2005

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"


Покорители пяти континентов

Цирковое лазерное супершоу «Пять континентов», идущее на манеже цирка «Радуга», расположенного у метро «Речной вокзал», к нам привез из Тбилиси заслуженный артист Грузии Гия Эрадзе. 
Но и российские цирковые не сплоховали: в финал первого отделения шоу блестяще вписалась со своими морскими львами народная артистка России Ирина Запашная. 

Представление настолько яркое и красочное, а спецэффекты до такой степени впечатляют, что даже директор «Радуги», руководитель известных не только в России, но и за рубежом цирковых коллективов - таких как «Цирк на льду» и «Цирк на воде» - Яна Шевченко утверждает, что достойно описать впечатление от «Пяти континентов» просто невозможно. Это надо видеть!

Супершоу состоит из нескольких блоков - в каждом из них своя тема и свои экзотические животные. Например, цыганский блок, блок «Джунгли», впечатляющий мексиканский, испанский, в котором имитируется знаменитая коррида и участвует настоящий дрессированный бык. Удивительно податливыми дрессуре оказались даже страусы!

Но наиболее ярким по всеобщему признанию является финал представления, построенный на восточных мотивах, где, конечно же, не обошлось без кораблей пустыни - верблюдов. 

Автор идеи «Пяти континентов», сам же и воплотивший ее в реальность, тоже участник представления: молодого и талантливого артиста Гию Эрадзе зрители увидят, в частности, в финале шоу. 

Те, кому довелось побывать на представлении, утверждают, что зрелище действительно незабываемое. Но, как говорит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и это правда. Так что добро пожаловать в цирк «Радуга». Лазерное цирковое супершоу «Пять континентов» будет радовать московских зрителей и гостей столицы до сентября. 
 




Подземелье хранит тайны

Как только дело дошло до обустройства манежа, так сразу же тайное стало явным: под ареной обнаружили целую систему подземных коридоров... А потайные люки, о существовании которых никто в цирке и понятия не имел, позволяли попасть из подземелья прямо на манеж.

По словам директора цирка Ивана Кузьмина, объяснение таинственным катакомбам может быть только одно: семьдесят лет назад эти подземные ходы спроектировал знаменитый иллюзионист Эмиль Кио-старший для своего трюка с исчезновением и дальнейшим появлением «ниоткуда» девушки.

Ассистентка Кио на глазах публики заходила в кабинку на одном конце арены, а через несколько мгновений, после магических пассов иллюзиониста, появлялась из такой же кабинки, но на другом конце манежа.
Разгадка этого фокуса заключалась в том, что специальный механизм опускал девушку через люк под арену, где она быстро перебегала по подземному коридору к другому такому же лифту-подъемнику... Трюк был отработан так хорошо, что все происходило за считанные секунды.

Надо сказать, что не все цирковые согласны с этой версией, у многих она вызывает сомнение: не слишком ли дорого и сложно - механизировать столь простой и распространенный во всем мире трюк?.. Ведь чтобы продемонстрировать описанный фокус, задолго до того, как Кио-старший начал выступать на манеже, его коллеги обходились сестрами-близнецами и специальной системой зеркал (она по сей день засекречена покрепче военного производства), установленной в кабинках.

Известно, в частности, что еще в XIX веке именно таким способом показывали братья Дуровы совершенно такой же фокус, который назывался «Полет над манежем», в Москве и Питере. Для этого они с помощью грима и костюмов доводили свое фамильное сходство до полной идентичности...

Но как бы там ни было, администрация Саратовского цирка, посовещавшись, решила сохранить исторические катакомбы - в память о знаменитом маге...
 




"Главное - оставить после себя чистый след..."

- Вы знаете, в России слухи о вас ходят самые разные: поговаривали даже одно время, что приехав в Германию, вы заболели, что сейчас живете чуть ли не в бараке, нищенствуете... 

