2005

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"

 

Надел манеж солдатскую шинель

Екатеринбургский цирк - первый, кто с отвагой и любовью обратился на манеже к теме войны. И все-таки - не первый. У него были великие предшественники - фронтовые бригады цирковых артистов, дававшие представления на передовой.
В спектакле тоже въезжает на полуторке такая вот бригада артистов - прямо на «солнечную поляночку» привала бойцов. Частушки, почти такие же, как распевали про фрицев их коллеги, поют клоуны Пончик и Ванечка (Юрий Аветисян и Иван Сургучев). Почти - потому что эти куплеты они сами сочинили, стилизовав под песенки военных лет. А реприза с отчаянно гавкающим в микрофон кокер-спаниелем - сегодняшний ремейк памятного выступления Карандаша-Румянцева с собачкой Кляксой, лающей «под Геббельса».
Дружные собаки и шаловливые медведи дрессировщиков Аркадия и Татьяны Безматерных, силовой жонглер Хусайн Бозоров напомнили «бойцам на привале» и о силе русского медведя, и о силище русского богатыря.
А с каким детским восторгом и неудержимым хохотом встречали и провожали и «бойцы», и зрители гарцующих, а потом удирающих на пони и пешим ходом «зверюг-фашистов» - обезьянок дрессировщицы Натальи Якубовой. Конечно, Юлия и Андрей Сидоренко танцуют на проволоке не в кирзачах, но все-таки в сапогах и в гимнастерках. Они в других программах исполняют адажио, танго, а здесь их герои - однополчане, бравый парень и гордая дивчина, - отплясывают лихую бессмертную «Смуглянку» так, что замирает сердце. Танец перед боем, как перед Богом, танец еще не начавшейся любви, танец жизни, которой срок измерен уже готовящимся к контратаке врагом, но все-таки - жизни!
И, наконец, финальный фейерверк...
Каждый из зрителей смотрит свой «Салют Победы»: дети в восторге от дрессированных питомцев, веселых клоунов, смелых «солдат», победного фейерверка, что рассыпается звездным огнем на арене все 22 майских дня на каждом спектакле. У взрослых срез восприятия иной - глубже. Но и ребята, может быть, впервые именно здесь, в цирке, понимают, и совсем всерьез, как искренне чтут их прадедушек и прабабушек, когда в финале перед этими «ветеранскими» первыми рядами все артисты преклоняют колено. Так встают, когда целуют боевое знамя.



Два вечера с Эвнером

Этот клоун с печальными глазами родился в США, в штате Джорджия, в Атланте. Удивительно, но в детстве он, в отличие от многих знаменитых артистов, об искусстве даже не мечтал и с цирком ничего общего не имел... Правда, мальчика интересовали змеи, но только - как существа совершенно особого рода. Ему чрезвычайно нравилось следить за их передвижением и грацией. 
Все началось с того, что однажды он на спор с мальчишками научился жонглировать. Спор Эвнер таким образом выиграл, а заодно настолько хорошо овладел жонглированием, что удивлял всех, кто видел, как из его рук вылетали сразу несколько бутылок и взмывали в воздух. 
Юный Айзенберг между тем мечтал совсем не о манеже: в мыслях он видел себя врачом, может быть, даже хирургом, в белом халате за операционным столом... Этот вымышленный доктор должен был жить в большом красивом доме, окруженном садом. По садовой дорожке идут больные, их принимает медсестра...
Для того чтобы подобные мечты осуществились, Эвнер начал изучать биологию и химию. Но родители, как ни странно, были против медицины. Вот в их представлении сын как раз и должен был стать артистом, знаменитостью! Чтобы не огорчать их, юноша в конце концов решил связать свою жизнь с искусством, но только не со сценой, а с манежем.
Молодой человек отправился учиться в Париж. Именно там под руководством знаменитого Жака Лекока он и освоил клоунское мастерство. Образ, который создал Эвнер, вобрал в себя что-то от маленького бродяги Чаплина, что-то - от всех братьев Маркс.
Его карьера коверного началась весьма успешно. За годы, посвященные тому, чтобы заставить людей смеяться, Эвнер получил все возможные и невозможные награды. Он - лауреат премии Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло, Международного фестиваля клоунов в Барселоне, Фестиваля юмора в Лейпциге, Международного театрального фестиваля Сен-Жерве: здесь он получил не только приз зрительских симпатий, но и премию жюри. В Эдинбурге клоун был награжден премией «Новые лица».
И в кино обойтись без него также не смогли! Айзенберг снялся вместе с Кетлин Тернер и Майклом Дугласом в фильме «Жемчужина Нила» в роли святого человека. Снимался он и во многих сериалах, причем всегда успешно. 
Критики отзываются об Эвнере как о Полунине Соединенных Штатов, да эти мастера, кстати, и выступали вместе на Бродвее. Стоит ли говорить, что их совместное шоу имело колоссальный успех? 
Шоу же, которое Айзенберг показывал в Москве, называется «Эвнер-эксцентрик». Но артист с полным основанием может называть себя и иллюзионистом, и жонглером, и мимом.
Айзенберг невероятно гибок, его тело легко принимает самые невообразимые позы, складываясь в несколько раз... Мало того, клоун жонглирует всем, что попадает в поле его зрения, причем вес и объем никакого значения не имеют. А уж по канату он ходит, как по широкой асфальтированной дороге!
Зрители Айзерберга - люди без возраста: шоу одинаково доступно и понятно и взрослым, и детям, и умудренным жизненным опытом старикам.
Остается добавить, что и мимика артиста, и особенно глаза, которые, кажется, живут своей особой жизнью - так они выразительны - делают его по-настоящему уникальным и неповторимым исполнителем. 
 




