2005

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"

 

Российский цирк покоряет... Луну

Контракт, заключенный между «Росгосцирком» и владельцем Сафари-парка в китайском городе Гуанчжоу, справедливо называют уникальным. Впервые силами наших цирковых сценаристов, режиссеров и артистов на китайской площадке поставлен грандиозный цирковой спектакль, связанный единым сюжетом: фантастическое шоу «Лунный цирк».

Режиссеры-постановщики и авторы сценария шоу - народный артист СССР и России, лауреат Государственной премии РФ Мстислав Запашный и заслуженный деятель искусств России, известный режиссер Александр Калмыков. Замысел, который им удалось воплотить, и впрямь фантастический: речь в нем идет о покорении Луны людьми.

...Те, кому посчастливилось побывать на премьере «Лунного цирка» в Гуанчжоу, невольно сравнивают увиденное зрелище со знаменитыми «Звездными войнами». Вся площадка, на которой происходит действие, задекорирована под лунный грунт; на него, выпуская огромный огненный шлейф огня и дыма, садятся космические корабли землян. Во время строительства лунного города в руках артистов сверкают магнием сварочные аппараты, на тросах исполняются сложнейшие воздушные трюки (номер «Звездные канатоходцы»), во время «лунной ночи» в полной темноте летают светящиеся космонавты (номер «Вертикальный полет»). Но все это дает лишь приблизительное представление о самом шоу.

- Пока наш контракт с владельцем Сафари-парка пролонгирован на год, - говорит Александр Калмыков. - У нас уже есть новые идеи - как сделать шоу еще эффектнее. Премьера состоялась в Гуанчжоу 4 февраля и прошла, на наш взгляд, блестяще. Хозяин парка специально для нас перестроил за два месяца цирк, создав все условия для полноценной реализации замысла: закупил самую современную аппаратуру для спецэффектов, поставил новый великолепный свет, сделал вместо манежа огромную сцену в 30 квадратных метров... Конечно, артистам было поначалу трудно приспособиться к такой огромной площади, но работают они замечательно!

Уверен, что сейчас, когда российские цирковые артисты много выступают за рубежом, именно за такими шоу, как «Лунный цирк», будущее. Ведь подобные спектакли вполне можно перевозить с места на место, из одной страны в другую.



Музыка на манеже

Состоялся юбилейный вечер главного дирижера Пермского государственного цирка, блестящего музыканта и композитора, заслуженного артиста России Евгения Манцирина.

В концерте, посвященном 60-летию маэстро, прозвучала музыка самых разных жанров и стилей - в том числе цирковая. Евгений Манцирин по праву считается уникально многогранным музыкантом: композитор, аранжировщик, дирижер, джазмен и педагог, отдавший свой талант и цирковому искусству.
 




