2005

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"

 

"Братеево" отправляется в путь

И действительно, немудрено замереть, когда дюжина уссурийских тигров находится рядом с вами. Всего в пяти метрах. Но, к счастью, за металлической сеткой.
А как же человек, который стоит сейчас с ними там за сеткой, как говорится, «лицом к лицу» и командует поведением хищников? Кажется, ему все нипочем и уже по взгляду, по повороту головы зверя он предугадывает все его намерения.
Бесстрашный человек за сеткой - это известный дрессировщик, народный артист России Михаил Багдасаров. Именно его шоу открыло новый цирковой шатер рядом с Москвой-рекой, в столичном районе Братеево. Парусиновый шатер очень похож на легкое суденышко, наполнившее ветром паруса среди моря домов-гигантов, «плывущих» на юго-востоке столицы.
Здесь, в центре нескольких жилых массивов, где проживает почти три миллиона жителей, и построен цирк-шапито на 1300 мест. Такой подарок к Дню города преподнес москвичам Росгосцирк.
Ну а что же тигры? Вслед за выступлениями артистов других жанров, о которых еще будет рассказано, «барсики» показали себя во всей красе. Они делали стойку на задних лапах, ходили по бревну между ножей «на цыпочках», прыгали через огненные кольца.
Но давайте дадим слово человеку-укротителю, который первым входит с хищниками на манеж, - Михаилу Багдасарову, создателю этого аттракциона, а теперь еще и директору нового цирка-шапито в Братеево.
- Наша программа существует уже почти пятнадцать лет, - рассказывает Михаил Ашотович. - И вместе с этими «котятами» мы объехали многие страны мира, сотни городов. А теперь вот - встреча с москвичами. Конечно, одному с тиграми было бы тяжело, но на арене рядом со мной мои помощники, мои дети - заслуженные артисты России Карина и Артур Багдасаровы. Вот так, всей семьей, и стараемся удивлять, развлекать и просвещать публику. Ведь каждый номер, каждый трюк для зрителей должен быть интересен и запоминаться надолго.
Карине и Артуру Багдасаровым, надо сказать, таланта, как и отцу, не занимать. В этой программе они выступают и в конном номере «Ковбойские страсти». А Карина вместе с иллюзионистом Антоном Красильниковым демонстрирует еще и удивительные фокусы.
Вместе с этой талантливой семьей неповторимый ансамбль, создающий праздник для зрителей, подготовили джигиты под руководством заслуженного артиста Осетии Арсена Батиева, акробаты Андрей Шувалов и Вячеслав Долгополов, «укротительница обручей» Катерина Игнатова, воздушная гимнастка на полотнах Лариса Багдасарова, жонглеры под руководством Михаила Таланина, эквилибрист на катушках Сергей Лоскутов. Ну и конечно, главные смехомейстеры клоуны Юрий Романенко и Дмитрий Новиков.
Итак, в Москве, в Братеево, появился еще один новый цирк-шапито. Его программы увидят не только многие москвичи, но и жители Подмосковья, куда собираются выезжать цирковые артисты. Успешного плавания тебе, шатер под парусами!



"Чтобы не случилось, артист должен улыбаться..."

