасности?

- Конечно, уже когда мне было всего двадцать, я мог разобрать и собрать по винтику своего железного коня. Мало этого, я действительно добился технической возможности делать на нем такие номера, о которых до меня никто и не слышал, а уж повторить не пробовали и подавно! Мой мотоцикл слушался меня беспрекословно.
Кроме того, когда я ездил по канату на мотоцикле, руки у меня, естественно, были заняты балансом, поэтому управлять машиной приходилось исключительно ногами. Для этого часть ручных рычагов - сцепление, тормоз, газ - пришлось переделать так, чтобы освободить руки. 

- Как при такой занятости складывалась ваша личная жизнь? Как вы вообще, будучи таким по-настоящему сильным мужчиной, относились к слабому полу?

- Я считаю, что женщины - создания необыкновенные, совершенные, они, все без исключения, - прекрасны, и я не перестаю ими восхищаться. А любовь у меня была первой - и единственной.
Я встретил свою жену в цирке и влюбился раз и навсегда. Ее звали Наденькой Грищенко, она была выпускницей циркового училища. В тот момент, когда я впервые увидел ее, она стояла перед фотографом в светлом платье, а волосы уложены на прямой пробор. Девушка среди других выпускниц фотографировалась на память с цирковыми знаменитостями, среди которых был Арнольд, Кио, Дуров.
Все без исключения называли мою будущую жену только Наденькой, это ласковое имя ей очень шло. 
Юная артистка выступала с антиподом (подбрасывание предметов ногами) и пользовалась большим успехом у зрителей. Ну, а с 1958 года мы начали выступать вместе, и нас теперь объявляли так: Надежда и Вардо Беньяминовы!

- Что же это был за номер?

- Мы работали на арене Московского цирка на Цветном бульваре с номером «Эквилибристы на качающейся лестнице». Это было нечто совершенно новое, подобного до нас еще не делал никто и никогда. Репетиции проходили под руководством Александра Ширая.
Жене нужно было научиться забираться по лестнице так, чтобы та, несмотря на длину, колебалась как можно меньше, ведь от колебаний нагрузка на трос, который был у меня в зубах, значительно усиливалась.
Наш перш, который сначала был всего четырех метров длины, достиг со временем семи. Мы работали с тремя лестницами, а пьедестал вращался вокруг своей оси. Третьим нашим партнером был Анатолий Песков, который работал в цирке чуть не с самых пеленок. 
Вообще мы с Наденькой работали со многими знаменитыми артистами: с Бугримовой, Никулиным, Поповым, Дуровым... Потом были зарубежные гастроли - Англия, Италия, Турция, Югославия, Польша, Болгария. Мы объездили с цирком очень много стран.

- А травмы бывали?

- Еще какие! В 1980 году из-за оплошности служащих я получил мощный удар током. Из-за этого разбился, и очень сильно. Пришлось прекратить выступления и перейти на режиссерскую работу...

- Столь тяжелый труд, как ваш, наверняка заслужил не одну награду...

- Наша с Надей работа была отмечена и государственными наградами СССР, и почетными грамотами, мы - лауреаты и дипломанты всесоюзных конкурсов артистов цирка.

- Я слышала, вы сами придумываете номера для своих учеников. Где вам лучше всего думается? На работе или дома?

- Конечно, лучше всего - на нашей очень уютной кухне, дома. Я делаю чертежи, проекты, рисунки для будущих номеров. Продумываю все до мельчайших деталей и подробностей. А вдохновляет меня по-прежнему моя жена, она всегда рядом со мной, и я не перестаю чувствовать ее поддержку и понимание. Надежда сейчас - репетитор, тренер. Ученики чрезвычайно ценят ее заботу и ласку. 

- Сколько же вы выпустили номеров за время своей работы режиссером?