Родом из детства

Он впервые вышел на арену цирка, когда ему было всего четыре года. После представления отец - родоначальник знаменитой цирковой династии Алибек Кантемиров - похвалил его за успешное выступление и дал напутствие, которое он пронес через всю жизнь: «Мало родиться сыном джигита - надо стать джигитом. А для этого необходимо много тренироваться и стремиться с каждым днем работать на арене все лучше и лучше...»
Конные номера занимают особое место в истории циркового искусства. Перенесенные еще в XVIII веке с ярмарочных площадей в первые стационары, они стали основой конного цирка в его современном виде, определили форму и размер площадки для представления - круглый манеж диаметром тринадцать метров.
Даже само название - манеж - не случайно. Так называли раньше закрытое помещение для обучения верховой езде и выездки лошадей.
Со временем вновь возникавшие жанры постепенно вытесняли конные номера. В русском цирке утвердились такие виды работы с лошадьми, как акробаты на лошадях, сальтоморталисты, номера па-де-де, па-де-труа, жокеи, гротеск, вольтижировка и джигитовка.
Хасанбек Алибекович Кантемиров - хранитель семейных реликвий - гордится своими предками. У него, например, сохранилась грамота, выданная еще его прапрадеду Бахта Кантемирашвили... Это указ грузинского царя Георгия XIII от 4 сентября 1800 года о том, что командующему боевой конницей, которая защищала Грузию от персов, выдается за боевые заслуги 21 мера серебра.
Вообще у Кантемировых военная жилка всегда была в крови. Другой их предок - подпоручик Николай Кантемиров был одним из наиболее чтимых болгарами русских героев войны с турками. Похоронен этот воин, проявивший необыкновенную храбрость, на Шипке.
...Как говорится, все мы родом из детства. И понятно, что воздавая должное сыну, нельзя не рассказать и о его отце. Все, кому посчастливилось видеть в свое время выступление группы осетинских джигитов под руководством Алибека Кантемирова - народного артиста РСФСР и заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР, неоднократного лауреата Всесоюзных конкурсов и обладателя Гран-при за новые произведения циркового искусства, - в один голос говорят, что зрелище это было на самом деле яркое и необычное. Описать его вряд ли возможно. Тем не менее попробуем сделать такой своего рода эскизный набросок, чтобы можно было составить хотя бы какое-то впечатление. Представьте себе, как под звуки огневой лезгинки на арену выезжает кавалькада из восьми лошадей. На каждой паре лошадей стоит наездник в бурке и белой папахе. Затем, когда кавалькада, пройдя по кругу, скрывается за форгангом, в манеж буквально врывается, подобно вольному ветру, джигит, все быстрее и быстрее летящий на коне вдоль барьера. Он соскакивает и вновь ловко запрыгивает на спину мчащейся на полном скаку лошади.
Другой наездник, стрелой летящий по кругу, вдруг опрокидывается навзничь, свисая с крупа лошади и держась за стремя только носком сапога, а через мгновение - снова оказывается в седле.
от как писала о Кантемировых пресса в конце 60-х годов прошлого века:
«...Раздаются  четкие удары копыт скачущих коней, громкое щелканье бича, гортанные выкрики джигитов. Рукоплещет переполненный цирк.
Как вы, наверное, уже догадались, это выступает труппа джигитов Кантемировых... Недаром их называют рожденными в седле. Такое мастерство нечасто приходится видеть. Труппа Алибека Кантемирова пользуется огромным успехом не только в нашей стране, но и за рубежом...
Непревзойденный мастер цирка Алибек посвятил всю свою жизнь любимому искусству... Такую же любовь к своему делу он передал и своим сыновьям. В их программе участвует вся семья Кантемировых - от мала до велика, в том числе дети старшего сына Алибека Хасана - Каджана и Толик. Бурные аплодисменты, сопровождающие буквально каждый трюк, зрители, с крайней неохотой покидающие зал после того, как в цирке гаснут огни, - вот самое яркое свидетельство блестящего мастерства Кантемировых...» (1968 г.).
Алибек Кантемиров прославился и как создатель рекордных трюков. Он пролезал под животом скачущей лошади с выходом в седло, стрелял из пистолета по цели, стоя на руках. А его уникальное пролезание между задними ногами лошади, мчащейся на полном скаку, до сих пор не повторил никто!
Сменяющие друг друга сложнейшие трюки, в том числе пролезание двоих джигитов под животом лошади с двумя бланшами в висе под конем и лежа спиной на седле, акробатические пирамиды на арбе объединялись в стройное логическое целое, достигающее своей кульминации. В манеж выезжает живая пирамида из двух спаренных лошадей с сидящими на них джигитами, на плечах у которых стоит еще один наездник. Не перестаешь удивляться, как стоящему на «острие» этой пирамиды, удается сохранять равновесие? Но еще большее удивление возникает, когда вся эта многосоставная пирамида из людей и лошадей прыгает через барьер. После этого трюка зал каждый раз взрывался овацией.
Что касается бланша - это очень сложный силовой трюк, во время исполнения которого человек должен удержать свое тело абсолютно параллельно земле, будучи при этом плоским, как доска. Собственно говоря, и само слово «бланш» происходит от французского «бланше» - «доска».
Кантемировы были первыми нашими артистами, совершившими большое гастрольное турне по Европе в 1921-1931 годах. И везде их сопровождал поистине ошеломляющий успех. Позднее они побывали и во многих других странах мира...