Победа в Плевне

В нынешнем году сюда съехались мастера искусств из 66 стран мира: музыкальные, хоровые, танцевальные коллективы. И, как всегда, в рамках фестиваля прошел международный конкурс артистов цирка. В нем участвовало около 90 мастеров манежа из Китая, России, Швеции, Бельгии и Монголии.

Золотыми лауреатами конкурса стали артисты из России - воздушные гимнасты Ирина и Андрей Перфильевы (номер «Парная трапеция», Российская государственная цирковая компания), иллюзионно-мистическое шоу «Туйчи-хан» под руководством Таджибаева (Большой московский цирк) и «Эквилибристы на моноциклах с тарелочками» из Китая.

Серебро досталось нашим соотечественникам - номеру-иллюзии Альбины Зотовой-младшей. А также канатоходцам из Монголии и акробатам с хулахупами из Швеции.
 




Повелительница льда

Акробаты на ремнях, акробаты на першах, китайские игры с огнем, забавные коверные и зажигательные танцы... И все это вместе взятое - феерическое шоу «Ледовая рапсодия» цирка на льду под руководством Ларисы Чумаченко. Хотя в ее случае сказать «под руководством» означает не сказать ничего: заслуженный деятель искусств России Лариса Чумаченко создала свой коллектив несколько лет назад сама, она - и режиссер, и балетмейстер, и художественный руководитель. 
Взяться за ледовое шоу в цирке - значит усложнить свою жизнь по меньшей мере втрое: ведь цирк на льду объединяет в себе помимо циркового искусства и ледовый балет, и фигурное катание! Между тем большую часть своей цирковой жизни Лариса Петровна в качестве режиссера-балетмейстера имела дело с обычным манежем.
Свой собственный почерк есть у каждого талантливого человека. Узнаваемая кисть у художника, индивидуальная интонация у поэта. А что же у режиссера, тем более циркового, да еще с балетным уклоном?..
Ледовое шоу Чумаченко несет в себе печать слитых воедино эмоции и мысли, где не только каждый трюк, но даже и огонь, вспыхивающий надо льдом, - тоже символ. Вспомним: «Вода и камень, лед и пламень...»
Зрителю, как правило, нет дела до того, что именно стоит за великолепным зрелищем, разворачивающимся на манеже. Он видит только результат. И если результат удачен - восторгается. Между тем там, за кулисами, где и во время представления «одна за всех» работает создательница этого ледового королевства, бушуют свои страсти и - страхи...
- Понимаете, - поясняет Лариса, - под ногами артистов - лед... Вещество в точности такой же твердости, как бетон, поэтому речь идет о жанре повышенной опасности. Даже если вы отлично катаетесь на коньках, попробуйте сделать трюк! Взять тех же гимнастов и акробатов - соскок-то им ведь приходится делать не на полную ступню, а на ненадежные лезвия!..
Словом, когда Лариса Чумаченко решилась на создание ледового шоу, первый же вопрос, который встал, - где брать артистов?.. Цирковые - профессиональные трюкачи, но с коньками у них взаимоотношения не очень-то тесные. Фигуристы на коньках почти как в домашних тапочках, но о трюках не имеют ни малейшего представления.
Часть года, отпущенного на подготовительный репетиционный период, была потрачена Ларисой на поиски по всей России талантливых мальчиков и девочек в возрасте «от 16 и чуть старше» - фигуристов, занимавшихся этим видом спорта с детства. С противоположной, цирковой стороны шел поиск талантливых артистов, владеющих трюками, но не умевших кататься. В итоге оставшуюся часть репетиционного периода первые обучались трюкам, вторые - закладывать виражи на льду...