- Тридцать восемь! Я преподавал также в Италии, в Академии циркового искусства с 1993 по 1995 год, и за три года вместо пяти выпустил номера, которые были очень высоко отмечены. Например, мои ученики братья Перес получили золото в Париже, серебро - в Монте-Карло, братья Чирелли - также серебро в Париже.
Вообще очень многие мои ученики награждены самыми разнообразными призами, всех не перечислишь. Я очень этим горжусь!

- Вардо Георгиевич, какие у вас планы на будущее?

- Их немало. Собираюсь создавать новые оригинальные номера, писать сценарии. Уже почти на выходе аттракцион, который назову «Механическим». Здесь задействованы и мотоциклы, и велосипеды, и ролики. Артистов, занятых в этом аттракционе, не менее сорока. Это будет грандиозное зрелище, подобного ему еще не было.

- Я знаю, что вы владеете пятью языками. У вас есть какая-то своя методика изучения языков, некая тайна или дело в чем-то другом?

- Нет, никакой методики, а тем более тайны, да и секретов тоже. Думаю, что все дело в генах, в наследственности. Мой отец говорил на шести языках, мать - на пяти. Сестра овладела шестью языками и вместе с профессором Церетели выпустила учебник для университета востоковедения в Тбилиси. После того как я пожил в Италии, я понимаю и немного говорю и по-итальянски тоже. Языки мне даются очень легко.

- Говорят, вы любите готовить?

- Люблю - это еще мягко сказано. Готовить я обожаю. Кулинария - одно из моих разнообразных хобби. Женщины, при всей моей к ним любви (пусть они на меня не обижаются), готовить, именно х о р о ш о готовить не могут. Они постоянно на что-то отвлекаются, на что-то переключаются мыслями, что-то забудут, поэтому то пережарят, то недожарят, то у них обязательно что-то пригорит. Иное дело - мужчина. Он может полностью сосредоточиться на приготовлении, не отвлекаясь ни на что. Я делаю шашлык, чахохбили, пити, харчо и другие блюда так, что пальчики оближешь!
А еще я собираю значки, посвященные цирку и цирковой тематике. Их у меня несколько сотен. Но должен признаться, что особенно горжусь тем, что делаю их и сам, поэтому они и уникальны, ведь второго такого 
значка нет больше ни у кого, кроме меня!

- Если бы добрый волшебник предложил вам начать жизнь сначала, что бы вы изменили, поправили, скорректировали?

- У меня, как у всех людей, были и ошибки, и неудачи, и разочарования. У кого их не бывает? Но в целом, я считаю, что моя жизнь была прекрасной. Если бы действительно пришлось все начинать заново, то повторилось бы то же самое: я обязательно снова пришел бы на арену. Без цирка я жить не могу.

Беседу вела 
Елена КОРОЛЕВА



Если бюргер зажмурил глаза

Не пытаясь объять необъятное, мы познакомимся лишь с некоторыми из немецких цирков - с наиболее интересными и неординарными. И следует, конечно, начать с цирка Карла Буша. С 1891 года, когда он был основан, цирк занял прочные позиции на рынке развлечений Германии как коллектив классического стиля, умело сочетающий дрессуру зверей с бесконечным разнообразием игровых артистических номеров: здесь всегда в почете искусство акробатов, жонглеров, эквилибристов и, конечно, клоунов. С начала нынешнего года цирк Карла Буша уже дал представления в двадцати городах Германии, и повсюду ограниченное пространство шатра шапито не вмещало всех желающих взглянуть на необыкновенное зрелище. Номера с участием марокканских верблюдов и африканских слонов (дрессировщик Мануэль Вилле-Буш), бенгальских тигров под управлением хрупкой и очаровательной 22-летней француженки Виржинии Тессье, блистательные конные номера, дрессированные козы, кошки и собаки - все это входит в представление.

Семья итальянских клоунов «Буби Эрнесто» выступала на сей раз в жанре музыкальной эксцентрики: сначала они вытащили на манеж огромный транспарант «Смех полезен для здоровья», а затем начали выделывать на трубах, дудках и ударных инструментах такое, что зрители, держась за животики, валились с лавок.