Геворг Хачатрян выступает в самом древнем цирковом жанре: он - канатоходец. И когда Геворг и его дочка, 19-летняя Элиза, показывают свое мастерство над манежем, публика то замирает от ужаса, то кричит от восторга...
- Ваши трюки повергают зачастую в шок, нарушая законы тяготения, вообще все физические законы сразу...
- Я только хочу продемонстрировать, на что реально способен человек. Ведь никто на самом деле не знает истинных возможностей своего тела. А я, добиваясь этого, прошел всю цирковую кухню - от униформиста и далее везде.
- Насколько знаю, родились вы в семье, далекой от искусства манежа.
- Да, мои родители не имели к цирку никакого отношения и всегда были против моего опасного увлечения, как выражалась мама... Она так ни разу в жизни и не решилась посмотреть меня на арене. Отец побывал один раз и... не выдержал, ушел с половины номера. Когда я разыскал его в буфете, папа, стойкий человек, не мог сдержать слез.
А вообще, в цирк я попал случайно. Жил в Ереване, учился в третьем классе, и однажды к нам на гастроли приехала цирковая труппа. На представление я пошел вместе с приятелем, и с первых же секунд мне показалось, что попал я в сказку... С того дня и заболел цирком. Сбегал туда и из школы, и с занятий по боксу. Отец, отчаявшись, даже просил сторожа не впускать меня в цирк - куда там! Остановить меня уже не могло ничто.
В 15 лет я устроился в цирк униформистом, а поскольку паспорта еще не было, три месяца работал бесплатно.
- Сегодня почти никто на такое, по-моему, не способен...
- Однажды меня пригласили помочь в номере с подкидными досками. Из рабочих я был самым маленьким и слабым. Когда во время выступления нужно было поднять одну из досок и перекинуть через барьер, я не смог ее даже сдвинуть. Стараюсь, пыхчу, а она - ни с места! В цирке хохот... И тут руководитель номера Николай Ольховиков, великий цирковой мастер, народный артист СССР, подозвал меня к себе и... Он выстроил акробатов, поставил меня перед ними и заставил сделать зрителям, которых я поневоле развлек, комплимент... И тихо так спросил: «Хочешь стать артистом?.. Приходи завтра на репетицию!»
Вот так и началась моя артистическая карьера. Готовить меня стали в жонглеры на лошади. Я научился крутить лассо, жонглировать пистолетом и ковбойскими шляпами и вскоре так освоился, что меня пригласили в первое в СССР конное родео... Так я и работал до самой армии «крутым ковбоем».
Когда вернулся со службы - женился, потом дочка родилась, а свои связи с цирком растерял. Казалось - все, о манеже забудь...
- Не забыли?
- Два года мучился, мечтая вернуться на манеж, пока в Ереван не приехали мои старые друзья-артисты. Придя к ним на представление, понял: без цирка не могу больше прожить ни дня. Отправился почти сразу в Москву и сдал экзамены в цирковое училище, заявив, что хочу делать соло на канате.
- Почему именно канат?
- Потому что это - один из древнейших цирковых жанров. Первыми канатоходцами были продавцы веревок, которые на рынках, чтобы продемонстрировать прочность своего товара, натягивали их между деревьями и показывали покупателям несложные трюки. На Кавказе по канатам переправлялись через горные реки и пропасти... Сейчас вместо веревки, которая плохо натягивается, используют стальные тросы шириной в мизинец.
- Как высоко над манежем вы работаете?
- На Саратовском международном фестивале циркового искусства, около двух лет назад, канат установили на высоте 13 метров.
- Каким чудом вам удалось после такого большого перерыва поступить в училище, сохранить форму?
- Я много работал. В училище меня считали фанатиком: я буквально ночевал на манеже. После 9 вечера туда никого не пускали, но я договорился со сторожем и тренировался ежедневно до трех утра. Единственным педагогом, согласившимся меня поддержать, была Людмила Михайловна Шигулина. Ей приходилось присутствовать на этих ночных занятиях, и бедная женщина едва не плакала, умоляя отпустить ее домой. После репетиции я сажал ее на такси - ведь метро уже не работало...



