2005

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"

 

Радость Воскресения Христова

ХРИСТОС  воскресе! О, что за чудное это приветствие! Что за радостный праздник - Светлое Христово Воскресение! Какое-то неописуемое чувство духовного восторга объемлет всю душу христианина в этот поистине священный день, и нет, кажется, ни одной земной скорби, которая могла бы препобедить эти святые чувства духовной радости. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития - вечного - начало» (Троп. 7 п.кан.). Что может быть величественнее сих празднуемых событий? Какая радость может быть светлее той, которая дана нам в истине Воскресения Христова? Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор. 15, 20). То, что всего более естественно устрашает человека, о чем без ужаса он не может подумать, - смерть умерщвлена, уничтожена с тех пор, как она не могла удержать в своих объятиях Богочеловека Христа - этого первого из умерших, который не подвергся ее силе разрушения.

В древние языческие времена люди казались сами для себя какими-то призраками, преемственно или как бы посменно являющимися в мир и потом исчезающими: рождающимися по воле какой-то творческой силы и разрушающимися по воле другой, злотворной и человеконенавистнической силы... Лишь Воскресение Христа указало им путь на небо; лишь этим Воскресением недоступное небо сделалось наследием земнородных. Земля, эта общая мать всего живущего на ней, до этого времени казалась людям лишь громадным вместилищем гробов, или как бы общим гробом; но Воскресение Христа одарило эту общую гробницу свойством нетления и будущностию общего всех воскресения!.. И вот мы уже не трепещем безнадежно пред лицом смерти, как не имеющие упования (1 Сол. 4, 13), но смотрим на нее как лишь на переход к жизни новой, бесконечной - к жизни блаженной в соединении с Иисусом Христом (Флп. 1, 23). Мы не скорбим уже так сильно и об умерших, ибо если веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Сол. 4, 13). И наши могилы, и надгробные памятники не суть уже признаки смерти, а скорее - памятники Воскресения, где, знаменуя будущее настоящим, можно заранее уже написать: «Воскрес! нет здесь Его!»

Вот почему именно в светлый и торжественный праздник Пасхи неописуемая радость наполняет сердца всех верующих в Христа, весь православный мир объединяется в радостной надежде на бессмертие, и переливается от края земли до края ее победоносная песнь в честь Воскресшего: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав...» Это есть день, который Господь для того и сотворил, чтобы мы радовались и веселились в него. А посему вси да радуемся и да возвеселимся в он! Веселитесь, дети, ибо Господь особенно возлюбил вас! Радуйтесь, мужие и жены, ибо вам даровано Господом прощение грехов! Ликуйте, старицы и старцы, ибо смерть, которая особенно разрушительно действует на ваш возраст, теперь уже не есть грозное явление, пред которым человеку остается лишь безнадежно трепетать, но - переход к жизни чистой, святой и блаженной, вход в вечномирные обители, где идет непрестанное прославление воскресшего Искупителя, подобное тому, какое совершается у христиан в праздников праздник!.. Во имя Воскресшего объединимся все священною любовию к своему Спасителю! Как други, как дети одного отца, забудем все свои распри, обиды и несогласия. Как равный равного будем приветствовать друг друга со светлым праздником, дабы единым сердцем и едиными устами славить нам своего Господа и в веселии восклицать ему: «Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!»

(Пасхальный листок 1897 г. Издание Братства 
Святых Сергия и Германа.)



ПАСХАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. Такова традиция: еще с апостольских времен он длится 7 дней или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. «Красная горка» - народное название первого воскресного дня после праздника Пасхи. Его церковное название - Фомино воскресенье, поскольку в этот день церковь вспоминает явление воскресшего Христа апостолу Фоме, который требовал неопровержимых доказательств этого чудесного события. Фомина неделя начинается с 8 мая. Это первый день, когда церковь после длительного девятинедельного перерыва (Масленица + Великий пост + Светлая седмица) начинает совершать таинство бракосочетания.

Славя Пасху, православная церковь в продолжение всего светлого 7-дневного торжества держит царские врата (главные врата иконостаса - прим.ред.) открытыми. 



ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

1. Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник (в 2005 году - это 10 мая). Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение церковного устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

2. Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших родственников для поминовения в алтаре (когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в чашу со Святыми Дарами).

После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

3. Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление). Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян».

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.



ПАСХАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Как окрасить яйца 

Для окраски яиц лучше всего использовать луковую шелуху, которую собирают заранее. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца.

Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли.

В некоторых семьях хранится обычай окрашения яиц «в крапинку». Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом. Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом.

Куличи и пасхи
Кулич пасхальный 

Развести опару на трех стаканах молока, шести стаканах муки и дрожжах. Поставить ее в тепло. Растереть пять желтков с двумя стаканами сахара, одной чайной ложкой соли и душистыми приправами (одна палочка ванили, десять орешков кардамона или же две капли розового масла). Когда опара подойдет, положить в нее растертые желтки, вбить в нее еще два яйца, влить полстакана чуть разогретого топленого сливочного масла, всыпать шесть стаканов муки, но чтобы тесто не было слишком густое. Выбить тесто хорошенько на столе, всыпать в него полтора стакана изюма и дать тесту до утра подойти. Утром побить еще и дать полежать. Затем положить половину сделанного теста в форму, дать ему подняться до трех четвертей высоты формы и ставить в печь. Из этого количества теста выйдут два кулича. 

