Михаил ДЕРЖАВИН:
«Хмурый человек крайне опасен для общества...»
70-летие, так удачно совпали время, место и обстоятельства,
что публика уверена - перед ней счастливчик и абсолютный баловень судьбы.
Возможно, секрет не только в таланте, но и в добросердечии. Михаил Державин
- один из самых интеллигентных и достойных наших актеров. С экрана и со
сцены от него идет такая положительная энергия, что ею невольно заряжаешься...
- Михаил Михайлович! Вы, судя по всему, человек
весьма позитивный?
- Знаете, человек с плохим настроением становится опасным
для общества. Ведь здесь же страшная цепная реакция: ты испортил настроение
одному человеку, тот еще кому-то, и пошло-поехало. А мы потом удивляемся,
почему вокруг хмурые неулыбчивые люди. Я вам говорю на полном серьезе:
одна злючка может испортить настроение всему городу!
- Интересно, такими оптимистами, как вы, рождаются или
становятся?
- Я всегда с благодарностью вспоминаю свою маму. Она тоже
была актрисой и делала все возможное и невозможное, чтобы мы, дети, не
потеряли детского выражения лица, чтобы берегли хорошее настроение, чтобы
всегда могли позавтракать чем-нибудь вкусненьким. Так что корни моего сегодняшнего
характера, наверное, из детства...
- У вас знаменитая, прямо-таки историческая фамилия. Вы
знаете что-нибудь о своей родословной?
- К тем Державиным, о которых вы говорите и к которым
принадлежал знаменитый поэт - учитель Пушкина, моя семья отношения не имеет.
Я из крепостных. А папина фамилия - Захаров. Державиной была бабушка -
Анна Михайловна. Папа взял себе ее фамилию, поступая в театральный институт.
Позднее папа стал известным на всю страну актером, премьером Театра Вахтангова,
снимался в кино...
- А как складывалась ваша актерская судьба?
- В 1959-м я пришел в Театр Ленинского комсомола и сразу
стал играть стиляг. Но, естественно, исправляющихся. В спектакле «Опасный
возраст» сыграл молодого стилягу по имени Бубусь. Музыка была Андрюши Эшпая.
Я там пел знаменитые песни: «Два туза и между - кралечка вразрез...» Это
что-то! У меня были ботинки на микропоровой подошве, тогда это было модно.
Девочки-поклонницы одолевали. Мне было 24, и это был мой первый успех.
Красавец Александр Анатольевич Ширвиндт тоже играл всяких стиляг и меньшевиков.
А потом в Ленком пришел режиссер Эфрос, и все поменялось. Шурик стал почти
что Марчелло Мастроянни. Но, видимо, за это Эфроса и попросили из Ленкома.
Вместе с ним в Театр на Малой Бронной перешли Гафт, Леня Каневский, Ольга
Яковлева, Шура и я.
- Вы были ведущим в телевизионном кабачке «13 стульев»,
который для многих в стране стал окном в запретную западную жизнь. Как
вы сами определяете свой менталитет?
- Я совершенно дикий россиянин. Появился на свет на Арбате,
в знаменитом родильном доме имени Грауэрмана. Как, кстати, и мои друзья:
Марк Захаров, Александр Ширвиндт, Андрей Миронов... Арбат для меня был
микромиром. Знаменитые коллеги отца жили в одном с нами доме. Я живу там
до сих пор. Рядом была Собачья площадка, где стояли исторические здания
с памятными досками.
- Вы говорите с такой ностальгией...
- Я не скорблю по прошлому. Появились техника, видео,
мобильная связь, Интернет... Но когда я, как рыбак, приезжаю в какую-нибудь
разрушенную деревеньку, думаю: боже ты мой! Такой пропасти между центром
и провинцией раньше не было. Не было кошмара стремительности жизни, хотя
строились заводы, проводились парады на Красной площади и по Арбату шли
демонстрации... Может, это вообще был большой театр. Нас всех умели обманывать.
Причем потрясающе ловко.
- «Полстраны сидело, полстраны - охраняло» - вас это не
коснулось?
- К огромному счастью, нет. Мне в жизни во многом повезло.
Мы в классе были очень дружны. Учились в мужской школе, три основные национальности
- русские, евреи и татары. Многие из моих одноклассников и соседей уехали,
некоторые - в Израиль. Замечательные ребята! Я никогда не слышал в детстве
«жидовская морда». Вот даю вам слово. Мы были так воспитаны. И, видите,
я везде преуспел: первая жена - еврейка по национальности, вторая - из
казаков и третья - армянка.