Канкан для лошадей

Копенгагенцы не знают, что такое очередь. Но когда цирк Шумана гастролирует в столице, возле его касс непременно образуется длинный хвост из желающих попасть на представление. Стоит ли говорить, что все его спектакли идут с аншлагом?
Программа цирка обновляется постоянно: Дания - маленькая страна, и, чтобы показать всем поклонникам циркового искусства только что собранную (к слову сказать, в том числе и из приглашенных российских артистов) программу, много времени не требуется. Поэтому состав труппы не только интернациональный, но еще и постоянно меняющийся. Однако основа ее - постоянная: это конные номера представителей династии Шуманов.
Необходимо сказать, что их конюшня завоевала всемирную известность еще в середине прошлого века, и уже тогда она насчитывала около семи десятков лошадей, а слава ее была вполне заслуженной.
Заслужили ее основатели династии - Альберт Шуман и его жена Паулина. Нынче же на арене уже их внуки и племянники. Все трюки отличаются необычайной четкостью и слаженностью и, несомненно, эффектны: например, пять лошадей одновременно встают на «оф» (на задние копыта) и так обходят полный круг манежа. Причем руководитель аттракциона шествует впереди, даже не оборачиваясь к своим лошадкам... А в финале номера на «оф» поднимаются сразу более сорока лошадей!
Со времен Макса Шумана, брата основателя цирка, сохранился и оригинальный старинный номер «Римская почта». Дрессировщик в костюме гладиатора выезжает на манеж, стоя на двух лошадях, и мчится на них по кругу. А между ними, ничуть не замедляя их аллюра, пробегают одна за другой еще 12 лошадей, делающих пируэты.
Строгие классические конные номера Шуманы оживляют комическими деталями: то артист выезжает на маленьком смешном пони, пародируя наездника, то одна из лошадей везет его не в седле, а в кресле и у самого форганга внезапно переворачивает своего седока, который, падая, делает сразу целый каскад кульбитов в воздухе. Или когда восемь лошадей идут передними копытами по барьеру, а задними по манежу, одна из них непременно делает все наоборот: задними по барьеру, в очень забавной позе...
Своеобразно выглядит здесь и высшая школа верховой езды. Лошади Шуманов изящны, как балерины. Танцуют танго, фокстрот и... канкан. И даже - ностальгический рок-н-ролл! Соответствует удивительно талантливым танцовщицам и их убранство: великолепные, светящиеся в темноте страусовые перья, разноцветные лампочки, впаянные в сбрую: все это по цвету гармонирует с костюмом дрессировщика. Со вкусом подбираются и масти лошадей, одновременно находящихся на манеже: если четверка коней белых, вместе с ними к зрителям выходят восемь вороных...
Поражает и уровень дрессуры: лошади слушаются дрессировщика не то что с одного слова - с одного взгляда. Периодически во время представления он просто уходит за форганг, а они продолжают делать положенные трюки не менее четко и слаженно, чем при нем... Говорят, в семье Шуманов - свои секреты общения с лошадьми. Неизвестно, так ли это, но основатель династии Альберт Шуман совершенно точно столь виртуозно владел шамберьером (специальный хлыст), что мог на лету пополам разбить им яблоко!
И в любом случае столь впечатляющих результатов в дрессуре можно добиться лишь очень напряженным, не знающим выходных трудом, многочасовым общением со своими подопечными ежедневно и, конечно же, настоящей любовью к ним... 