"Крещатик" на Кубани

Верно говорят, что цирковые артисты не знают ни межгосударственных границ, ни политических распрей. Это утверждение невольно вспоминается, когда общаешься с артистами украинского цирка «Крещатик», начавшего свои гастроли на Кубани. 
Краснодар - город, несомненно, цирковой. Искусство манежа здесь не только любят, но и разбираются в нем досконально. Поэтому успех «Крещатика» у зрителей, ежедневные его аншлаги сами по себе свидетельствуют о качестве украинской программы. 
Ясное дело, цирка нет без клоунов. А здесь их сразу двое, причем - пара своеобразная и даже в истории цирка редкая: он и она. Олег Лиостаев и Юлия Конох. На манеже - Хуба-Буба. Вот они-то, эти двое молодых артистов, и попытались рассказать не только о себе, но и о том, каков сейчас цирк на Украине. Их собственное появление на манеже - это каждый раз неизменный искренний смех и аплодисменты зрителей...
- Знаете, - начинает наше общение Олег, - у нас на Украине сейчас такой своеобразный момент, когда в цирк повально приходят люди «со стороны»: из спорта, из балета и даже из театров. Не то чтобы династии после вынужденного «разъединения» с российским цирком исчезли. Но как-то людей, «родившихся в опилках», стало меньше... Возьмите хотя бы наш коллектив. Династийных артистов в нем практически нет! Ну вот мы с Юлей, к примеру. 
Я родом из Винницы, никакого отношения к цирку семья моя не имела, смирилась с моей любовью к манежу вообще и к жанру клоунады в частности с большим трудом. В прошлом я - мастер спорта по спортивной акробатике, что мне, как коверному, пошло только на пользу. 
- Я тоже не цирковая в общепринятом смысле, - подтверждает Юля. - И тоже из спорта. Мне с детства нравился цирк, а клоуны - больше всех. Я понимаю, что клоунесса на манеже - явление редкое, и этому есть свое объяснение. Женщина в цирке - это всегда красавица: воздушная гимнастка, наездница, акробатка... Красный нос и гигантские башмаки - это как бы не для нее. Ну и психология: женщины по жизни серьезнее мужчин, хранительницы очага, как-никак!.. Вот потому-то и клоунесса - это всегда экслюзив! А мне с детства хотелось быть особенной, не такой, как все... Знаете, есть такая давняя телевизионная детская передача «АБВГДейка»? В восьмидесятые годы ее вела профессиональная клоунесса Ириска... Я ее обожала!
А вообще - для нас, цирковых, разъединение двух цирков, русского и украинского, по крайней мере на уровне ощущений, не состоялось... Правда, Олег?
- Сейчас поясню, что Юля имеет в виду... Вот нам, артистам, часто задают вопрос: какая публика лучше - наша или европейская?.. И почти все мы дружно отвечаем: «Наша!» А имеем в виду какую публику? Да в первую очередь российскую и украинскую, потому что это - одно и то же, совершенно одинаковые психологические реакции зала, абсолютно одинаковый по качеству контакт со зрителем... 