- Ну да - вплоть до того, что умираю в больнице или и вовсе умер... Лично я думаю, пусть уж лучше такую вот чушь говорят, чем вообще молчат. Хотя на самом деле меня совсем недавно занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самого популярного клоуна планеты, по сей день продолжающего выходить на манеж!.. 
А насчет того, что живу затворником, наврала какая-то газета из новых, появившихся в Москве уже без меня... Ну не юмористы, а?

- Если уж мелькнуло слово «юморист», - как вы сами, в обычной, повседневной жизни относитесь к юмору? Ведь наверняка были моменты, когда надо выходить на манеж, а вам вовсе не до смеха... 

- Без юмора жить нельзя: надо самому радоваться и доставлять радость другим. Главное - оставить после себя чистый след... И если мой клоунский образ приносит людям улыбку и смех - я счастлив. 
Конечно, трудно забыть, сколько раз приходилось работать с высокой температурой и даже с воспалением легких... Тебя на манеж буквально выносят на носилках, врачи дежурят за кулисами и сразу после представления увозят на карете «скорой помощи»... И что? Главное - зрители об этом даже не догадывались! Но таких случаев в моей жизни было предостаточно... 
О смерти своей матери я узнал в антракте. Из глаз - слезы, но работать-то надо! Надо выходить, смешить... Это ведь мое горе, а не окружающих. Недаром сказано: «Когда клоун смеется, с ним смеется весь мир, когда клоун плачет, он плачет один».

- Олег Константинович, вы на арене уже больше 50 лет. Почему в свое время выбрали цирк, а не, скажем, театр? Вообще, я слышал, что клоуном вы стали случайно. 

- Ну не совсем случайно! В 14 лет я занимался в кружке акробатики при московском Дворце спорта «Крылья Советов». К нам часто приходили студенты из циркового училища, я с ними познакомился, они пригласили меня на репетицию. Мне сразу же так это понравилось, что в 1944 году я поступил в цирковое училище, а в 1950-м окончил его как эксцентрик на проволоке. Номер назывался «Утренняя гимнастика на проволоке». На экзамене я с ним прошел на «ура», и меня направили в Тбилисский цирк. 
Тогда там директором был народный артист СССР Кавсадзе, и он мой номер благополучно забраковал. В запасе у меня был еще один, который в Москве запретили как космополитический. Что делать? Я его все-таки показал, и Кавсадзе он понравился. «Вот его, - говорит, - и будешь работать». «Так запретили же», - отвечаю. А он в ответ: «Да ладно! Москва далеко, авось проскочит!..»

- Вот, значит, как началась ваша самостоятельная работа!

- Не совсем самостоятельная. В 1951 году я вернулся в Москву и попал в Цирк на Цветном бульваре, где в то время выступал знаменитый Карандаш... Ему понравился мой новый номер - эквилибрист-комик на слабо натянутой веревке. И он взял меня в свою труппу. Я начал участвовать в его репризах... А потом наступил его очередной отпуск, и меня откомандировали в Саратов. 
Вот там, в Саратове, и получилось: работавший в цирке Никитиных клоун Боровкин сломал ребро, и дирекция предложила мне его подменить... После этого меня направили в Ригу уже в качестве клоуна. Так все началось и длится уже больше пяти десятков лет... 

- У вас чудесный дом здесь, в Германии, и весь первый этаж отдан под слесарную мастерскую... Правда, что вы и по сей день сами изготовляете все, что вам требуется для выступлений? Я-то полагал, что так поступают только российские артисты - по принципу «Голь на выдумки хитра»... 

- Ничего подобного! В том смысле - что я действительно всю жизнь сам готовлю себе реквизит, но вовсе не от бедности! Дело в том, что даже самые распрекрасные мастера далеко не всегда понимают, чего именно ты от них хочешь заполучить. Частенько думают, что речь идет о какой-то безделушке. А для артиста это ведь не что иное, как орудие производства!



