2005

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"

 

Дорогие друзья!

Наступает самый яркий и радостный праздник календаря - Новый год. Это событие дарит мне приятную возможность пожелать всем читателям газеты «Цирк. Парад-алле» в наступающем 2006 году всего самого наилучшего.

Для Государственной цирковой компании, для всех, кто жизнью и судьбой связан с цирком, уходящий год 
был отмечен активным созидательным трудом, творческими поисками и новыми свершениями. Знаменательным событием стало проведение II Всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства в Москве. Наряду с российскими артистами на манеже соревновались лучшие исполнители современного мирового цирка. Конкурс наглядно продемонстрировал, что не скудеет талантами отечественная цирковая школа. Российский цирк в очередной раз доказал - он может состязаться на равных с лучшими представителями мирового цирка. И побеждать!

Пользуясь случаем, еще раз от всей души хочу поблагодарить всех, кому дорого российское цирковое искусство, кто без остатка отдает свой талант, энергию, любовь, знания и силы процветанию российского цирка.

От всей души, дорогие друзья, желаю вам крепкого здоровья, счастья, радости, благополучия и новых творческих достижений. 

С искренним уважением генеральный директор Росгосцирка, 
народный артист СССР и России, 
лауреат Государственной премии РФ
Мстислав Запашный



"Не хочу, а хохочу..."

Клоун Майхровский - артист лирико-комедийного склада, мягкий, трогательный и, конечно, смешной. Так говорят о нем и коллеги, и любящие его зрители.

Наш корреспондент встретился с Евгением Бернардовичем и попытался выяснить, как готовится встретить Новый год веселый клоун и какие воспоминания у него связаны с этим прекрасным праздником.

- Я оптимист, хотя в жизни проблем хватает. И прежде всего - творческих. Эти проблемы, мне кажется, появились с момента моего рождения. Я ведь представляю уже четвертое поколение династии. Папа у меня акробат. Ему 89 лет, и еще совсем недавно он преподавал в цирковом училище. Сейчас на арену выходят уже его внуки и правнуки. Все мы работаем в одной программе. Стараемся не забывать то, что нам досталось от старших поколений, бережем традиции и, конечно, стараемся выдумать что-то новое.

- А к Новому году что-то специально готовите?

- А как же, целый спектакль. Это морская тема. У нас ведь есть морские животные. Но если говорить обо мне, то теперь я просто клоун. Раньше был художественным руководителем и директором нашего театра морских животных, но пришло время, и я понял, что пора заниматься только любимым делом. Дети подросли, и возможность такая появилась. Сын - директор театра, а дочь - художественный руководитель коллектива «Май».

- Смешить людей - ваша работа. Скажите, а есть новогодние случаи, которые сохранились в памяти надолго?

- Таких эпизодов много. Вот к примеру с конной клоунадой... Это старый испытанный номер. Его работали, наверное, с момента рождения цирка. В царской России этот номер называли «Мужик на лошади». Из зала приглашают желающих прокатиться... Вызываю человек пять, маленькая разминка, проверка ориентации, а потом нужно разбежаться и запрыгнуть на лошадь! Я, конечно, показываю, как это нужно сделать. Однажды в Воронеже, как раз на Новый год, я, как обычно, обращаюсь к залу, и тут... Крик сверху! Встает рыжая тетка высокого роста. Пожалуй, даже бабулька, а не тетка. Уже хорошо подвыпившая в честь Нового года: «Май, это все твоя подсадка! Это не наши, не зрители! Можно я выйду?» И выходит. Ну, провел с ней разминку... Она разбегается и шара-а-ах в лошадь! Лошадь чуть не завалилась. Спрашиваю: «Вы с кем пришли в цирк?»

- С зятем, внуками, дочка там сидит...

- Тогда не волнуйтесь, мамаша, если что, мы их прокормим. 
В общем, подсадили мы ее на лошадь, сначала задом наперед, потом перевернули... И пустили лошадь по кругу. Бабка обняла лошадь за шею, держится изо всех сил... Но не упала, проскакала два круга под музыку. И только музыка смолкла, заорала на весь цирк: «Май, что ты наделал, у меня штаны мокрые!» (Точно слова ее передать неудобно, поэтому повторяю в более мягкой форме.) Зрители просто легли от смеха. Она слезает и начинает поднимать юбку, чтобы показать, что же с ней произошло. Зал гогочет во всю силу. В это время мужик в первом ряду, глядя на нее и закатываясь от смеха, вдруг заорал: «Ой! Ой! Я уже тоже!»...
Но запоминаются не только веселые случаи. Работа клоуна, как правило, связана с тем, чтобы развлечь зрителя в паузах между номерами, когда устанавливается какая-то аппаратура. Или убирается. Работаю с сыном... Униформисты занимаются растяжкой каната. Вижу, упустили, а в это время сын должен подать реплику с того места, куда этот канат начинает лететь. К счастью, я его вовремя остановил... Только рядом просвистел...