12 стаканов муки, три стакана парного молока, 50 г дрожжей, два стакана сахара, семь яиц, полстакана масла, полтора стакана изюма, чайная ложка соли, душистые приправы.



МАГИЯ ПАСХИ: НАРОДНЫЕ 
И СОВРЕМЕННЫЕ ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ

Деньги «родятся» на Пасху

С Пасхой и Рождеством связано наибольшее количество примет, поверий, магических обрядов. В том числе это касается того, чего людям вечно не хватает, - денег. О старинных магических ритуалах своего рода рассказала известная московская колдунья Вяземская.

• В праздничную пасхальную службу можно получить чудесную монету. Если в Светлую заутреню стать в уголке церкви, держать в левой руке серебряную монету и на первое приветствие священника «Христос Воскресе!» вместо «Воистину Воскресе» сказать «Антмоз маго», то монета в руке получит чудесную силу: считается, что она может возвратиться к хозяину даже из воды или огня; брошенная же в чужие деньги, она также вернется и при этом «приведет» за собой все другие окружавшие ее монеты. 

• Читают перед Пасхой, в семь вечера по закату на монету, которую зашивают в своей одежде на кладбище и носят с собой: «Купец несет злат, и как этот купец богатству и удаче сват и брат, так и я, раб Божий (имя), по задницу не в дерьме, а в злате и серебре. Аминь».

• В Великий четверг (на неделе в канун Пасхи; в 2005 году - 28 апреля) бросьте деньги (мелочь) в воду и наговорите на эту воду такой заговор: «Вода ты вода, все тебя пьют, все тебя любят. Все святят тебя в Крещенье. Прошу я у тебя, вода, прощенья. Матушка, чиста-вода, прости, матушка- вода, помоги. Как тебя много в озере, в реке, в ручье, океане, в каждом людском стакане, так бы и у меня было много денег: и в понедельник, и во вторник, и в среду, и в четверг, и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье». После этого вымойте сначала стол, затем окна, затем двери, а затем и пол. Мыть пол следует задом наперед то есть двигаясь от порога в комнату. Заговор читают над водой, сцепив мизинцы. Мизинцы расцепите лишь тогда, когда прочтете заговор 33 раза. Во время всех этих манипуляций нельзя брать телефонную трубку, говорить с кем-либо, отвечать на вопросы через дверь. Нельзя, чтобы в это время собака ходила из комнаты в комнату, хуже того, лаяла. Кошка и птицы не мешают. Если хоть одно из вышеоговоренных условий не выполнено, толку от заговора не будет. 

• Держат кулечек муки за пазухой при дневной службе в церкви. Идут в церковь и возвращаются молча. Дома тоже ни с кем не говорят, пока не проведут обряд на деньги и успех. Делают это так: стоя в бане (ванной), обсыпают себя мукой и говорят: «Хлеб родит деньги, деньги дают хлеб. Господь родился, Господь крестился. Как церковь богата, так я буду богат(а). Аминь».

• В третий или четвертый день пасхальной недели пекут пироги, наговаривая на тесто, перед тем как печь: «Как ты будешь, тесто, расти, подниматься увеличиваться, так и я буду расти в положении, подниматься над людьми в славе своей, увеличивать в деньгах. Аминь».

• Идут в церковь 13 числа любого месяца, покупают 13 свечей, сдачу от покупки свечей меняют на металлические деньги. Придя домой, наотмашь кидают деньги об пол и не собирают их до утра. 

Нежелательны в этот день гости и соседи, чтобы не задавали вопроса «А что это у вас деньги валяются?». Утром, не умываясь, не расчесываясь, соберите деньги, завяжите в носовой платок и положите под кровать. Вскоре вы заметите, как резко у вас возрастут денежные доходы.  



Христос соединяет души

Большая группа пасхальных обрядов известнейшего с древних времен магического рода Вяземских касается культа предков. По народным поверьям, с самого первого дня Светлого Христова Воскресения отверзаются райские врата и остаются отворенными до последнего дня Пасхи, причем их никто не охраняет. 

Поэтому в пасхальную ночь на земле появляются духи умерших, и их можно видеть, общаться с ними и т.д. Общаться с покойниками на кладбище ходили повсеместно (и нынче ходят), а особенно строго этого обычая придерживались женщины. Существовал даже особый обычай «окликать покойников», которому следовали во многих местах. Так, например, многие крестьянки полагали, что если после причастия в Великий четверг ничего не есть до самого пасхального разговенья и всю пятницу и субботу провести в молитве и молчании, то можно услышать покойников, стоит только на Пасху, сразу после заутрени, пойти на кладбище и там, помолившись Богу, сотворить три земных поклона, лечь на землю и громким голосом крикнуть: «Христос Воскресе, покойнички!»; тогда-то покойники и откликнутся из земли: «Воистину воскресе!». А уж после этого можно подходить к любой могилке и спрашивать, о чем хочешь, - мертвец непременно даст ответ и при этом никогда не соврет, всю правду скажет. Правда, расспрашивать покойников редко кто решался, но поздравить умерших родителей с Пасхой и похристосоваться с ними ходили многие. В некоторых местах схожий обычай соблюдали люди, проклятые покойными родителями: в первый день Пасхи до рассвета ходили на кладбище и просили прощения у отца и матери; считалось, что если в это время в земле раздастся гул, то это означает, что отец или мать простили свое дитя и потому их приняла земля, ранее отвергавшая их за грех проклятия. 
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2005 ЗАО "Виктор Шварц и К"