Мы из Одессы. Здрасьте!

Семью Купиных смело можно назвать уникальной. Хотя бы потому, что все дети учились в знаменитой музыкальной школе имени Столярского, а затем окончили консерваторию: Алексей - пианист и дирижер, Борис - контрабасист, Татьяна - кларнетистка, Павел - виолончелист, ученик гениального Ростроповича. И это при том, что их родители, как рассказывает Алексей Григорьевич, закончили один класс церковно-приходской школы на двоих. Отец, Григорий Абрамович, вернулся с войны инвалидом первой группы с пенсией в 230 рублей. Замечу, что в 1945 году буханка хлеба стоила на черном рынке сотню...
Чтобы выжить, дать детям образование, родители освоили производство немудреных игрушек - бумажных вееров, тряпичных мячиков на резинке (они, кстати, нынче вновь популярны у детей). Нина Алексеевна продавала их прямо на улицах, чаще всего у Успенской церкви и в районе Привоза.
- «Любил он в цирк ходить на площади...» - это ведь про нас с вами? Правда, в известной песенке дальше идет речь о цирковой артистке, в которую влюбился ее герой... Мы тогда об этом как-то не думали, хотя сестры Кох - гимнастки, работавшие под самым куполом, казались нам сказочными красавицами... 
- Они таковыми и были, - говорит Алексей Григорьевич. - Думаю, мы с вами попадали в цирк одним путем - «проканывали», то есть пробирались без билета. Сейчас у нас все зрители удобно сидят - независимо от цены билета. Правда, на галерке помещается значительно меньше людей. 
- Вы ведь возглавили цирк уже в зрелом возрасте. Каким он увиделся вам, так сказать, изнутри? 
- Я принял большое, сложное хозяйство с проблемами, характерными для всех тогдашних советских учреждений культуры. Но и сегодня, спустя много лет, когда я, кажется, знаю о цирке все, он продолжает меня поражать и восхищать. 
- Самое время спросить: как же обладатель двух консерваторских дипломов становится директором цирка? 
- Думаю, это судьба. С детства моей любимой присказкой была такая: «Вот это цирк!». Вот и стал цирковым. А если серьезно, то вкратце история такова. После окончания консерватории я работал концертмейстером, а затем - инструктором центрального райкома партии, где курировал учреждения культуры, в том числе и цирк. Часто бывал там, знал проблемы коллектива, чем мог, помогал. Затем создавал музыкальную школу, несколько лет был директором. Горжусь тем, что она и сегодня нормально работает. В 1983 году оказалось вакантным место директора цирка, и мне предложили его занять. 
- Чем отличается Одесский цирк от других? 
- Очень многим. Во-первых, он один из старейших в России, во-вторых, у него уникальный разборный купол. Да и вся стальная конструкция разбирается. Цирк задумывался как передвижной, но с годами вокруг металлического каркаса выросли стены. 
- С детства меня мучил вопрос: действительно ли под цирковой ареной находятся специальные камеры, помогающие иллюзионистам творить свои чудеса? Сегодня представился уникальный случай узнать, так ли это... 
- Извините, но я не стану раскрывать цирковые тайны. Что же за цирк без них! А вот об одной загадке расскажу. Мы обнаружили, что на глубине трех метров под ареной проходит внушительная труба, по которой течет вода. Откуда и куда? Об этом не знают даже специалисты из горводопровода и строительного института... Продолжает удивлять и уникальная сеть отопления и охлаждения здания. В былые годы в специальные емкости под фундаментом летом завозили лед, и в зале становилось прохладно... 