Икар, прилетевший из России

На языке вечно странствующих румынских цыган слово «варекай» означает «где бы то ни было». Шоу и впрямь посвящено вездесущему духу бродячего цирка, искусству тех, чья любовь к вечным странствиям ведет за горизонт...
Состав исполнителей - многонационален и включает в себя артистов более чем из пятидесяти стран мира. Однако так, как представлена в «дю Солей» Россия, не представлена ни одна страна! Русские цирковые артисты - это больше половины состава знаменитой труппы. 
«Варекай» - не просто цирковое представление, а эффектный синтез мастерства, музыки, невероятных декораций, костюмов и необычных сюжетов. Буквально каждый номер - это часть сказочной романтической истории.
...Крылатый юноша Икар, словно молния, спадающая с небес, попадает в дебри волшебного леса: по сюжету шоу он упорно ищет свое место среди людей, чтобы обрести обычную человеческую жизнь, обычное счастье. На эту, центральную для всего шоу роль, «дю Солей» пригласил нашего российского артиста Антона Челнокова - воздушного гимнаста с его номером «Воздушное адажио», представляющим гимнастический этюд в сетке. Еще в 15 лет Антон получил за него серебряную медаль на международном конкурсе «Цирк завтрашнего дня» во Франции и множество других наград. 
- Я, - рассказывает Антон, - пришел в «Варекай» действительно с полностью готовым номером, который создал мой отец, заслуженный артист России Николай Челноков. Изменили костюм, грим, затем сделали номер частью сюжета, и сейчас он называется «Полет Икара»... 
Его роль - это не только акробатика. В продолжение всего шоу Антон появляется на арене, связывая в единый сюжет все номера. 
Уникальность «Цирка дю Солей» заключается прежде всего в том, что каждый человек, из какой бы сферы спорта или искусства он сюда ни пришел, одновременно и актер, и цирковой мастер, постоянно раскрывающий в себе новые сценические качества. Вот что рассказывает еще один россиянин, участник «Варекай» Сергей Рисуев (номер «Русские качели»):
- Все приглашенные в «Цирк дю Солей» обязательно проходят курсы пения, танцев, сценического движения. Конечно, переучиваться нелегко, но режиссер требует от каждого столь полной отдачи, что мы действительно становимся актерами и цирковыми артистами одновременно, открываем себя заново.
В номере «Русские качели» работают наши соотечественники, бывшие спортсмены. Помимо своей уникальной акробатики они участвуют и в других ролях шоу. 
- Мы, - поясняет Сергей, - называемся «домашней группой», а это значит, что должны уметь делать практически все! В течение всего представления появляемся в разных костюмах, в образах разных персонажей, поддерживая главных героев. Не все костюмы одинаково удобны, более того: не все идеально подходят для сложных трюков... Но наша задача - сделать по-настоящему красивое шоу, показать зрителям яркое, сказочное представление. И мы ее выполняем - несмотря на мелкие трудности... 
И невероятные перевоплощения героев, и опаснейшие трюки, исполняемые с легкостью и грацией, и яркий парад волшебных существ «Варекай» - все это зал воспринимает с неизменным восторгом и благодарностью за чувство причастности к чуду, которое оставляет новое шоу «дю Солей». 



В классе - одни обезьяны

Этот аттракцион придуман корейским дрессировщиком Ким Су Ченом. На арене - классная комната, а за партами сидят обезьяны, сосредоточенные и аккуратно одетые.

Один урок сменяется другим: математика, словесность и, конечно, физкультура...

