2005

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"

 

Юбилейный выпуск

В Государственном эстрадно-цирковом училище имени М.Н.Румянцева-Карандаша состоялся юбилейный, семьдесят пятый выпуск цирковых артистов.

К своему экзаменационному представлению молодые артисты готовились целых два года. О том, насколько трудно стать настоящим мастером, свидетельствует тот факт, что нынешний поток студентов, поступавших четыре года назад, состоял из ста юных дарований, а до финиша добрались всего лишь немногим более сорока человек. Зато победа их на манеже была очень убедительной. Одиннадцать выпускников, блестяще прошедших испытание, получили приглашение работать в системе Российской государственной цирковой компании «РОСГОСЦИРК».



Владивостокский цирк вернули государству

После долгих судебных разборок здание Владивостокского государственного цирка, несколько лет назад переданное в долгосрочную аренду коммерческой структуре, возвращено государству. Об этом агентству ИА REGNUM сообщили  в пресс-службе городской администрации

Неоднозначная ситуация вокруг городского цирка сложилась после того, как цирковое здание было передано в аренду сроком на 49 лет частной компании «Владцирк». Законность этих действий рассматривалась в суде, который в итоге принял сторону истцов - «Росгосцирка», «Владгосцирка», а также прокуратуры Приморского края, которая выступила на стороне государственных учреждений. Позже сторонами был найден компромисс, результатом которого стало заключение дополнительного соглашения между учреждением культуры «Владцирк» и краевым территориальным комитетом по управлению государственным имуществом. Согласно этому документу срок аренды помещений цирка коммерческим прокатчиком истекает 1 июня 2005 г., а не в 2053, как планировалось изначально. Таким образом, с наступлением лета здание Владгосцирка вновь перешло к Росгосцирку, и руководство предприятия смогло приступить к полноценной работе.

Представления в цирке возобновятся в июле, когда со своей программой приедет московский цирк Филатовых, гастроли которого продлятся в краевом центре в течение месяца.



"Всю жизнь клоуну хочется сыграть Гамлета..."

В России и странах ближнего зарубежья его знают как клоуна Андрюшу, за рубежом - как Nico. На самом деле речь идет о народном артисте России, обладателе высшей всемирной клоунской награды «Маски Грока» и бельгийского «Оскара», лауреате международных и всесоюзных конкурсов циркового искусства. А еще он - режиссер, постановщик уникальных номеров цирка и эстрады. И профессор ГИТИСа, у которого учились такие звезды нашей эстрады, как Пугачева, Буйнов, Слободкин.
Итак, знакомьтесь: Андрей Николаевич НИКОЛАЕВ. 
- Андрей Николаевич, почему, когда в жизни происходит что-то из ряда вон выходящее, говорят: «Во цирк устроили!»? 
- Потому что все, что в жизни ненормально, называется цирком - вплоть до Госдумы. А если серьезно, цирк - это преодоление непреодолимого, невозможного для обычного человека. Например, подбросить несколько мячей, как жонглер, могут многие, поймать - единицы. Прыгнуть из-под купола опять же могут почти все, а благополучно приземлиться удается даже не всем цирковым артистам. 
- Вы всю жизнь заставляете людей смеяться. Хотелось ли когда-нибудь заставить их плакать? 
- Всю жизнь клоуну хочется сыграть Гамлета. Показать другую сторону медали. Еще Чаплин говорил, что «смех - это обратная сторона страданий». Вообще в душу клоуна залезть очень трудно. Швейцарский клоун Грок, который еще к тому же был и доктором философии, говорил: «Я обожаю, когда меня ежедневно бьют по голове. Потому что, когда это прекращается, я испытываю истинное наслаждение». 
- Говорят, в цирке весьма своеобразные семьи... 
- Здесь сильно развита наследственность. Иногда с одним и тем же номером выступают несколько поколений артистов. Особенно выгоден номер с дрессированными попугаями. Они живут триста лет. В общем, животных для работы в цирке выбирают по принципу долгожительства. 
А вот жену или мужа выбирают по «профессиональной совместимости». Часто это делают родители: когда их ребенок достигает совершеннолетия, они находят ему для семейной жизни не жену или мужа, а партнера по номеру. Отношения между родителями и детьми в цирке тоже весьма необычные. Работающие цирковые дети очень независимы. И не только потому, что с раннего возраста зарабатывают - иногда больше родителей. Бывает, что после гастролей за рубежом такой ребенок в состоянии купить себе машину. Но еще и потому, что они чувствуют себя в манеже способными на то, что многим взрослым не под силу. 
А в общем у цирковых детей тяжелая жизнь. Мой сын Андрей за десять лет учебы поменял 86 школ. После такого образования куда он мог пойти? Только в цирк, где и работает сейчас жонглером. 
- Цирк - это очень опасная и рискованная профессия... 
- Да, даже для клоуна. Например, у меня восемь сотрясений мозга. Я инвалид второй группы. У меня был перелом позвоночника. Имеется множество шрамов от животных (один раз медведь чуть не снял с меня скальп). А одна нога внизу свинчена на шурупах - после сложного открытого перелома, когда я попал под лошадь. Кстати, когда я прохожу в аэропорту проверку на металлические предметы, эти шурупы всегда «звенят». 
- Наверное, при такой сложной и опасной жизни - часто на грани жизни и смерти - должна существовать особенная цирковая дружба... 