- Ну хорошо, поделитесь с нашими читателями если не тайной, то забавным случаем. 
- Извольте. Прошлым летом, в страшную жару, дрессированному медвежонку весом в 100 килограммов захотелось во время представления подышать свежим воздухом. Он перелез через барьер арены, протопал через фойе к выходу и, не обращая внимания на уборщицу, которая размахивала перед ним метлой, направился на прогулку по городу. Еле его поймали...
- Перейдем к делам серьезным. Как вам удается выжить в непростые для украинской культуры времена? 
- У нас есть два секрета. Первый: цирк будет жить до тех пор, пока в него ходят дети - наши главные зрители. А их любовь к цирку, думаю, вечна. Мы стараемся не повышать цены на места на балконе, те самые, на которые мы с вами когда-то «проканывали».
А теперь - об экономике. Восемь последних лет наш цирк был дотационным: государство переводило нам небольшие суммы, на которые невозможно было существовать. Мы подсчитали все «за» и «против» и решили перейти на полный хозрасчет - первыми в СНГ. Нас поддержало Министерство культуры Украины. И дело пошло. Сегодня мы, можно сказать, вновь встали на ноги. 
- Цирки по традиции не имеют постоянных артистических трупп, в них работают гастролеры. А не хотелось ли вам создать одесскую труппу? 
- И еще как хочется! Даже название придумали: «Мы из Одессы. Здрасьте!» Нашли среди земляков артистов всех специальностей. Знаете, в чем основная трудность? В дефиците клоунов и репертуаре для них! 
- Мне всегда казалось, что Одесса снабжает ими весь мир... Разве «Маски», к примеру, не отличные клоуны? 
- Отличные. Но не цирковые. То же самое и с авторами реприз. Я даже обращался к Михал Михалычу Жванецкому, но тот честно признался, что не владеет секретами этого жанра... 
- Цирк действительно загадочен и уникален. И все же, что сегодня, после многих лет работы в нем, продолжает вас особенно удивлять? 
- И удивляет, и поражает вот что. Цирк - пожалуй, единственный вид искусства, где все без обмана (фокусники ведь не обманывают зрителей, они их развлекают), все честно. Ни один директорский сыночек, ни одна любовница руководителя номера не полезут «по блату» под купол цирка и не войдут в клетку со львами. У нас по знакомству можно устроиться разве что в кассу... 
- О чем мечтает директор цирка?
- Когда я шел на эту работу, то должен был возглавить строительство нового здания цирка. Были готовы чертежи, выделены средства. Новый, современный цирк должен был торжественно открыться к 200-летию Одессы в 1994 году... Но наши надежды не осуществились. Думаю, что мне не удастся реализовать эту мечту, но надеюсь, что следующему директору цирка повезет больше... 
...Сегодня Алексей Григорьевич, казалось бы, отдалился от музыки, с которой связаны его детство, юность, молодые годы. Но любовь к ней - на всю жизнь. Не случайно же именно в цирке играет единственный в городе профессиональный биг-бенд, в котором собраны отличные исполнители. Недавно директор тряхнул стариной. На одном из выездных представлений отказал магнитофон, и Алексей Купин сел за фортепиано и показал класс!
Музыка и Цирк. Цирк и Музыка. Если бы семейство Купиных возмечтало о гербе, то на нем соседствовали бы скрипичный ключ и акробат, взметнувшийся под самый купол. 