- Первой стала дочка Аркадия Райкина?
- В Катеньку я влюбился еще в училище. А с ее папой познакомился
гораздо раньше. Он приезжал в наш дом, потому что в квартире напротив меня
жил отоларинголог, который лечил всех артистов... Вдруг во дворе разворачивается
«Победа» ЛИ 0025 - я запомнил номер. Оттуда выходит Аркадий Исаакович Райкин
- худенький, элегантный. И говорит мне: «Не подскажете, на каком этаже
живет Канторович?» Аркадий Исаакович стал первым моим тестем.
- А почему ваш брак быстро распался?
- Своего дома у нас не было. Правда, мы снимали квартиру.
Но уже в конце учебы Катеньку взяли в Театр Вахтангова, а меня - в Ленком.
Мы бесконечно разъезжались в разные стороны и... расстались. Это сейчас
у нас гастроли длятся несколько дней, а тогда по 2-3 месяца. Не то что
мы разлюбили друг друга, а разъехался брак. В Театре Вахтангова на Катеньку
сразу обратил внимание Юрий Васильевич Яковлев. Мы и с Катенькой прекрасно
дружили, и с Юрочкой. Алена Яковлева - актриса нашего театра. Выступая
недавно на юбилее Юры, я сказал: «Разрешите вам представить Алену Яковлеву.
Это первая дочка второго мужа моей первой жены».
- Во второй раз вы женились на дочке маршала Буденного?
- Не то что я специалист по дочкам, а так сложилось. С
Ниной Семеновной Буденной меня познакомила дочка сына Хрущева, Юля. Юля
и Ниночка учились на факультете журналистики и часто приходили в Ленком.
Женившись на Нине, я попал в какую-то невероятную жизнь. Выхожу во двор,
а из соседнего подъезда появляется еще один маршал - Климент Ефремович
Ворошилов, которого играл мой папа в кинофильме «Сталинградская битва».
Из другого подъезда выходит маршал Рокоссовский, красавец, и спрашивает:
«Как дела, сынок?» Наверху живет Родион Яковлевич Малиновский, тоже маршал.
И, наконец, мой тесть - Семен Михайлович Буденный.
- Он был не таким, как его представляют в анекдотах?
- Абсолютно не фольклорный персонаж! Он прекрасно разбирался
в искусстве. Помню, Эфрос как-то так тихохонько поинтересовался: «Ты узнай
у тестя, он «Войну и мир» читал?» Мне, конечно, обидно стало за Семена
Михайловича, но при случае спросил. «Сынок, - ответил он, - первый раз
еще при жизни автора». А Лев Николаевич умер в 1910 году. И потом я понял,
что «вышли мы все из народа» - это советская мифология. Хотя кто-то, конечно,
и вышел...
- Брак с Ниной Семеновной тоже «разъехался»?
- Как-то все само собой. Не то что я какой-то бабник.
У нас очаровательная дочь в 63-м году родилась. Маша. Два прекрасных внука.
Один, кстати, учится на первом курсе факультета журналистики в МГУ. А второй
парень в четвертом классе. Я его спрашиваю: «Ты будешь артистом?» Он говорит:
«К чертовой матери!» Но через минуту выходит переодетый во что-нибудь и
со шпагой. Машка закончила ГИТИС.
- А случались у вас увлечения? Когда играешь любовь на
сцене, бывает, что влюбляешься по-настоящему?
- У меня так было с Танечкой Васильевой. Многие мужчины
согласятся, что она необыкновенно хороша. Я до сих пор рад объясниться
ей в любви со сцены.
- Ваша нынешняя жена - певица Роксана Бабаян - вас не
ревнует?
- Любовь - дело серьезное, а ни одно серьезное дело не
обходится без юмора. Если кто-то любит без улыбки, без шутки, то в этом
есть что-то подозрительное. У Роксаночки с юмором все в порядке. Мы вместе
уже 25 лет. Познакомились случайно в самолете. А раз в небе, то, значит,
и зарегистрировались на небесах.
- Что привлекает вас в Роксане?
- Она большая умница. У нее три высших образования: диплом
Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта, факультета
управления ГИТИСа - знаете, Роксаночка может даже театром руководить. А
несколько лет назад она окончила Московский педагогический университет.
Как Роксана поет, наверное, знают все. Кроме того, она замечательно готовит.
- С вашей дочкой Роксана общается?
- И с дочкой, и с внуками, и со всеми моими близкими.
У нее со всеми хорошие отношения. И мама моя, Ираида Ивановна, Роксаночку
очень любила.
- Страшно было жениться в третий раз?