Пятеро молодых британцев - совсем еще мальчишки - показали такой класс в исполнении брейка, что публика просто ахнула. Бешеный темп, виртуозное владение телом, безукоризненная слаженность группового танца так поразили зрителей, что их оглушительные аплодисменты долго не отпускали английских парней с арены.

Умопомрачительные акробатические этюды на вертикальном канате продемонстрировала Анжелика Росвинг, а «балет на проволоке» под куполом цирка в исполнении испанской балерины Орфелии не раз заставлял притихших зрителей-бюргеров затаить дыхание и с замиранием сердца следить за грациозной танцовщицей, отважно, легко и грациозно вытанцовывающей свои сложнейшие па в черной пустоте высоко над притихшим залом.

Публика не жалела ладоней, щедро рукоплескала и за отточенную технику итальянскому эквилибристу Адаму Медини, и за опаснейший номер «Смертельное колесо» Габи и Маркусу Кельнерам, и отважному мотоакробату французу Себастьяну Тессье, по узенькой стальной дорожке взлетавшему под купол цирка на своем мотоцикле, и за удивительное мастерство Ронни Ньюмана, жонглировавшего шариками от пинг-понга, выплевывая их изо рта.

«Аплодисменты - это одна из немногих драгоценных вещей, которые делаются руками, - говорил знаменитый испанский клоун Чарли Ривель. - Это очень просто и ничего не стоит публике, а зато какой волшебный бальзам проливается в эти минуты на сердце артиста». В полной мере это почувствовала на себе российская клоунесса Антошка, гастролирующая в этом сезоне с коллективом Карла Буша. Выступления «русской звездочки», многократно появлявшейся в течение почти трехчасового представления, неизменно вызывали бурный восторг посетителей.

Вот она пародирует жонглера, вместо палок, булав и мячей используя то рваную шляпу, то растрепанную куклу, то старый зонтик или пару полосатых носков. Вот она танцует степ под жалобное скрипичное соло. Вот она исполняет свой коронный номер с кошками: демонстрирует возможности своих маленьких четвероногих друзей - лежа на спине с высоко задранными ногами, заставляет домашних мурок уморительно балансировать на ее потрепанных кедах.

Настоящему клоуну для создания образа представляемого им персонажа достаточно двух-трех характерных черт. Несколько неуловимых движений - и вот уже этот человек перед вами как на ладони. Мастеру не нужны пространные репризы. Действия клоуна кажутся очень простыми, а его нехитрые прибаутки - порой даже примитивными. Но вот смотрите: пара слов, два-три жеста - и передана вся квинтэссенция характера: этого человека узнали все. И вот уже зрители покатываются от хохота и грохот овации обрушивается на манеж. А вроде бы ничего особенного он и не сказал, и ничего такого не сделал. В этом-то и весь фокус...
ирк «Флик-Фляк» из Иссельбурга представляет современные направления в цирковом искусстве страны. Это цирк-модерн, цирк с усложненной постановочной техникой, с необычными сценическими эффектами, с авангардистским звуковым и световым оформлением. Его создали Бенно Каштайн и Скарлет Кайзер-Каштайн в 1987 году. Девиз цирка таков: «Мало мечтать о жизни - надо претворять эти мечты в жизнь».

Премьера нового цирка состоялась в 1989 году. Она показала, что два года сумасшедшей работы и невероятного нервного напряжения не пропали даром: возник новый цирковой театр со своими принципами, приемами и установками. Через семь лет, в 1996 году, «Флик-Фляк» получил приз «Золотая Европа» - «за инновационные достижения в области международного увеселительно-развлекательного дела». Революционные нововведения в технике сцены, новые подходы к решению цирковых проблем зрители, особенно молодые, приняли на ура. «Флик-Фляк» сразу же стал любимым цирком немецкой молодежи. 