- Давайте не будем пугать читателей. Все-таки Новый год на носу. 

- Ну, тогда я расскажу про часы. Это даже символично. Есть у меня номер, когда я беру часы у кого-то из зрителей и начинаю их «чинить». Так вот, как-то беру хронометр, а зритель сверху кричит - это подсадка!

- Давайте ваши! (У любой репризы свой ритм. Он сидит где-то в ряду десятом. Бегу. Добежал!)

- А у меня нет часов!

- Как быть?

- А вот рядом со мной тоже человек сомневается. Возьмите у него! - Снимает у соседа часы и протягивает.
Пауза уже затянулась, а реакции зала нет. Плохо. Нужна реплика! И она рождается сама собой

- А вы уверены, что сомневается не наш человек?
И все стало на свои места, зал захохотал. Но бывает, что попадаются зрители, которые все равно не смеются. Или просто шумят и хулиганят. Обычно это пьяные «новогодние товарищи». И тогда я использую шутку, которую мне подарил старый клоун: «Вам что, не нравится наше второе отделение? Ну, тогда мы вас отведем в девятое». Шутка всегда проходит!
Но иногда шутки рождаются неожиданно. Правда, не всегда хочется их повторять. В 1969 году я должен был выходить до номера Виталия Тихонова с зубрами и яками. Я уже был на арене, и в это время из-за кулис на меня понесся самый здоровый як! Я в сторону и бегом! Зрители хохочут, думают, что так и надо... На самом деле просто як сорвался с привязи. 

- Вы опять пугать начинаете?

- Ну что вы, просто смешное и грустное часто живут рядом. Но вернусь к историям с часами. Было это в Питере. В первом ряду сидел иностранец. Хорошо выпивший. Я забираю у него часы. Он с любопытством наблюдает, как я начинаю бить по ним маленьким молоточком. Ну а рядом лежит кувалда, и я уже посматриваю на нее.

- Не ходят! Наверное, нужно еще раз ударить...
Вдруг этот иностранец вскакивает, хватает кувалду и на меня! Я от него, он за мной! Кидает кувалду в меня! Хорошо, что ни в кого не попал...

- Скажите, а новогодние спектакли как-то отличаются от обычных?

- Конечно! Артисты ведь тоже люди! Бывает, выпивают... Не помню уже, в каком это цирке было... Помню только, что очень в нем было жарко. Так вот, Дед Мороз разделся догола и сверху только шубу накинул... Пьяный он был сильно... Ему ходить по манежу нужно было, а он от усталости сел и ...шуба распахнулась... Эффект был потрясающий!

- А вам самому случалось «не в форме» выступать на Новый год?

- Было как-то раз. Высокие начальники, наконец, поняли, что и артисты тоже люди. А потому 31 декабря вечером и первого января утром новогодние представления отменили. Но до того... Я как-то поспорил с каждым артистом нашего коллектива, что у меня родится не сын, а дочь. Дочь родилась, но проспоренную выпивку отложили до праздника. Как раз до Нового года! И вот каждый пришел ко мне с проспоренной выпивкой. Наутро акробаты с трудом ловили своих партнеров, а турнисты так вообще ни одного трюка не выдали... В общем, программа была «сильно облегченной»!

- Наступает год Собаки. У вас что-то в жизни связано с этим животным?

- Конечно! С собаки началась моя карьера! Тогда ведь все старались с псами выступать. Карандаш, Вяткин, у Попова собака была... Я решил найти такую, какой нет ни у кого. Будучи студентом циркового училища, регулярно стал ездить на Птичий рынок. И нашел! Помесь белого тибетского терьера и пуделя.
Хозяин попросил за нее десять рублей, но у меня было только пять! 

- Отдайте за пять! Я студент циркового училища, ваш пес станет артистом!

- Знаю я вас: купишь за пять, а потом пойдешь за угол, продашь за двадцать.

- Вот мой студбилет!

- Да я тебе любую бумажку покажу...

Делать было нечего. Я тут же снял пальто и начал исполнять и сальто-мортале, и кульбиты, в общем, все, чему меня научили.