Таинственный мир Ури Геллера

Так кто же он на самом деле: человек, обладающий редчайшим даром, природу которого современная наука определить не в силах, или блестящий цирковой артист?
Ури Геллер родился в 1946 году в Тель-Авиве, в семье венгерских евреев. Забавный факт: среди дальних родственников по матери у мальчика обнаружился знаменитый предок - сам дедушка Фрейд!
Геллер часто упоминает в своих интервью, что самое яркое воспоминание раннего детства - старый сад, в котором он любил играть. Однажды он (Ури было тогда где-то около четырех лет), бегая по саду, поднял голову и увидел странную картину: солнце скрылось за какой-то серебристой вуалью, которая медленно опускалась на мальчика, а мир вокруг вдруг начал меркнуть и тускнеть... Через некоторое время он почувствовал страшную головную боль и потерял сознание... Сколько пробыл в обмороке, вспомнить он не мог. Но когда пришел в себя, то тут же побежал домой и рассказал взрослым все, что с ним случилось. Родители только посмеялись над не в меру разыгравшейся фантазией ребенка, припомнив, что подобные выдумки часто бывают свойственны не по годам развитым детям...
Однако именно с тех пор с Ури стали происходить странные, необъяснимые вещи. Например, как-то во время обеда его ложка ни с того ни с сего причудливо изогнулась - да так и осталась скрученной. Вернуть ее в прежнее состояние не смог никто! Позже, став взрослым, он осознал, что такого рода явления сопровождаются у него выбросом огромной энергии, которая, проходя через тело, пронзает все существо, как стержень...
Мальчиком он рос очень общительным и любил ходить в гости к сверстникам. Но гостем чаще всего был не слишком желанным: его появление практически всегда сопровождалось тем, что старые, неработающие часы вдруг начинали ходить, а столовые приборы приобретать нетоварный вид...
Когда Геллер пошел в школу, то с самого первого дня возненавидел ее больше всего на свете и каждый раз не мог дождаться конца урока, постоянно поглядывая на часы - подарок родителей. Он словно умолял стрелки двигаться быстрее. И они двигались!.. Его часы уже показывали конец урока, в то время как настенные - только середину или даже начало. И вскоре, к ужасу своих учителей и бурной радости одноклассников, таких же «любителей» учиться, он научился двигать стрелки и настенных часов. Однако все - и взрослые и дети - считали, что Ури просто нахулиганил, сделав что-то с этими часами. В его сверхъестественные способности всерьез тогда не верил никто.
Через некоторое время семья покинула Тель-Авив и переехала жить на Кипр. Здесь Геллер, наученный горьким опытом, решил не демонстрировать свой дар никому, чтобы его снова не обвинили в нарушении порядка или обмане. Учился он, как и раньше, мягко говоря, не блестяще. Однажды, сидя во время контрольной работы за спиной самого умного ученика в классе и глядя на его стриженую голову, он внезапно «увидел» ответы да и сам ход решения парнем задач как бы написанными на темноватой бумаге. Ури оставалось только красиво переписать увиденное... И - пошло-поехало!
Преподавателям постоянно казалось, что мальчик списывает. Его сажали отдельно от всех, как можно дальше от отличников, не давали никакой возможности заглянуть в шпаргалки. А ему этого и не требовалось! Важно было только видеть голову лучшего ученика.
Уникальные способности Ури иной раз удивляли даже его самого. Однажды, уже будучи молодым человеком, он отправился на свидание. Встретиться с девушкой Ури должен был в семь вечера, но катастрофически опаздывал: часы показывали уже шесть сорок пять, а еще предстояло обязательно забежать домой... Он сосредоточился и мысленно передвинул стрелки всех городских часов ровно на шесть вечера. Вот теперь он вполне успевал на свидание и время купить цветы тоже оставалось!
О необыкновенных способностях юноши, который отличался еще и очаровательной внешностью, стало узнавать все больше людей. Его, работавшего в тот момент моделью в известном агентстве, пригласили в 1973 году на телевидение - поучаствовать в программе Би-би-си. Так он впервые продемонстрировал свои уникальные способности с телеэкрана. Во время передачи звонили зрители и сообщали, что их ложки и вилки изменили форму, а сломанные часы - пошли... С этого момента Геллера и узнал весь мир.
Необыкновенного юношу пригласили в США - для участия в научных экспериментах под руководством знаменитых ученых-физиков Тарга и Путкоффа. Они вынуждены были признать его способности уникальными, но природу их определить так и не смогли.
А Ури Геллер начал наконец зарабатывать на жизнь с помощью своего уникального дара. Он может, например, сидя в самолете или вертолете, указать сверху, где, по его мнению, существуют залежи полезных ископаемых, в том числе нефти, золота или серебра, и никогда не ошибается! Весь мир знает, что однажды Геллер изменил ход самых надежных часов в мире - старого Биг-Бена!
Сейчас этот человек-феномен живет в Англии, выступает со своими шоу, пишет книги, а недавно стал даже почетным вице-президентом Королевского беркширского госпиталя и Королевской детской больницы в Бристоле.
Он часто приглашает к себе домой больных детей и использует всю свою мощную энергию, чтобы помочь им выздороветь. Уникальный человек никогда не ест мяса, он очень религиозен и необыкновенно добр и порядочен по отношению к людям.
У Геллера двое детей, которые его волшебный дар, к сожалению, не унаследовали. Правда, они могут читать мысли друг друга, но их отец уверен, что это свойственно всем близким друг другу людям.
Ури придерживается мнения, что на самом деле не ему одному, а вообще всем людям на земле даны те же способности, что и у него. Просто подавляющее большинство не знает, как их у себя раскрыть. 



