Сплошь и рядом
Особенности национальной покупки

   Покупать одежду, предметы быта, технику и прочее не так легко, как кажется на первый взгляд. Всегда можно попасть впросак. И в том случае, если брать любую понравившуюся вещь сразу, и если специально ждать скидок. Первая категория покупателей уверена, что на распродажах хороших вещей не будет, вторым все равно - лишь бы сэкономить деньги. Однако если продавцу что-то выгодно, он в любом случае сумеет вас надуть...

В декабре прошлого года моей подруге понравились в супермаркете джинсы за 1500 рублей. Она вполне могла их приобрести, но решила подождать до начала рождественских скидок. Ровно через три недели эти джинсы в этом же отделе стоили 2300 рублей, при этом продавщица оповестила озадаченную подругу, что цена указана с учетом 40-процентной скидки. Довольно странная арифметика.

Как объяснил подруге менеджер, джинсы подорожали на 50 процентов, но это было запланировано; потом фирма-поставщик повысила цену еще на 20 процентов от старой цены, а затем с Новым годом магазин «поздравила» налоговая служба, повысив налоговую ставку, вследствие чего пришлось увеличить стоимость всех товары еще на 10 процентов от новой цены. При этом глаза у менеджера были ясные-ясные, младенчески-невинные...

Увы, как правило, цена «бесплатных» подарков, которые прилагаются к покупке, уже включена в стоимость самой покупки. Розыгрыши призов образца «загляни под крышку» какого-нибудь напитка - это тоже своеобразное желание производителя заглянуть в кошелек покупателя. Вообще подобные розыгрыши призов больше смахивают на розыгрыши первоапрельские. Вы видели когда-нибудь крупных победителей? Не тех, что выигрывают кружку или бейсболку, а тех, кому достался автомобиль? Вот то-то же. Так что скидки, призы, обещания доверия не внушают.

С другой стороны, совет «понравилось - бери» тоже давать сложно. Вот почему. Во многих магазинах продавщицы с каждой проданной вещи получают прибавку к зарплате, а денег покупателя им в принципе не жаль. Поэтому, когда к вам с дружеским порывом помочь бросается продавец, следует вежливо, но твердо объявить желание «все выбрать самостоятельно». Если к этому прибавить: «Я просто хочу посмотреть», пыл продавщиц сразу умерится, и можно будет спокойно подыскать то, что нужно. В противном же случае, придя домой, придется искренне удивляться силе гипноза, заставившей купить блузку, которую и надеть-то не с чем.

Еще одна ловушка для наивных покупателей может быть названа фразой из известной сказки - «А король-то голый». О том, что подписанные как «Версаче», «Дольче Габанна» и даже «Пума» изделия, которые продают на рынке, никакого отношения к заявленным на этикетке фирмам не имеют, знают, наверное, почти все. Но допустим, вы решите заглянуть в дорогущий бутик. И вот тут-то начинается игра в «очевидное-невероятное». Глядя на безумно дорогие джинсы какой-нибудь престижной фирмы, вы с удивлением понимаете, что точно такие же, ну буквально прямо эти купили в прошлом году за пятьсот рублей... на рынке. А ведь продавец только что вам сказал, что эта вещь - эксклюзивная, из-за рубежа. Имейте в виду: в России, даже в самых крутых магазинах, «родных» вещей практически нет! Так что не верь глазам своим...

Как показывают проверки Госторгинспекцией сетевых супермаркетов, в магазинах могут не только подсунуть некачественный товар, но и обсчитать, и обвесить. По словам торговых инспекторов, один из самых распространенных способов обмана - это когда на кассе покупателю пробивают товары, которых он не брал.

В супермаркетах и гипермаркетах люди часто закупают продукты на несколько дней или недель вперед. Чеки получаются метровые, и проверить, не отходя от кассы, соответствуют ли они содержимому тележки, зачастую практически невозможно. Люди чаще всего проверяют чеки дома, где и обнаруживают, что их обманули.

Одной моей подруге пробили в одном из известных супермаркетов вместо двух баночек йогурта три. В первый раз она решила не склочничать из-за такой ерунды. Но когда «ошибка» повторилась во второй, а потом и в третий раз, она потребовала вызвать менеджера и предупредила, что если еще раз обнаружит обман, напишет жалобу куда следует. Больше ее там не обсчитывали.

Вообще в супермаркете главное - всегда брать чеки, даже если нет возможности сразу их проверить. Иначе можно спровоцировать еще одно традиционное для этих магазинов нарушение. Кассир может просто не сбросить с компьютера информацию о покупках и приплюсовать их стоимость к покупкам следующего клиента, особенно если первый покупатель берет одно пиво, а за ним стоит человек с тележкой, полной продуктов. Он наверняка даже не заметит, как еще раз заплатит за проданное уже пиво. А обнаружив лишнюю позицию в чеке за пределами магазина, не докажет «ошибку» кассира: скажут - может, вы это пиво уже выпили...

Еще один распространенный способ обсчета покупателей - игра со штрих-кодами на товар. Обычно их считывает кассовый сканер, и компьютер автоматически фиксирует цену. Но иногда кассир набирает коды вручную. При этом кассир отлично знает товарные коды и может набрать, в зависимости от ситуации, код более дорогого или более дешевого товара. Одной моей знакомой так однажды попытались продать глазированный сырок за 200 рублей, пробив вместо него цену коробки шоколадных конфет с коньяком. «Видите, код конфет отличается от кода на сырок всего на одну цифру», - извинялся дежуривший в торговом зале администратор после того, как подлог был обнаружен.

Примерно такие же трюки с кодами проделывают в овощных и колбасных отделах, когда покупатели просят взвесить товар. Продавец кладет на электронные весы, к примеру, кочан капусты, а набирает код более дорогих апельсинов и взвешивает капусту по цене апельсинов.

Полгода назад в Госторгинспекцию поступили жалобы покупателей на то, что в одном из крупных сетевых супермаркетов цена на ценниках некоторых товаров оказывается существенно ниже той, что заложена в компьютер на кассе.

В супермаркетах не только обсчитывают, там еще и обвешивают. Некоторые товары, особенно фрукты и овощи, подвержены усыханию. Например, поступило в магазин 30 кг бананов, а через несколько дней они на пару-тройку кило усохли... Поэтому продукты заранее фасуют в сеточки и наклеивают бирку с весом и стоимостью. А потом, заплатив за килограмм картошки, получаешь всего 930-940 граммов.

Объясняют такую странную систему по-разному. В основном тем, что мол, подготовка кадров крайне низка.

Но продавцы почему-то не ошибаются в пользу покупателя...  

Полина РТИЩЕВА
вернуться к рубрикам номера
Copyright © 1997-2006 ЗАО "Виктор Шварц и К"

Rambler's Top100Rambler's Top100