Приезжаешь из Киева или Винницы в Краснодар или Питер и в этом смысле - словно и не уезжал никуда, а выступаешь дома... 
- А вот европейская публика, - снова вмешивается партнерша Олега, - совсем иная! Мы с Олегом пять лет проработали в Англии, в других странах тоже были, так что можем не просто об ощущениях говорить, а вполне конкретно. Там, на Западе, куда больше, чем все остальное, ценится буффонада: успех имеют чудовищного размера бюсты, дым, поваливший из ноздрей и более пикантных мест, пинки и затрещины. Наши коверные - я имею в виду вновь и российских, и украинских артистов - такие средства используют весьма умеренно. 
А вот, допустим, есть номер, вызывающий у нашего зрителя искренний и чистый смех: двое мужчин в балетных пачках и кроссовках исполняют танец маленьких лебедей. Думаете, на Западе будут над ним смеяться? И не надейтесь! Тамошнему зрителю в этом мерещатся некие «голубые» шалости, он жутко недоумевает, а не веселится. 
А еще в Европе не мог бы появиться такой артист, как Енгибаров. Там пантомиму воспринимают как-то с трудом, тогда как у нас (и у вас) пантомима - основа клоунады. Словом, российский зритель для украинских артистов - это в точности такой же благодарный человек, как и наш собственный. Историю можно пытаться переделать, но занятие это всегда на поверку оказывается бессмысленным... В общем, мы страшно рады, что программа «Крещатика» имеет у вас такой успех. 
Ну а то, что в украинском цирке сейчас так много артистов не из цирковых семей, наверное, неплохо: мы же бережем традиции, изучаем историю искусства, которому себя посвятили. Знаем архивные материалы: прежде чем приступить к работе над новым номером, работаем с ними... Поверьте - с нами цирк точно не пропадет!..
оверить в это и на самом деле легко, побывав на представлении «Крещатика», на его удивительно мощной и ровной программе. Хорошо выступают буквально все «артисты со стороны»: Татьяна Шабатько и Нина Бойко с дрессированными кошками, демонстрирующие наглядно, сколь глубоким было заблуждение относительно того, что этих пушистых упрямиц невозможно дрессировать. Акробаты на першах под руководством Андрея Щекина, чьи трюки столь головокружительны, что цирк замирает и замолкает на каждом из них; семнадцатилетний эквилибрист на свободной проволоке Виталий Островерхов, проделывающий на этом ненадежном снаряде настоящие чудеса... Всех, кто этого достоин, назвать невозможно. Проще взять программку и прочесть ее от начала до конца. 
А еще очень хочется, завершая краткий рассказ об этом цирковом коллективе, сказать что-нибудь, застрявшее в памяти из прошлого, по нынешним временам устаревшее. Или считающееся таковым. Что-нибудь вроде «братская Украина»... А почему бы и нет?.. 