Школьники, студенты, молодые люди всех возрастов и занятий узнают о предстоящих гастролях за много недель вперед, раскупают билеты заранее, и, конечно, попасть в заветное шапито во время представления очень непросто. 

Во «Флик-Фляке» все необычно, все идет вразрез с устоявшимися представлениями о цирковом действе: шатер шапито вместо желто-красного выкрашен в черный цвет, арена не усыпана опилками, ведущий программу распорядитель не носит роскошной ливреи, а артисты отказались от усыпанных блестками выходных костюмов в пользу обычных трико и белых рубашек. Представление сопровождается рок-музыкой, песнями группы «Биттлз» и фрагментами из современных мюзиклов. Бешеный темп сменяющих друг друга номеров, звучание электрогитар и ударных инструментов, неожиданно разрезающие черноту пространства над манежем лазерные лучи придают всему происходящему футуристическую атмосферу.

Да, великие выдумщики в этом «Флик-Фляке»! Огорошат так, что мало не покажется. Смогли же они устроить так, что из-под купола вдруг хлынули потоки дождя, и зрители заметались на своих местах в поисках зонтов, негодуя на безответственных циркачей: им-то хорошо - они вдруг все оказались в купальных костюмах - а тут вымокнешь до нитки. Правда, в конце концов выяснилось, что на зрителей не пролилась ни одна капля влаги - это был лишь спецэффект.

В этом сезоне «Флик-Фляк» выступает с программой «Новое искусство-2005». За спиной уже триумфальные представления в Кельне, Аахене, Саарбрюкене, Бонне. Особенно сильное впечатление произвели на зрителей номера «Колесо смерти», «Скоростной глобус», «Современный Вильгельм Телль». Смотреть выступления молодых циркачей «Флик-Фляка» - занятие не для людей со слабыми нервами. Когда акробаты прыгают с 20-метровой высоты вниз, да не просто на манеж, а во внезапно образовавшийся на нем пруд, а другие с завязанными глазами танцуют на канатах под куполом цирка, когда мотоциклисты со страшной скоростью носятся где-то далеко вверху по какой-то эфемерной, едва различимой стальной плоскости, и, кажется, вот-вот столкнутся, - трудно бывает удержаться, чтобы не зажмурить глаза и не замереть в ожидании конца номера.

Не обошлось и здесь без участия российских мастеров манежа. Высокую оценку немецкого зрителя получили выступления группы акробатов Алексея Дворяшина, Сергея Богомолова, Дениса Яцентия и Дениса Попогребского, которых цирк пригласил в свои гастрольные поездки в новом сезоне. Трюки русских виртуозов настолько воодушевляли публику, что она начинала хлопать в ладоши и стучать ногами в такт их движениям, подсвистывать, подбадривать их приветственными криками, в общем, всячески старалась принять участие в их номере...

Труппа «Флик-Фляка» очень небольшая: всего 40 молодых артистов, которые стараются поразить публику при каждом своем выходе на манеж. Действия молодых мастеров неожиданны и провокационны, они во что бы то ни стало стремятся растормошить зрителя, вызвать его острую реакцию. Именно это их качество делает «Флик-Фляк» в Германии притчей во языцех, заставляет вот уже в течение более 15 лет сразу вспоминать «Флик-Фляк», лишь только речь заходит о цирковом искусстве. 

Подготовил Валерий Сафронов



Кто вы, доктор Фауст?

Далеко не всем известно, что в основе сказания о докторе Фаусте лежит реальная история бродячего фокусника и шарлатана Георга Сабеллиниуса. Он называл себя Фаустом-младшим - в отличие от Фауста-старшего, книгопечатника Иоганна.

Молва утверждала, что Фауст-младший был в союзе с дьяволом, и, когда в начале 1540 года он умер насильственной смертью, было решено, что время его контракта с Сатаной истекло и тот взял его душу... Что касается печатника Иоганна Фауста, он слыл чернокнижником и союзником дьявола из-за своей профессии.
Народное предание слило обоих фаустов в один образ, и впервые историю о нем опубликовали в 1587 году. Позже сказание, порожденное историей бродячего фокусника, послужило основой трагедии Марло и Гете, сцены Пушкина, опер Берлиоза, Гуно и Бойто, а также симфонических произведений Листа и Вагнера.