На уроке корейского языка хвостатым ученикам называют различные слова, к которым требуется подобрать соответствующую картинку. Во время урока математики обезьянки складывают и вычитают, делят и умножают, а результат показывают с помощью табличек, среди которых отыскивают единственную с правильным ответом. В это трудно поверить, но они так хорошо учатся, что никогда не ошибаются! Но самый любимый урок хвостатых учеников - безусловно физкультура.

Когда уроки заканчиваются, дежурный под аплодисменты восторженных зрителей моет доску, пол и поливает цветы. Особым успехом аттракцион пользуется у родителей тех ребят, которые частенько таскают из школы плохие оценки. Мамы и папы, чтобы устыдить нерадивых потомков, специально приводят тех в цирк, дабы после с полным основанием восклицать: «Обезьяны - и те учатся лучше, чем ты!»



Добрый доктор Айболит

В 22 года, заняв эту должность, он одним махом заполучил и ответственность за семь с половиной тысяч животных 140 экзотических видов. Вся его жизнь в эти годы состояла из многочисленных переездов из цирка в цирк, где приходилось лечить четвероногих артистов, оперировать, выхаживать, организовывать ветеринарное дело на местах. Труд - более чем тяжелый, но звериный доктор был счастлив...
Современное поколение знает Николая Валентиновича Логинова в основном по рекламному ТВ-ролику, где самый известный московский Айболит окружен разношерстными кошками. Хотя на самом деле среди его пациентов полно и других зверей: с одинаковым успехом он лечит и собак, и ворон, и волчиц. А Айболитом его называют не только потому, что такая вот прочная ассоциация закрепилась в сознании большинства из нас, всплывающая, едва только речь заходит о ветеринаре. Просто именно с упомянутого произведения Корнея Чуковского все и началось для самого доктора.
Давным-давно именно оно-то и возбудило в четырехлетнем Коле непреодолимое чувство сострадания ко всевозможному зверью... Так родилась мечта стать непременно звериным врачом. Причем помогать животным не на словах, а на деле юный «доктор» начал уже в 6 лет...
Справедливо полагая, что до лечения животных он еще не дорос, будущий ветеринар решил временно заняться не менее благородным делом - борьбой с живодерами-отловщиками собак. Машины ловцов, похожие на душегубки из фильмов про фашистов, вселяли ужас в будущего доктора. Коля подкарауливал эти машины и при любом удобном случае выпускал собак. Один из таких «рейдов» закончился неудачей: мстительные ловцы, забыв о разбегающихся собаках, погнались за «хулиганом», который пытался удрать от них на... самокате. Однако живодеры оказались проворнее. Новенький самокат был беспощадно разбит, уши «борца за свободу животных» надраны.
Но жертвы были не напрасны. Расстроенного Колю успокаивал, при помощи языка, немолодой ирландский сеттер, который увязался вслед за своим спасителем от самой машины. 
Пса назвали Джеком. Он стал не только первой Колиной собакой, но и первым его пациентом. Один глаз у Джека был выбит, и будущий ветеринар пытался его лечить, еще не понимая, что глаз вернуть нельзя. Они были вместе целых шесть лет: одноглазый сеттер и мальчик, который все больше и больше убеждался в правильности своего выбора... Сейчас у доктора Логинова живут четыре кошки (тоже спасенные из самых разных передряг) и «кавказец» Мамука. 
В 16 лет Николай Валентинович поступил в Московскую ветеринарную академию. Учился у очень известных преподавателей, отцов-основателей отечественной ветеринарной школы. И, конечно, от этого его любовь к зверям приобрела еще и вполне научные основания, стала осмысленной и, безусловно, действенной.
Хотя от всевозможных историй, которые случались с нашим Айболитом во время работы в Госцирке, это, разумеется, не спасло: цирк, он и за кулисами цирк. 