Попробуйте шпагу... на вкус

Иржи Гачек, человек очень экзотической внешности, всегда, в течение многих-многих лет, работает на одном и том же месте - недалеко от Вацлавской площади в Праге. Он неизменно удивляет своими трюками.
Его внешность неординарна прежде всего благодаря огромному росту и мощным мускулам. Добавьте сюда длинные, ниже плеч, очень густые седые волосы, кожаную безрукавку, оставляющую обнаженными руки, кожаные же штаны, заправленные в высокие сапоги со звенящими шпорами, и большущую мягкую шляпу с широченными полями и высоченной тульей. Всю эту картину дополняет сверкающая шпага, которую артист медленно погружает себе в горло, и портрет готов.
Шпагоглотателя всегда окружает плотная толпа. Это и пражане, обожающие трюки своего любимца, и многочисленные туристы, которые не могут пройти мимо такой экзотики.
Иржи, несмотря на свою более чем необычную внешность, очень общительный и контактный человек. А уж если его разговорить, можно узнать столько интересного!..
Ему шестьдесят лет, и тридцать из них он живет в Праге, занимаясь ремеслом шпагоглотателя. Раньше, в молодости, уступив желанию родителей, преподавал в школе математику, был женат и даже не помышлял о том, что можно заниматься чем-то другим. Возможно, Иржи так бы и прожил всю жизнь, ставя хорошие и плохие отметки своим ученикам, если бы однажды не приехал в Прагу по делам. На целый месяц - из своего родного города Марианске-Лазне. На том месте, где он сейчас работает, когда-то выступал со своими трюками старик-шпагоглотатель, известный, наверное, всей Праге. Его звали Отокаром Вигулом. Иржи случайно проходил мимо и остановился посмотреть на выступление профессионала. Молодого человека зрелище настолько впечатлило, что он стал приходить сюда каждый день и, не отрываясь, смотрел на захватывающие дух трюки. 
Старик в итоге заметил Гачека среди зрителей. Ему, безусловно, было приятно, что тот буквально пожирает старого артиста глазами во время его выступлений. Вскоре они познакомились, и, уступая страстному желанию учителя математики из Марианске-Лазне, Отокар поделился с ним некоторыми секретами своего искусства... 
Домой Иржи так и не вернулся. Теперь уже он и его учитель выступали вместе. Постепенно молодой человек постигал все больше и больше тайн мастерства пана Вигула и вскоре овладел ими не хуже своего наставника. Через некоторое время он уже мог не только глотать одну шпагу, но заглатывал сразу три, постепенно погружая их в горло друг за другом. После этого молодой Гачек изящно кланялся во все стороны - с длиннющими шпагами в горле! 
Артист научился глотать и сабли, причем даже искривленные. Риск, конечно, повредить внутренние органы есть, но на то он и шпагоглотатель, чтобы рисковать. И успех не заставил себя ждать! 
Иржи рассказывает, что его ремесло приносит ему неплохой доход, на жизнь он не жалуется. У Гачека теперь есть свой собственный маленький домик, правда, не в центре города, а на окраине, но артист все равно доволен. Что касается семьи, то он, к сожалению, ее потерял. Жена отказалась следовать за ним в Прагу: она выходила замуж за учителя, уважаемого человека, а не за уличного паяца. Теперь у нее, вздыхает Иржи, новая семья, он с супругой не виделся целых тридцать лет... 
Пан Гачек не мыслит себе другой судьбы, его работа - самая лучшая, и ни на какую другую он ее не променяет. А любовь?.. Иржи верит, что рано или поздно найдется женщина, которая поймет его и разделит с ним увлечение необычным искусством. Ведь он еще вовсе не старый! 
Шпагоглотатель точно знает, что когда-нибудь это обязательно случится! И возможно, его мечты действительно сбудутся, ведь главное - это сама надежда, без которой жить нельзя. 