Принцесса цирка

И тем не менее именно она, гимнастка Кристина Баутина, стала Принцессой на проходившем в феврале в Саратове фестивале-конкурсе «Принцесса цирка». Получила золотую корону - продолжив эту традицию вслед за первой русской цирковой Принцессой Лидией Довейко, ставшей ею в Бельгии еще в 1958 году... Случай действительно уникальный!
- Кристина, неужели это правда, что только в 15 лет, да еще совершенно случайно, вы попали в цирк?
- Я никогда не имела никакого отношения к цирку. В пятнадцать лет пришла в Центр циркового искусства в Москве. До этого не занималась ни спортом, ни гимнастикой. 
- Как это получилось?
- Моя подруга работает в цирке. Она всегда делилась со мной своими впечатлениями от яркой и интересной цирковой жизни. Я тогда задумывалась о том, где мне продолжить учебу после окончания школы. И решила попробовать себя в цирке, пришла на просмотр, меня взяли. Тогда я даже не знала, как выглядит трапеция. Начала все с нуля, жила в режиме нон-стоп, каждый день просыпаясь вполшестого утра и отдавая все свои силы и время тренировкам.
Прежде чем начать свои выступления, я тренировалась по шесть часов в день на протяжении трех лет. Сейчас тренируюсь по два-три часа.
- Как родители отнеслись к вашему выбору профессии?
- Мама три дня не могла подписать заявление о своем согласии на то, что я могу репетировать. Так как я была несовершеннолетней, по закону было необходимо ее разрешение. Папы у меня нет. Мама - экскурсовод, она никак не могла понять, зачем мне все это нужно? Не хотела принимать мой выбор. Но мое желание было сильнее ее нежелания.
Я знаю, что мама всегда очень переживает за меня, но также знаю, что она радуется всем моим успехам, пускай даже самым маленьким. Это много значит для меня, ее поддержка помогает мне никогда не падать духом. 
- Скучаете по маме?
- Перед конкурсом в Саратове я была в отпуске, но времени на общение с мамой практически не было. До отпуска дома отсутствовала полтора года, ездила с гастролями по России и Японии.
- Вы работаете без страховки. Не страшно?
- Нет. Было бы страшно, давно бы уже упала, а я никогда не падала и падать не собираюсь. Только два раза сама прыгнула на мат, чтобы просто проверить свои ощущения от падения. 
Страх должен быть в глубине души, абсолютно бесшабашный человек не сможет работать в цирке. 
Почему было принято такое решение: работать без страховки? Самая главная причина заключается в том, что никто, кроме меня, не делает этого. С самого моего первого прихода в цирк я знала о том, что буду работать именно на таких условиях. Теперь для меня это стало привычным делом. И если вдруг мне предложат попробовать выполнить мой номер на трапеции со страховкой, я просто не смогу, так как не знаю, как это делать.
- Век артистки цирка короток. Вы поставили себе какую-то ограничительную планку по возрасту?
- Не знаю. Буду работать до тех пор, пока сил хватит. Определенных рамок не ставила. Сейчас мне 21 год, до тридцати буду работать точно, это минимум. Вообще, артисты цирка в 30 лет выходят на пенсию, но я этого делать не собираюсь, хотя, конечно, все зависит от состояния здоровья.
- Девушки, работающие в сфере шоу-бизнеса, подписывают контракты с работодателем на ограничение их личной жизни. У вас в контракте есть нечто подобное?
- Нет, такого нет даже близко. У нас и так у всех с личной жизнью проблемы. Каждый месяц мы переезжаем, и если с кем-то и успеваешь познакомиться, то потом приходится очень быстро и надолго расставаться. 
- Если вы захотите ребенка, как поступите?
- Вопрос сложный. Я же не захочу его как-то вдруг, неожиданно, пошла в магазин и купила?.. Не думаю, что ребенка стоит заводить очень рано, скажем, в моем возрасте. К этому надо подходить осознанно. Год, который выпадет из карьеры в связи с беременностью и рождением ребенка, нагнать несложно. Родить ребенка, быстро вернуть форму и продолжать работать. 
- Вам говорили о том, что ваш случай прихода в цирк уникален?
- Да. Потому что многие в цирке с пеленок. Если кто и приходит в цирк в довольно-таки сознательном возрасте, то это люди из спорта, художественной гимнастики, либо просто имеющие хорошую физическую форму и подготовку. У меня ее, может быть, к сожалению, а может и к лучшему, не было. К сожалению - потому что мне было невероятно тяжело начинать тренировки. К счастью - потому что это было не так важно, главнее всего было то, что я поставила себе цель.
- А сейчас цель какова? Нет желания из принцессы российского цирка вырасти в принцессу цирка мирового масштаба?
- Хотелось бы конечно. Для этого надо очень много репетировать. Я верю, что победа на конкурсе «Принцесса цирка» - мой первый серьезный шаг в работе, который не станет последним. 
- У вас есть свободное время?
- Конечно, есть время на то, чтобы почитать, поучиться игре на гитаре, поучить языки и даже повышивать.
- О чем вы мечтаете?
- Мечтаю достичь такого уровня в работе, чтобы никто не смог придраться ко мне, сказав о том что я не слишком уверена в себе или не по праву ношу корону. Нужно, чтобы по всем показателям все говорили, что я действительно достойна звания хорошей гимнастки!
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2005 ЗАО "Виктор Шварц и К"