Дорогой длинною...

«Кабайо» - цирк действительно цыганский. Не только потому, что цыганская кровь присутствует в самой Хуаните - со стороны матери, а артистов она сумела подобрать из числа таких, у кого как минимум есть цыгане предки. Само шоу, разворачивающееся на манеже ее цирка, поставлено на «цыганский» сюжет.
Начинается оно с того, что на арену выезжает изящная старинная коляска, запряженная парой вороных лошадок. В коляске - денди в костюме XIX века, весьма заносчивого вида. Сделав по манежу пару кругов, денди решает немного отдохнуть... Покинув облучек, он укладывается посреди манежа и «засыпает». Убавляется свет прожекторов, сам по себе в центре арены вспыхивает костер. И тут к коляске, оставленной без присмотра, подкрадывается, словно образовавшийся из воздуха цыган: его играет сам Сольвадор.
Мгновенно освободив от упряжи одного из вороных, конокрад вскакивает на него, готовясь скрыться. В этот момент денди просыпается, кидается к коляске, распрягает, тоже мгновенно, второго вороного и - начинается погоня... Однако, по кругу манежа она длится недолго: в какой-то момент цыган верхом на коне, взмывает в воздух, словно намерен преодолеть препятствие, и... исчезает бесследно!
За пять лет секрет этого трюка пока не удалось разгадать никому! Какое-то время обалдевший от неожиданности денди (конечно, это цирковой коверный) мечется по арене, чуть не свалившись  от изумления со своего вороного и исполняя столь потешные трюки, что публика буквально падает от хохота. А затем лошадь, которой явно надоело это безобразие, взбрыкивает, денди подлетает в воздух и... тоже исчезает!
В то же мгновение костер на арене разгорается ярче, из-за форганга появляется целая толпа цыган, неуловимым движением один из них преображает нарядную коляску в кибитку, из которой выскакивают красавицы цыганки во главе с Хуаной. А по кругу уже мчатся белые, вороные и рыжие лошади с лихими трюкачами... Все ярче разгорается свет, артисты демонстрируют зрителям целую череду иллюзионных номеров, сменяющихся номерами с лошадьми.
В какой-то момент из кибитки, словно выпущенный из жерла пушки, вылетает наш денди, от изящного костюма которого остались одни лохмотья... Завершается же шоу тем, что после множества комичных ситуаций и самых невероятных иллюзионных трюков бывший денди не просто решает помириться с конокрадами, но и сам примыкает к этой веселой цыганской компании, покидая стоянку табора вместе с ними.
Но каким бы замечательным ни было шоу Хуаны, ее собственная жизнь и история создания цирка - еще замечательнее.
Несмотря на то, что ее мать действительно цыганка, она к тому моменту, как у нее родилась дочка, давным-давно была вполне респектабельной дамой, женой чиновника средней руки из Барселоны. Верующая католическая семья, исправно посещавшая церковь каждое воскресенье. Мать Хуаны и по сей день считает, что роковую ошибку в воспитании девочки совершила в тот день, когда у той обнаружились способности к танцам и ее отдали обучаться фламенко... А спустя шесть лет (Хуане только-только исполнилось 12) ее дочь попала на цирковое представление, среди номеров которого был конный аттракцион...
С этого момента Хуана и «заболела» конным цирком. И когда поняла, что родители ни за что в жизни не пойдут ей навстречу в ее новом увлечении, упрямица просто-напросто сбежала из дома, присоединившись к бродячему шапито... Девочку возвращали домой с помощью полиции трижды. И трижды она сбегала снова!
Каких только приключений не пережила Хуана, прежде чем нашлась цирковая труппа, согласившаяся принять ее к себе! Какое-то время ей довелось даже поработать стриптизершей: пригодились занятия танцами... В тот момент, когда ее цирковая мечта сбылась, Хуане едва сравнялось 16 лет. И было ясно, что она - настоящая красавица... Во всяком случае хозяин цирка, к труппе которого она примкнула, Сольвадор Гарсия, нынешний супруг Хуаниты, влюбился в нее, по его собственному признанию, с первого взгляда и - на всю жизнь.
В момент их знакомства цирк Сольвадора не включал в свою программу конных номеров вообще: слишком накладно перемещаться по дорогам страны, перевозя с собой помимо шапито и аппаратуры еще и животных... Хуане, выступавшей в качестве жонглера (разумеется, номер перемежался фламенко, а сам жанр ловкая девушка освоила довольно быстро) понадобилось два года, чтобы стать женой Гарсиа, и еще год, чтобы убедить мужа рискнуть и создать конно-иллюзионный цирк «Кабайо»... 
Конечно, сегодняшнее шоу создавалось постепенно, но сама идея соединить в одном представлении, да еще сюжетном, лошадей и иллюзию оказалась уникальной. Убедившись, что его жена - настоящий цирковой талант, Сольвадор, по-прежнему обожающий свою подругу не меньше, чем в тот день, когда она впервые заявилась к нему в цирк, с легкостью отдал жене бразды правления своим шапито, с удовольствием занявшись реализацией ее идей - режиссурой и постановкой.
Супруги не скрывают, что «Кабайо» - доходное предприятие. Они спокойно могли бы на сегодняшний день осесть где-нибудь, например, в Мадриде («Только не в Барселоне!- говорит Хуана,- родители по-прежнему не желают меня видеть, мне это тяжело осознавать...»). Могут превратить свой цирк в стационарный... Но - не хотят.
На вопросы журналистов, почему бы им не обзавестись собственным стационаром, всегда отвечает Хуана:
- Потому,- говорит она,- что мы - цыгане! А цыганская душа непоседлива, она не может долго находиться на одном месте, дорога влечет ее, даль зовет...
И пусть моя мать давным-давно изменила этому зову сердца, но во мне самой голос крови - сильнее; я слышу его так же хорошо, как голос своего мужа, как призывное ржание наших коней...