- А как же!? Но тут я все-таки был уже осторожнее. Шура
устроил смотрины. На его большущем балконе в высотном здании на Котельнической
набережной сидели Гердт, Андрей Миронов и Эльдар Рязанов. И я привел к
ним Роксану. Ну, как всегда, чего-то выпили, разговаривали. Когда уже собирались
уходить, ко мне подошел Шура и так тихо сказал: «Надо брать!»
- В эстрадном дуэте лидер - Ширвиндт. А как в жизни? Вы
ведь дружите много лет.
- В жизни я, например, горжусь тем, что научил его ловить
рыбу. Правда, он не хочет в этом признаваться.
Шура любит сидячую рыбалку. У него кресло, которое подарил
лидер коммунистов ГДР Эрих Хонеккер. Такое алюминиевое, разборное, с надувными
полозьями. Александр Анатольевич садится в него и тут же засыпает. Я только
слышу, как падает в воду его трубка. В конце концов я придумал ему такую
штучку, как у соски для детей, чтоб не падала. Но вышло хуже - он прожег
себе маечку до дырки, живот и еще пониже.
- У Ширвиндта недавно вышла книжка воспоминаний, где рассказывается
и о том, как вы по ошибке наглотались противозачаточных таблеток. Это правда?
- Действительно, хватанул. Я потом повторил эту штуку
на гастролях в Америке. Тогда только что появилась виагра, и друзья-эмигранты
преподнесли нам по упаковочке - такие голубые таблетки для повышения мужской
потенции. Я, конечно, не удержался - люблю разыгрывать. Не буду называть
фамилию артиста, у которого разболелась голова. Он спрашивает: «У тебя
нет таблеточки?» - «Есть, конечно». Дал ему таблетку. Утром спрашиваю:
«Ну как?» - «Первый раз за гастроли по-настоящему выспался».
- Некоторые зрители считают, что вы с Ширвиндтом чуть
ли не одной семьей живете. А на самом деле?
- Нет, Шура живет в другом районе. В детстве он часто
приезжал к нам на Арбат на своем шикарном велосипеде. Я тоже давно мог
переселиться в более шикарную квартиру, но когда вечерком возвращаюсь домой,
могу сказать: «А из нашего окна площадь Красная видна!»
- Сейчас стало модно жить на даче, за городом.
- И у нас появился большой трехэтажный загородный дом.
Там изумительная аура спокойствия и какой-то тихой радости. Может, потому,
что рядом имение Чехова, знаменитое Мелихово. На даче у нас просторно:
вместительный холл, каминный зал, бильярдная. На участке и сосны, и березы,
и фруктовые деревья. Есть прудик с зеркальными карпами. Там прежде было
болотце, но мы с Роксаной поработали над ним.
- В театр на машине добираетесь?
- А как же! Я - автолюбитель. На своем джипе объездил
все вдоль и поперек. Это очень маневренная машина, никогда не опоздаешь
на спектакль.
- А как у вас шла жизнь в театре?
- Тут многое вспоминаешь. Однажды меня вызывает главный
режиссер Плучек: «Вам надо вступить в партию». Я застыл: «А почему вы Папанова
не рекомендуете?» - «Анатолий Дмитриевич сказал, что может напиться и потерять
партийный билет». - «Хорошо, ну а Шура с Андрюшей?» Плучек опустил
глаза: «Вы ведь, Михал Михалыч, единственный русский в театре...» Сейчас
смешно, а тогда не до шуток было. И Марк Анатольевич Захаров имел такую
беседу, и тоже вступил в партию. И Менглет, и Ольга Аросева, и Вера Васильева.
- Вы играли на сцене вместе с Папановым. Каким он вам
запомнился?
- Когда в концертных программах Анатолий Дмитриевич читал
трогательные стихи, бабушки в зале рыдали. Однажды мы приехали в Болгарию,
и нас там встречали пионеры. Когда Анатолий Дмитриевич вышел к микрофону,
площадь застыла, и вот он на всю эту площадь говорит: «Ну, погоди!» Больше
он ничего не говорил, но была настоящая овация.
- Вы ведущий артист Театра Сатиры - премьер. Есть старинный
театральный анекдот: «Ваша любимая роль?» - «Несыгранная». У вас есть такая?
- Трудно сказать. Я не играл Ромео. Зато сыграл Тартюфа
у французского режиссера Антуана Витеза, который руководил «Комеди Франсез».
Может, я что-то и не сыграл в своей жизни. Но о сыгранных ролях я не жалею...
Беседу вела Евгения УЛЬЧЕНКО
|