Добрые слоны Таисии Корниловой

Программа, поставленная Таисией Корниловой - «Вокруг света на слонах», - это настоящий спектакль, связанный единым сюжетом. К сожалению, для сегодняшнего российского цирка подобные шоу - редкость, хотя представители династии Корниловых по-другому работать не умеют.
На манеже рядом с представителем третьего поколения династии, Таисией Корниловой, работает уже и четвертое - Андрей Деменьтьев-Корнилов. А корни династии уходят к первому директору российских зооцирков Ивану Филатову.
Как раз с вопроса о его свадебном подарке в день бракосочетания дочери и начался разговор с правнучкой родоначальника двух знаменитых цирковых династий, Корниловых и Филатовых, Таисией Корниловой.
- Давайте пофантазируем и представим, что на свадьбу своей дочери Марии с Александром Корниловым Иван Филатов подарил не слоненка, а, скажем, тигренка. Могла бы тогда так сложиться судьба, что династия занималась бы дрессурой хищников?
- Я думаю, что слоны все равно бы победили, поскольку дедушка очень увлекался индийской культурой. Он много путешествовал, несколько раз бывал в Индии, и я уверена, что в любом случае его выбор остановился бы на этих гигантах.
- Несмотря на то, что слоны живут долго, любому аттракциону требуется обновление. Насколько тяжело сегодня приобрести для номера слонят?
- Экспорт слонов сегодня превратился в очень трудный процесс. Дело в том, что эти животные занесены в Красную книгу, а значит, за них очень борются «зеленые». Поэтому приобретение слонов - проблема, причем не только для цирков, но и для зоопарков.
У нас сейчас есть два маленьких слоника, и хотя это очень мало для такого аттракциона, наша заявка пока остается без удовлетворения. Если говорить о тех слонах, которые сегодня выходят на манеж, то для них уже есть замена. Но сегодня необходимо думать и о более далеких перспективах, тем более что Андрею, как и нам в свое время, необходимо поработать с молодняком. 
- А как возник образ, в котором на манеж выходит Андрей?
- Его герой - мой дедушка, который был географом и путешественником. Кстати, он очень хотел, чтобы я стала биологом. Мы часто путешествовали с ним и бабушкой на теплоходах, оттуда мне в память и врезался его образ.
Долговязый неуклюжий путешественник, в круглых очках и фетровой шляпе... На дедушку очень похож Харрисон Форд, исполнитель главной роли в фильме «Индиана Джонс». 
- Сегодня уже можно сказать о том, что ваш сын Андрей продолжит династию Корниловых. Составит ли ему компанию его младшая сестра Настя?
- Дочка не хочет работать со слонами. Цирком она пока занимается, как говорится, на всякий случай. Но большого желания связывать с ним свою жизнь у нее нет. С одной стороны, она хочет работать с лошадками, а с другой - петь на эстраде...
- А мама спокойно относится к тому, что дочь может уйти из цирка?
- Абсолютно. Пусть сама все решает, чтобы потом никого не обвинять. Жизнь настолько многогранна, что нельзя ни на чем зацикливаться. Если девочка хочет попробовать себя в разных видах искусства, то почему ей нужно это запрещать? Пусть ищет свой путь, свою судьбу. А я постараюсь ей дать все, что смогу. 
- В программах с участием вашего аттракциона вы выступаете не только как дрессировщица, но и как режиссер. На ваш взгляд, насколько важна режиссура в цирковом искусстве?
- Я считаю, что это один из главных моментов в нашей работе, и понимаю, насколько это необходимо. А раз руководитель так считает, то те артисты, которые со мной работают, должны принимать мои условия, думая о завтрашнем дне.
Те, кто не понимает важности режиссуры, просто не заглядывают в будущее. И я сталкивалась с такими людьми. Они не желали ничего менять в своих номерах, и все необходимые мне преобразования приходилось делать, преодолевая огромное сопротивление. Но когда они слышат реакцию зала и понимают, что их никогда так не встречали, вот тогда и готовы выполнять все указания и просят оставить их в коллективе. 