- Стоп, парень, стоп. Бери за пять, а то народ собирается!

Так я купил свою первую цирковую собаку. Кстати, она была не простая. Валентине Терешковой подарили двух щенков, когда она летала в Чехословакию. Продавец оказался летчиком, а его жена стюардессой на этом самолете. Вот одного щенка Терешкова им и подарила. Но оставлять его дома было не с кем. Так этот летчик и продал его мне.

Беседу вел 
Рудольф СИКОРСКИЙ



Сказка приходит на санеж

Воронеж. В Воронежском цирке стало хорошей традицией торжественно поздравлять с Новым годом и вручать необычные подарки не только победителям зрительских конкурсов, но и детишкам цирковых семей, приехавших в город на гастроли.
На этот раз новогодье в Воронеже будут встречать артисты специально подготовленной программы «Сказка на льду: Белоснежка и семь гномов». На ледяном манеже это представление подготовила заслуженный деятель искусств России Лариса Чумаченко. Здесь все, включая медведицу Юлию и обезьян, выступают на коньках. А особый восторг юных зрителей вызывают артисты, которые, надев коньки, еще и катаются на моноциклах или «развлекаются» на ходулях.

Владивосток. Одними из первых в стране встречают Новый год ребята Владивостока. Именно сюда принесли свой свет в эти дни «Кремлевские звезды» - цирковая программа под руководством заслуженного артиста России Анатолия Сокола.
Почти двадцать лет назад, тоже на новогоднем представлении, начиналась жизнь на манеже у пятилетнего тогда Толи Сокола. В роли маленького Нового года на папиной блестящей ракете он спускался из-под купола цирка и говорил зрителям: «Я Новый год, мои друзья, привет примите от меня!»
А в эти дни к новогодней елке во Владивостокском цирке выйдет еще один маленький мальчик с фамилией Сокол. Это сынишка Анатолия, который представляет уже четвертое поколение цирковой династии.
Вслед за встречей праздника у елки начнется увлекательная программа, в которой детвора познакомится с конными танцами красавца скакуна дрессировщицы, лауреата национальной премии «Цирк» Лауры Барон, с морскими львами дрессировщицы Людмилы Чугуновой, с гигантскими австралийскими котами Анжелы Панфиловой.
Неудержимые взрывы смеха сопровождают постоянное появление на манеже клоуна Юрия Филатова. Причем появляется он не только с веселым реквизитом, но и с забавным сопровождением в виде вьетнамских свиней - черных карликов.
А когда на манеж выходит иллюзионист Анатолий Сокол, начинаются уже другие чудеса, от которых у детворы дух захватывает. То неожиданно на арену струится дождь из мыльных пузырей, то в руках зрителей вспыхивают лампы без проводов, то волшебным образом девушка проникает в воздушный шар, а другая на глазах у зрителей превращается в змею...
Насмотревшись таких чудес, ребятня, конечно же, не хочет сразу покидать этот волшебный дом под названием цирк. Зная это, организаторы праздника предоставляют после представления юным гостям весь манеж. Здесь их встречают конкурсы костюмов, подарки и дискотека со светомузыкой.

Екатеринбург. В прошлом номере нашей газеты мы сообщали о присуждении престижной премии директору Екатеринбургского цирка, народному артисту России Анатолию Марчевскому. И вот перед Новым годом в редакцию пришла еще одна добрая весть.
Анатолий Петрович, только получая награду, узнал, что к званию лауреата положена еще и денежная премия. Ее он решил отдать на нужды детей области.
15-летняя Полина, пациентка детского кардио-ревматологического центра, узнала о безвозмездной помощи Марчевского, когда надежды на приобретение дорогостоящих лекарств у нее уже не оставалось. Теперь же девочку можно будет спасти от нежелательного, крайне тяжелого развития болезни.

Иваново. Зимние каникулы в Иванове ждут с особым нетерпением юные артисты народного циркового коллектива. Ведь именно в эти дни у них есть возможность выступить на манеже государственного цирка вместе с профессионалами.
- Главная задача нашего представления, которое создано специально к нынешнему Новому году, - чтобы каждый зритель ушел из цирка с хорошим настроением, - рассказывает автор новой программы, директор Ивановского цирка Александр Епифанов. - Вместе с режиссером Михаилом Кадыровым мы поставили веселое шоу «Елки-палки и супербабки».
На манеже удалось соединить выступления и корифеев цирка, таких как народный артист России Юрий Мерденов, и молодых исполнителей, в числе которых выпускники ростовской цирковой школы, а также ребята из народного циркового коллектива. Несмотря на возраст, воспитанники этого «маленького цирка» уже имеют награды, в том числе и Всероссийского фестиваля детского творчества «Жар-птица».