Например, 15 лет назад Логинову пришлось оперировать опухоль предплечья у «безнадежно больного» пеликана из номера знаменитой дрессировщицы Терезы Дуровой. Так этот пеликан до сих пор жив и по-прежнему выступает! 
Много случаев связано с обезьянами. Одна не в меру энергичная шимпанзе во время снятия электрокардиограммы умудрилась свалить на пол аппарат, стоявщий немного дешевле автомобиля. К тому же аппарат был чужой: его под честное слово выпросили у медиков специально для этого случая. По счастью, аппарат не сломался. 
Другая шимпанзе, которую побаивались даже сами дрессировщики, наоборот, проявила к доктору неожиданную благосклонность. Взяла Николая Валентиновича за руку, подвела к стулу, усадила, сама взобралась на колени и стала ласково гладить по волосам. 
А вот слон стараний доктора не оценил. Вообще-то слоны - мирные животные, но уж слишком большие и на первый взгляд немного неуклюжие. Особенно  если у них болит живот. У этого слона как раз были колики, и в комплексе лечения ему нужно было поставить капельницу. Доктор Логинов стоял на стремянке (капельницу слонам делают в вену на ухе, и нужно создать необходимый «перепад высоты»). Но страдающий животом слон умудрился хоботом свалить стремянку, и доктор-верхолаз, совершив сальто-мортале, упал к ногам пациента, чудом не сломав себе шею. Но при этом он сумел удержать бутыль со слоновьим лекарством и не разбить ее!
Еще интереснее получилось с кенгуру. Этот артист выступал в знаменитом аттракционе Бориса Федотова. В номере он боксировал передними лапами. Когда кенгуру привезли в клинику, тот, видимо, по привычке, решил, что стоящий перед ними человек - никакой не доктор, а его спарринг-партнер, и устроил настоящий поединок. Пришлось Николаю Валентиновичу срочно вспоминать азы боксерского мастерства...
3а 11 лет работы в системе Росгосцирка Логиновым была создана и укомплектована кадрами ведомственная ветеринарная служба для 70 цирковых предприятий России. Дело было налажено. Оставив работу в масштабе страны, доктор решил создать свою клинику. 
Сейчас большинство пациентов доктора Логинова - артисты из театра Юрия Куклачева. Ну и другие пациенты приходят к нему на прием, но только по предварительной записи: как говорит сам доктор, это делает удобной работу с пациентом, которому уделяешь значительно больше внимания, нежели когда работаешь «в потоке».
Доктор рад, когда привозят своих питомцев на профилактический осмотр: ведь запущенные случаи лечить потом гораздо тяжелее. Особенно это касается кошек, у которых любое заболевание развивается очень быстро.
Как выяснилось, наши меньшие братья - тоже большие мастаки попадать во всевозможные неприятные истории, чреватые последствиями. Вороны, например, как дети «от трех до пяти», запросто могут намотать себе на шею какую-нибудь блестящую нитку или веревку и едва не отправиться на тот свет по причине удушения. Или, например, сунуть голову в горлышко узкого металлического сосуда, а обратно не «высунуть», поскольку в принципе не ясно, как это удалось сделать изначально...
Собаки, как известно, драчливы - впрочем, так же, как и коты. А домашние попугайчики, особенно волнистые, когда их выпускают из клетки полетать-поразмяться, почему-то очень часто попадают в щель между косяком и дверью именно в тот момент, когда кто-нибудь эту дверь захлопнет.
Словом, если бы не опыт цирковой работы, чувство удивления перед тем, насколько изобретательны наши братья меньшие по части приобретения травм, наверное, никогда не покидало бы Николая Валентиновича. Но об одиннадцати годах, отданных Росгосцирку, он вспоминает с теплом не поэтому.
- Время тогда для меня летело стремительно, словно курьерский поезд, - говорит звериный доктор. - И в памяти осталось расцвеченным каким-то удивительным, сверкающим праздником. Конечно, труд был нелегкий. Но зато, уверен, не напрасный...
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2005 ЗАО "Виктор Шварц и К"