На арену вышли... лазеры

- Гия, расскажите, как вы пришли в цирк и как нашли себя в этом искусстве? Судя по всему, ваши родители тоже цирковые?
- Как раз они-то с самого начала были категорически против цирка. Родители считали, что я выбрал совсем не то, что надо. Они сами от манежа более чем далеки: отец - директор центрального рынка, а мать преподавала политэкономию в вузе.
А я с самого раннего детства любил животных, поэтому и пошел в конную школу. У меня даже была своя собственная лошадь. На ипподроме я проводил практически все свободное время. В 11 лет мне впервые довелось участвовать в конном аттракционе в цирке. Вот так и началась моя цирковая карьера. Чуть позже Автандил Перадзе пригласил меня в свой аттракцион «Интелкосмос».
- Вы хорошо танцуете. Искусство танца освоили самостоятельно?
- Нет, я в детстве занимался еще и балетом и даже выступал с номером, который назывался «Балет и голуби».
- Родители не были в восторге от выбора вашей будущей специальности, но хотя бы не мешали?
- Наоборот, делали все, чтобы я перестал увлекаться цирком. И поскольку манеж рано стал для меня всем на свете, я решил эту проблему по-своему: очень скоро сбежал из дома в Ереван, чтобы примкнуть к цирку. Отец меня долго искал... К сожалению, нашел и вернул домой.
- Сейчас вы выступаете в Московском цирке-шапито «Радуга» с лазерным шоу. Что оно собой представляет?
- Этот спектакль, действительно, по всеобщему признанию, яркое зрелище. В нем задействована самая современная лазерная техника, кстати, очень дорогая. Один лазерный проектор стоит 120 тысяч долларов, а у нас их пять.
Мы пользуемся и анимацией на экранах, привлекаем мультипликационные эффекты. Все, что мы показываем, выглядит совершенно натурально. Скажем, перед нами пустыня, по ней идет караван верблюдов. Для того, чтобы зритель ощущал себя действительно в пустыне, которой нет конца, мы используем необычные приемы: например, манеж исчезает на глазах зрителей.
Однако лазер - это только одно из средств достижения новых, потрясающе правдоподобных эффектов. Мы можем создать у публики впечатление, что каждого из присутствующих окружает дождь, снег, море... да что хотите! Ну и конечно, в нашем шоу присутствуют животные, в том числе хищники, которые выступают, кстати говоря, без клеток. Они так выдрессированы, что не боятся ни шума, ни взрывов, ни яркого света.
- Чтобы стать настоящим цирковым артистом, одного, пусть даже и очень сильного, желания мало. Где вы овладевали основами циркового искусства?
- Окончил детскую цирковую студию, эстрадно-цирковое училище в Тбилиси и музыкальную школу.
- Вы постоянно ездите на гастроли. В каких странах приходилось выступать с вашим коллективом?
- Мы работали в Иране, Турции, Канаде, странах Балтии, на Украине, в Казахстане, Белоруссии, и, конечно, в России.
- Чем увлекаетесь помимо цирка?
- Все мои хобби так или иначе с цирком связаны. Собираю статуэтки и фигурки клоунов самого разного размера, выполненные из чего угодно: мрамора, камня, пластмассы. Еще я собираю статуэтки животных и птиц.
- Говорят, вы - очень деятельный человек. Но ведь когда-то и отдыхаете?
- Отдых в его привычном понимании для меня не существует. Я не могу, например, поехать на дачу и предаться пассивному расслаблению. Это не для меня. Мне надо постоянно что-то делать, быть в гуще событий, чтобы вокруг были люди, много людей и суета. Вот тогда я действительно чувствую себя отдохнувшим!
- Как вы сами себя оцениваете в качестве руководителя?
- Ну, пожалуй, добрый, но строгий и очень требовательный. Денег на зарплату не жалею никогда, но взамен требую относиться к работе, как к раз навсегда отлаженному механизму.
Трудовой день у моих артистов начинается очень рано и расписан даже не по часам, а по минутам. Все мои работники четко знают свои обязанности. Перед началом репетиции, например, я требую от них полной готовности: животные и реквизит должны быть на месте. Никто никого не должен ждать ни минуты, ведь без внутренней дисциплины нам не выжить!
У меня работает 31 человек самого разного возраста, и могу сказать, что наш коллектив - это дружная семья: за 6 лет его существования никто не ушел по собственной воле. А мне вот, к сожалению, приходилось увольнять людей за халатность или невыполнение задания.
- У вас в цирке очень много животных, в том числе и самых экзотических: кенгуру, лама, страусы, верблюды... Вы планируете приобрести кого-то еще?
- Обязательно: бегемота, носорога и леопарда.
- У вас даже хорьки есть. А говорят, что эти животные тяжело поддаются дрессуре?
- Наши хорьки участвуют в номере «Трансформация». На манеже стоит пень, на нем сидит лисичка. Вдруг пенек раскрывается, и из него выбегают 42 хорька и со страшной скоростью несутся за кулисы... Как видите, трюк не самый сложный.
- Какие у вас планы на будущее?
- Планов очень много. Например, мечтаю создать спектакль с декорациями прямо в зрительном зале: будет и фонтан, и замок, и самые настоящие джунгли. Зритель не станет наблюдать за действием на манеже, как обычно, со стороны, а сам окажется частью действия. Это уже, конечно, не классический цирк, скорее - модерн...