- Получается, что из-за смены номеров ваша программа постоянно меняется?
- Фабула программы остается постоянной. Мы готовили ее к началу 2001 года для гастролей в королевском цирке Бельгии. За те годы, что мы катаем программу, в ней естественно меняются номера, но они не выходят за общий сюжетный рисунок.
- Возьмете ли вы в свою программу молодых артистов, которые только что окончили цирковое училище?
- С большим удовольствием. Мало того, у нас работает своя студия, из которой выходят замечательные выпускники, а два их номера уже участвуют в нашем представлении.
- Ваша программа - яркий и цельный спектакль. А как быть с тенденцией малых форм, с которыми легче выезжать на зарубежные гастроли. 
- Эта тенденция уже в прошлом. За границей давно «наелись» такими вариантами, да и российские артисты «наелись» зарубежными гастролями. На сегодняшний день там очень мало платят, занижая ставки и создавая невыносимые условия работы.
У артистов нет за рубежом никаких гарантий нормальной работы, часто бывало, например, что импресарио просто сбегал, оставляя людей без денег.
В России же все гарантированно. Работа артистов цирка достаточно престижна, а уж если речь заходит о зарубежных гастролях, то, наоборот, приглашаются цельные программы, то есть большие коллективы. Главное не количество, а качество программы. 
- Знаю, что ваш коллектив готовит новую программу, премьера которой состоится в Санкт-Петербурге. Сколько времени проходит от момента зарождения замысла в голове режиссера до момента первого представления?
- Делать новый спектакль гораздо проще, чем, скажем, полноценную новогоднюю сказку. Дело в том, что идею свою мы подбиваем под тот костяк номеров, который уже имеем. Самое сложное с момента зарождения замысла - доказать продюсеру или спонсору необходимость вливания денег. Ведь замысел ему должен понравиться! И только после появления средств начинается процесс, который длится около года. Это - минимальный срок.
О новом спектакле могу сказать, что его идея родилась у нас с Василием Браташом приблизительно год назад. Но мы долго к этому готовились. Сейчас у нас уже вовсю идут репетиции, приехал балетмейстер Вадим Савенков, который работал с балетом «Тодес». Приедет композитор, уже делаются костюмы и декорации... В общем, работа кипит!
- Как вы считаете: дрессировщик - женская профессия?
- Честно? Нет. Но если говорить о моей маме, то она получает наслаждение от дрессуры. Хотя сейчас женщины эмансипированные, поэтому, может, и женская...
- Когда смотришь ваш аттракцион, то невозможно поверить в то, что на манеже находятся мать и сын. Поделитесь персональным секретом сохранения молодости?
- Молодой должна быть душа. Кроме того, нужно много тренироваться и общаться только с молодежью.
А что касается сына, то мы с ним друзья. Кроме того, моя мама выглядит намного моложе своих лет. И в ее присутствии я права голоса не имею! Она до сих пор всех воспитывает, и я рядом с ней ощущаю себя девочкой - наравне с Андреем и Настей.
- Многие ваши коллеги пессимистично говорят о завтрашнем дне российского цирка. Вы разделяете их настроения?
- Я смотрю в будущее с оптимизмом. Ведь и с театром происходило то же самое. Было время, когда спектакли игрались при пустых залах. Но затем зритель соскучился по театру, где начали ставить хорошие постановки, и публика вернулась в зрительный зал. Прошло через это и кино. Следующим этапом стали оперетта и балет. То же самое и с цирком.
Пока люди не поймут, что эстрада - фонограмма, а цирк - живое искусство, пока они не почувствуют, что наше искусство так же экстремально, как и спорт, зрителя в цирке не будет. Но для этого нужны не только хорошие программы, но и удобные залы, красочные фойе и многое, многое другое...