Наиболее известно, разумеется, произведение Гете, и это - вполне заслуженно, если учесть, что великий немецкий поэт не удовлетворился тем, что было в свое время опубликовано о двоих фаустах, а занялся поиском других свидетельств и документов. А заодно и поиском сведений об иллюзионной технике...
Надо сказать, что техника иллюзии, поскольку время весьма бойко шагает вперед, конечно, меняется. А вот технология некоторых фокусов сохранилась до наших дней, начиная аж с третьего тысячелетия до нашей эры! Например, первое упоминание о фокусе с отрубанием головы, показанное магом фараона Хуфу - 
Чачаэманхом - содержится в египетском папирусе, хранящемся в Британском музее в Лондоне, и относится к самому началу третьего тысячелетия до н.э. Кстати, практически тем же способом «отрубают» на манеже свою или чужую голову современные нам маги...

Но вернемся к Фаусту. Поиски Гете напрасными не были, он сумел в итоге понять, почему народная молва приписывала сотрудничество с дьяволом его будущему герою.

Среди прочих архивных бумаг Гете отыскал личное свидетельство английского путешественника, современника Фауста, побывавшего на его представлении. Вот что рассказал этот пилигрим:

«...Я видел невероятные вещи, которые демонстрировал Фауст-младший! Я видел, как он держал в руках гадюку и играл с ее жалом в течение четверти часа... И все же не был ужален! Хотя всякий другой человек на его месте был бы ею искусан до смерти. Он с богохульной насмешкой уверял при этом собравшихся вокруг него зевак, что эта гадюка происходит по прямой линии от той гадюки, которую вынул из огня своими руками апостол Павел на острове Мелита (ныне Мальта) и которая не ужалила его... Он сказал, что эта змея одних жалит, а других не трогает, и рассмеялся дьявольским смехом...

Затем он взял острейший кинжал и изранил свою обнаженную до локтя руку. На него страшно было смотреть - кровь текла ручьями, капала на землю, и после того, как Фауст-младший покинул площадь, все еще была видна. Потом он достал бутылочку с каким-то таинственным составом, с помощью которого мгновенно остановил кровотечение. Мало того: помазав им руку, он показал нам ее: на руке не осталось не только ни единого шрама, ни единой царапины!..

Кроме того, он показывал такие необычайные фокусы, что никто не поверит моему рассказу, если я вздумаю их описывать...»

Углубившись в историю иллюзии, Гете (об этом есть запись в его личных дневниках), пришел к выводу, что с самого начала иллюзионисты были своеобразными естествоиспытателями: отсюда его герой не просто Фауст, но ДОКТОР ФАУСТ. Только свои открытия - скажем, тот же мгновенно залечивающий раны состав - они держали в тайне. Кроме того, их выступления на протяжении нескольких тысячелетий носили мистическую окраску. Иллюзионист держался не как обычный артист, мастер своего искусства, а как некое таинственное существо, связанное с потусторонними силами... 

Разумеется, именно в силу этого и преследовала их церковь, а иллюзионисты с какого-то момента начали противостоять ей, можно сказать, организованно: возникали особые международные связи между магами и фокусниками - тем более что, как и обычные цирковые артисты, которых, в отличие от них, на кострах не сжигали, иллюзионисты часто переезжали из страны в страну.

Гете полагал доказанным, что в основе самых тайных и таинственных международных обществ - таких как розенкрейцеры и масоны, как раз и лежала эта связь... Таким вот образом и сложился у гениального поэта окончательно образ его будущего героя - доктора Фауста, которому суждено было навсегда войти в историю литературы.

Вадим АЛЕШИН
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2005 ЗАО "Виктор Шварц и К"