Знаменитый "Семафор" сестер Кох

Мне довелось часто работать с ними в одной программе, всмотреться в их трудовую жизнь и оценить то отношение к своей профессии, которое сложилось в их семье.
Наше знакомство состоялось в 1924 году в Тбилиси, в старом цирке на Верийском спуске, давно уже снесенном. Им в то время руководили братья Леон и Константин Танти. Здесь мы и встретились накануне открытия сезона.
В маленьком цирке царила специфическая суматоха, которая всегда предшествует любому открытию, когда и манеж, и все проходы заняты ящиками и реквизитом артистов, готовящих свои аппараты, когда с вокзала продолжают подвозить новые ящики, когда униформисты готовят манеж, засыпая его свежими опилками, а оркестранты репетируют новую для них музыку...
Среди артистов, развязывающих свои узлы и сундуки, распутывающих тросы и блоки, громко переговаривающихся со всех сторон манежа и купола, мое внимание привлекли две худенькие девочки, которые, как взрослые, деловито помогали невысокому плотному человеку.
В общей нервной суматохе этот человек сохранял полное спокойствие. Все делал не спеша, аккуратно... Так же спокойно отдавал распоряжения девочкам. Это был их отец - Болеслав Юзефович Кох-Кухарж. Одна из дочерей, которую он называл Мартой, держалась спокойно и серьезно, чем-то напоминая отца. Другая - Зоя - производила впечатление кокетливой хохотушки, живой и веселой.
Вечером я смотрел их номер и, признаться, был удивлен. Номер оказался совсем не «детским», как я думал поначалу. Маленькие, худенькие восьмилетние девочки показали себя настоящими цирковыми артистками! Уже тогда они исполняли все, что делали в подобных номерах взрослые. По старой традиции их номер именовался на афишах «Летающие амуры». Если классифицировать его по цирковым жанрам, его следовало бы назвать «Воздушной рамкой». Но аппарат был нестандартный, а очень оригинальной конструкции, и весь номер в целом выделялся своим своеобразием.
Девочки одеты были амурчиками с крылышками на спине. Отец исполнял амплуа «ловитора», ведущего номера. Вися в рамке, он держал своих малолетних партнерш в разных гимнастических положениях и трюках, которыми нельзя было не любоваться...
Маленькие артистки исполняли силовые подъемы на кольцах, причем неоднократные, демонстрировали бланши, стояли на руках, делали всевозможные срывы и обрывы. Видно было, что чувствуют они себя под куполом как дома. А ведь в то время никаких предохранительных сеток или лонж на представлениях не применяли! Номера, особенно воздушные, демонстрировались отнюдь не для успокоения зрителей, а как раз наоборот - артисты старались пощекотать публике нервы...
В номере Кохов тоже было несколько моментов, когда в зрительном зале раздавались вскрики. В финале отец держал в зубах длинное коромысло, и на его концах повисали, держась тоже только зубами, Марта и Зоя, причем коромысло быстро вращалось на шарикоподшипниках.
Познакомившись с главой семьи, я стал проникаться к нему все большим уважением. Аппаратура Кохов всегда находилась в идеальном состоянии, такое же внимание уделялось костюмам, аксессуарам, всему мелкому реквизиту - все должно было быть в идеальном порядке...
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2005 ЗАО "Виктор Шварц и К"