Тени незабытых предков

- Скажите, что заставило вас сесть за воспоминания?

- За книгу меня усадил Рудольф Евгеньевич Славский - артист цирка, режиссер и литератор. Он сам много писал о манеже и, зная, что у меня собран богатый архив, убедил в необходимости воскресить прошлое... Ведь я писал не только о Феррони. Многие славные имена забыты... Скажем, почти забыт человек, который был и клоуном, и воздушным гимнастом, а впоследствии даже музыкальным эксцентриком - Петр Поспелов. Он работал у моих предков Танти, когда они держали свой цирк в Тифлисе в 20-е годы. Или Васильянц, выступавший еще под фамилией Василядзе. Прекрасный жокей, джигит и клоун! Свою жизнь он закончил в монашеской рясе под Киевом... Многогранность и на манеже, и в жизни... И таких славных имен много! Очень хочется, чтобы о них знали и помнили.

- Вы уже давно на пенсии. Часто бываете в цирке?

- Очень редко. Грустно осознавать, что сегодня цирк с большим трудом выходит из кризиса. Конечно, с приходом Мстислава Запашного у артистов появилась какая-то надежда... Но ведь деньги цирку дает государство, и их, конечно, не хватает. Артисты зачастую не живут, а выживают. Не удивительно, что все лучшие номера сегодня за границей.

- Деньги, деньги... А как было раньше - до прихода к власти большевиков?

- Цирк моих предков обходился без посторонней помощи, это было цирковое товарищество. Мой отец родился в 1903 и еще застал те времена. 

- Почему сейчас это невозможно?

- Тогда все цирки были в основном семейные. Сборы полностью шли в карман хозяина, главы семьи. Сейчас появилось, конечно, несколько частных цирков, но пока это, на мой взгляд профессионала, серьезного разговора не стоит: уровень работы, мягко говоря, оставляет желать лучшего...

- Вашей династии 200 лет. С чего все начиналось?

- Я последним из всех Феррони оставил манеж. Мы с женой ушли на пенсию в 1988 году. Если учесть, что мой прадед Дионисий с пятью сыновьями приехал в Россию в 1874 году, то выходит, что на манеже русского цирка представители династии выступали в течение 114 лет!

В далеком прошлом, когда Италия была раздробленным государством и все провинции имели свою автономию, во Флоренции процветала семья маркизов Феррони. Сейчас в их родовом замке создан музей. В нашей семье сохранились предания о предках-маркизах, некоторые документы с именами и датами рождения представителей первых поколений. Мой троюродный брат Леонардо Витториович, посетив Флоренцию, не только обнаружил в музее эти имена и даты, но и родословное древо Феррони, которое начинается с VI века.
Оказывается, в то время мои предки были кузнецами, их звали Ферро, ведь по латыни железо - ferrum. С годами Ферро трансформировалось в Феррони. Леонардо в музее смог приобрести родовой герб, заверенный подписями и печатями. Именно от древнего рода маркизов и пошла ветвь артистов цирка Феррони.

Итак, в 1785 году во Флоренции, в именитой семье Феррони родился сын Джузеппе. Прошло безмятежное детство, наступила юность, и родители сосватали ему дочь родовитых соседей, но у Джузеппе не лежала душа к этому браку. Неподчинение воле родителей могло иметь трагические последствия. И юноша из двух зол выбирает, по его мнению, меньшее - убегает из дома и становится бродячим циркачом-канатоходцем.
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2005 ЗАО "Виктор Шварц и К"