Волгоград. Сразу две елки установят в Волгоградском цирке для ребят, приходящих на новогодние представления. И это только один из сюрпризов, приготовленных здесь юным зрителям.
На каждом представлении школьникам будут бесплатно вручать познавательные журналы с рассказами о животных, в том числе и о тех, кого они увидят на праздничном цирковом спектакле. А животные эти действительно удивительные, прямо целый зоопарк. В «звериной» труппе заслуженной артистки России Юлии Филатовой, которая здесь сейчас выступает, числятся 37 подопечных. Это и пони, и обезьянки, и попугаи, и медведи, и леопарды...
Постоянно рядом со зрителями в зале будут Дед Мороз и Снегурочка. У них подготовлены свои сказочные истории.
 




Все краски Рождества

На четырнадцать лет своего существования этот удивительный рождественско-новогодний праздник стал самым популярным в баварской столице, и он - действительно тройной.

Во-первых, это феерические выступления звезд цирка, кабаре и варьете со всего мира, рядом с которыми на арене и на подмостках выступают местные мюнхенские знаменитости.

Во-вторых, это удивительное кулинарное пиршество с невероятными изысками.

В-третьих, грандиозные рождественские распродажи. Стоит ли удивляться, что Tollwood снискал себе такую популярность среди баварцев? В одной из местных газет в этой связи даже написали: «Если бы праздник не существовал, его следовало бы придумать!»

Но Tollwood - не только грандиозный праздник искусства. Посетителей сказочного городка ждет и увлекательное кругосветное кулинарное путешествие. Название фестиваля ассоциируется с английским выражением «звонить в колокола по лесу»... Иными словами, выражает тревогу людей за судьбу окружающей среды. Соответственно, кухня, предлагаемая фестивалем, экологически абсолютно чистая, хотя и уникально пестрая. Здесь представлены блюда народов буквально всех уголков земного шара и, конечно же, традиционные баварские уютные «пивные садики», способствующие «перевариванию» гостями не только хлеба насущного, но и культурной пищи.

Рождественский фестиваль Мюнхена едва ли не единственный в мире может позволить себе диктовать собственные условия властям, потому что ни в каком спонсорстве, тем более от своего города, не нуждается. 

Полное самофинансирование объясняется не в последнюю очередь очень трогательной привязанностью к нему звезд мировой величины - например, нынешних владельцев знаменитого американского цирка Барнума, лучшие артисты которого непременно посещают Tollwood, легендарного режиссера Роберта Вильсона, «звездных дочерей» Виктории Чаплин и Натали Коул и еще множества не менее колоритных фигур.

Чего стоит, в частности, единственная в мире группа аудиобалерин, непременная участница фестиваля?.. Изящные девушки в прозрачных пачках выступают на цирковой арене. В их пачках размещены электронные датчики, записывающие и воспроизводящие устройства, микроаппаратура для мини-усилителей и мини-громкоговорителей... Пробираясь к арене среди зрителей, эти уникальные девушки производят каждым движением свою собственную, живую музыку: то шипят, то звенят, то издают нежную мелодию, то вдруг - басисто-какофонические звуки, превращаясь в неведомых существ с другой планеты...

Особый, почетный гость фестиваля - старец с длинными седыми кудрями, хитрым, вполне молодым прищуром и сучковатой палочкой в руках. Но это вовсе не Санта Клаус! Это батюшка Тимофей, которому... 107 лет. Он - реликвия Мюнхена... В послевоенные годы всеобщая неразбериха забросила сюда этого русского крестьянина и его жену Наташу. Вдвоем они, перевозя на тележке обломки разбомбленных зданий, построили вначале домик для себя, а позже - маленькую церквушку, с любовью украшенную искусницей Наташей. Постепенно вокруг появилось море цветов и чудный сад. Так начался Олимпийский парк - оазис мира и спокойствия, полюбившийся мюнхенцам. И лишь раз в году эту тишину нарушает буйный праздник, против которого батюшка Тимофей не только не возражает, но и радуется возможности посмотреть свое самое любимое зрелище - цирковое представление...

Завершается фестиваль в новогоднюю ночь - как и положено, под звуки музыки и звон бокалов!
 