Медведица из Книги Гиннеса

В тот вечер Марта была явно не в духе: сердито отворачивала от дрессировщика мохнатую физиономию, усиленно делала вид, что оглохла и его команд не слышит, нервно принюхиваясь, обошла арену и... наконец-то соизволила развернуться в сторону хозяина и уже вынесенного униформистами перша (шеста). Не иначе как у медведицы случился приступ «звездной болезни»: ведь в знаменитый Гиннесс она попала вместе с Николаем, как тут не возомнить о себе, любимой?! Впрочем, работа есть работа. К тому же, если уж ты стала звездой манежа - изволь подтверждать это свое звание из вечера в вечер, изо дня в день.
И вот уже медвежья королева покорно семенит к пятиметровому шесту, на самом верху которого сделана небольшая площадка для ее лап. Спустя минуту Марта так же покорно и удивительно легко для своего роста и веса взбирается на самый верх, выпрямляется во весь свой немалый рост. Да так и стоит, как ни в чем не бывало, когда Николай, тоже удивительно легко, подымает все эти 147 килограммов живого звериного веса вверх и ставит перш себе на лоб!..
Вот за этот-то уникальный, единственный в своем роде номер и признаны Николай Новичков и его Марта самыми-самыми... Но номер еще не завершен. Медведица с невозмутимым видом делает стойку на передних лапах, отчего шест слегка качнулся, а зал - дружно ахнул: ведь работает-то Марта без страховки... Слава богу - обошлось, и в следующую секунду заслуженное зрительское «Браво!» взлетает под купол цирка.
Представление идет своим чередом и, как все хорошее на этом свете, завершается. Зрители с видимым сожалением начинают стекаться к выходу, а цирк гасит свои праздничные огни, погружая в полумрак арену. Конечно, и дрессировщик устал ничуть не меньше своей звездной Марты, но не настолько, чтобы отказаться от разговора с нами. Несмотря на то, что время действительно позднее: за окнами шапито, где они с Мартой сегодня выступали, светлая питерская ночь уже зажгла свои разноцветные огни.
- Меня часто спрашивают, - говорит Николай, - о двух вещах: как я стал дрессировщиком и как мне пришло в голову создать такой номер с медведицей?.. Медведи ведь считаются в цирке едва ли не самыми опасными животными, куда более опасными, чем те же тигры и львы... Дело в том, что настроение тигров и львов «написано» у них на морде или «на хвосте», который, если зверь злится, по-особому дергается. Ну а медведи мимики лишены напрочь - всегда одинаково бесстрастная и неподвижная физиономия, хвоста тоже нет... Словом, нужно быть очень и очень внимательным к своим питомцам, чтобы знать, в каком настроении они пребывают...
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2005 ЗАО "Виктор Шварц и К"