«Баобаб» даёт гастроли

В рождественско-новогодние дни, когда не только у нас в России, но и на Западе начинается почти двухнедельный праздник, жителей сразу нескольких крупных городов Европы ждет необычный сюрприз: в эти дни на улицах Берлина, Парижа, Вены и Рима будут проходить выступления самого необычного в мире цирка - африканского... Единственного в Западной Африке, который называется «Баобаб».

Родина «Баобаба» - Гвинея. Эта республика долгое время была французской колонией, но и после приобретения независимости связь между нею и Францией сохранилась. Так что нет ничего удивительного в том, что своим существованием этот цирк обязан французу Лорану Шевалье.

Отсняв несколько фильмов о цирках в самых разных уголках нашей планеты, режиссер Лоран Шевалье в конце 90-х годов решил снять еще один такой же фильм в Западной Африке. Но оказалось, что там никакого цирка и в помине нет! И тогда он, недолго думая, взял да и основал его сам. Так вот и вышло, что сегодня «Баобаб» наряду с какао-бобами и алюминием - продукт экспорта Гвинейской республики...

В этом цирке нет ни звездного шатра, ни манежа: его представления проходят под открытым небом и на самом деле мало напоминают привычные шоу.

Представьте: вокруг большого баобаба собираются музыканты, жонглеры, танцоры, акробаты и... рассказывают собравшейся публике гвинейские истории, иллюстрируя их своими номерами и трюками. Например, такие. «Раньше люди ничего не знали о тамбурине. Тамбурин находился во власти шимпанзе. Было это давным-давно, до того как появились ружья...»

Так начинается одна из самых популярных западноафриканских сказок - сказка о вожде, который путем хитростей и интриг стал королем тамбуринов.

Среди артистов, найденных для «Баобаба» Лораном Шевалье, - двадцатилетняя Камаре Фанта - самая младшая в его труппе, однако являющаяся ее настоящей звездой: эта акробатка, участвующая в ожившей иллюстрации сказки, и впрямь могла бы в ловкости, гибкости и стремительности всех ее изящных движений посоперничать с шимпанзе...

- Баобаб для африканцев, - рассказывает Шевалье, - дерево священное, под его кроной принимаются все важные решения. Потому-то он и стал символом нашего цирка.

Дерево, которое исполняет в труппе своеобразную роль циркового шатра, перевозят с места на место на огромном тягаче. Дерево разбирается на три части, иначе на грузовик его не уложить.

К корням баобаба крепятся сценические подмостки площадью около 300 квадратных метров - с помощью стальных конструкций. Между ветвями священного дерева и ответвлениями ствола размещены трапеции, крепежные канаты... Словом, все вместе взятое напоминает скорее корабль Питера Пена, чем дерево. Действие разыгрывается как под ним, так и на самом баобабе.

Жонглеры подбрасывают в воздух булавы и апельсины, танцует обезьяний балет и летают воздушные акробаты, человеческие пирамиды вырастают вокруг опасно накренившегося ствола... Но дерево выдерживает нагрузку - прежде всего потому, что на самом деле сделано не из древесины, а из куда более прочного тика.

Артисты этого удивительного цирка радуют рождественскую Европу уже не первый год. Прошлое Рождество они встретили, например, в Париже и в Кельне. Эти гастроли они, кстати, долго еще будут вспоминать с некоторым содроганием: ни с того ни с сего там зарядили проливные дожди... А попробуй-ка пожонглировать, стоя на ветке дерева под холодным ливнем!

Камара Фанта, владеющая помимо акробатики и жанром жонглирования, например, попробовала... Ничего, удержалась! Для нее «Баобаб» вообще стал настоящим воплощением мечты. С раннего детства девочка мечтала танцевать или, как выражается сама Камара, «что-то в этом роде». Так что приезд режиссера-француза оказался очень кстати - несмотря на то, что и родители, и друзья пришли в ужас, узнав, что она намерена работать в цирке.

- Меня, - рассказывает Камара, - пугали тем, что, если пойду в цирк, то никогда не рожу ребенка. Нашлись и такие, которые, посмотрев нас впервые, сказали, что это колдовство! Но за несколько лет наших выступлений все утряслось. Ведь «Баобаб» для жителей Гвинеи - единственная возможность увидеть цирковых артистов не по телевизору...

Конечно, «Баобаб» - это никакое не колдовство. Тем не менее выступление африканских артистов действительно завораживает - в первую очередь своей красотой. Прекрасно гармонирующей с самым таинственным христианским праздником - праздником Рождества...
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2005 ЗАО "Виктор Шварц и К"