2006

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"

 

Гостей собирает Монте-Карло

Нынешний всемирный «цирковой съезд» - юбилейный. Уже в тридцатый раз звезды манежа из ведущих цирковых держав съезжаются в Монте-Карло, чтобы показать, чего они добились за прошедший год, какие новые аттракционы и трюки пополнили мировую копилку, чьи имена завоевали наибольшую популярность у публики.

В канун отъезда российской делегации на этот фестиваль мы попросили первого заместителя генерального директора компании «Росгосцирк», заслуженного деятеля искусств России Александра Калмыкова ответить на вопросы корреспондента нашей газеты.

- Александр Дмитриевич, вы уже не раз бывали на этом всемирном празднике циркового искусства. Что ожидаете от нынешней поездки?

- От этого фестиваля все всегда многого ждут. О его значимости и не нужно долго рассуждать. Вот, к примеру, одна маленькая деталь. Уже через несколько дней после закрытия такого смотра все билеты на будущий год мгновенно распродаются. А то, что показывают здесь мировые звезды, потом весь год обсуждают и анализируют и режиссеры, и актеры-профессионалы, и журналисты, и искусствоведы, и многие любители цирка.

Нынешний фестиваль в то же время будет отличаться от предыдущих. Впервые за все эти годы он пройдет, к сожалению, уже без князя Ренье III, который был основателем этого великолепного мероприятия, а также его бессменным президентом и председателем жюри.

Этот человек прекрасно знал цирковое искусство и всегда, не ошибаясь, сам отбирал участников каждого смотра-конкурса. Как глава государства, он всячески поддерживал такие «цирковые съезды» и добился того, что каждый раз в Монте-Карло на праздник артистов манежа съезжался весь мировой бомонд, а призы фестиваля уже давно называют не иначе, как цирковыми «Оскарами».

- Кто теперь возглавит жюри и оргкомитет?

- Думаю, многие любители циркового искусства уже знают ответ на этот вопрос. Президентом фестиваля и председателем жюри станет теперь дочь князя Ренье III - принцесса Стефания. Она - человек в нашей сфере не случайный и долгие годы во многом помогала отцу, будучи вице-президентом фестиваля. В этой семье любовь к цирку передается уже, по-моему, как и власть, по наследству. И вместе с принцессой Стефанией в оценке показываемых номеров уже участвуют и трое ее детей. Правда, пока в детском жюри этого циркового конкурса.

- Известно ли, кто приглашен в Монте-Карло из артистов российского цирка?

- Видимо, желая, чтобы юбилейный, тридцатый фестиваль был особенным, в этом году Монте-Карло собирает в основном тех, кто завоевывал здесь главные призы. Поэтому один из уже известных участников - Владимир Пузанов с его акробатической труппой. Несколько лет назад этот коллектив был награжден высшей наградой фестиваля - «Золотым клоуном». То, что происходило тогда на манеже, стало действительно сенсацией. И я вспоминаю, как аттракцион акробатов Пузанова с подкидными досками стал прямо-таки «возмутителем спокойствия». Во время представления весь зал встал и бурными, восторженными аплодисментами отметил завершение номера, в котором многое до сих пор никто в мире не способен повторить.

Ну и еще один приглашенный представитель российской цирковой школы - это неувядаемый Олег Попов. Он вошел в историю как русский артист и таковым, конечно, останется навсегда. Даже проживая за границей.



Премия - известному клоуну

Этого человека многие знают и как талантливого клоуна, и как известного киноактера, и как неугомонного, богатого на выдумки организатора международного фестиваля «Планета клоунады». А недавно зрители познакомились и с его умением прекрасно вести II Всемирный цирковой фестиваль, который прошел в Москве.

Молодые годы Александра Фриша во многом связаны с Челябинском. Здесь он учился в институте культуры, здесь же в коллективе «Юность Урала» начинал свой творческий путь артиста.

Среди тех, кто также награжден этой премией в нынешнем году, - земляки Фриша кинорежиссер Сергей Герасимов, летчик-космонавт Константин Феоктистов, артист комического жанра и тоже бывший клоун 
Юрий Гальцев, известный педагог-новатор Владимир Караковский...

Автором идеи премии с названием «Светлое прошлое» стал тоже бывший челябинец, бард, заслуженный артист России Олег Митяев. Награждая уже во второй раз известных земляков, оргкомитет, назвавший лауреатов, отметил, что эти люди внесли значительный вклад в развитие многих сфер жизни области и прославили ее не только в России, но и далеко за ее пределами.



Добрые таксы Дианы Ведяшкиной

- Диана, первый вопрос, который напрашивается сам собой при виде ваших питомцев: почему вы решили выступать именно с таксами, ведь их вроде бы никто не дрессирует?

- Именно поэтому. Дело в том, что мне всегда хотелось сделать что-то свое, оригинальное, чего еще до меня никто не делал. Ведь согласитесь, что когда говорят о дрессированных цирковых собаках, воображение услужливо рисует пуделей - больших, малых и карликовых, - спаниелей, болонок или скотчтерьеров. Представить же себе такс на арене никому в голову не придет.

- Расскажите, с чего, вернее, с кого вы начинали свою деятельность дрессировщицы.

- У нас дома, сколько я себя помню, всегда были и животные, и птицы. Мои родители - дрессировщики медведей. Так что с медведями я знакома, можно сказать, с пеленок. С улицы я всегда приносила домой больных или брошенных животных и птиц. Мы их выхаживали, потом многих вылеченных пернатых я отпускала на волю, а некоторые из них так и оставались у нас жить, например, сорока и галчонок. Одно время я воспитывала даже белых крыс.
Первым же существом, которое я начала дрессировать, был цыпленок. Его мне подарили. И хотя я была еще одиннадцатилетним ребенком, у меня получалось неплохо. Подарок меня слушался и выполнял все мои команды. Потом я начала дрессировать медвежат, но к дрессировке диких животных у меня душа не лежала и не лежит до сих пор. 

- Сколько лет вы уже на арене?

- Не много. Я выступаю с девятнадцати, а сейчас мне двадцать один год. 

- Где вы уже успели выступить с вашими артистками за такой сравнительно небольшой период?

- Мы с ними побывали в Калининграде, Белоруссии, и, конечно, неоднократно выступали у себя дома, в Санкт-Петербурге. 

- Вы, наверное, как дрессировщица, любите всех животных?

- Вот тут вы ошибаетесь. Должна признаться, что недолюбливаю кошек, я им не доверяю.

- Как зовут ваших артистов, вернее, артисток, ведь ваши питомцы все женского пола?

- Да, они все - девочки. У них, на мой взгляд, очень красивые имена: Рулада, Ретушь, Рапсодия и Арабелла. Три из них между собой родственницы, точнее, сестры. Дома остался еще щенок, Лучана, но она пока совсем еще крошка, поэтому со взрослыми собаками не выступает.

- Диана, что вы можете сказать о характерах своих подопечных?

- Они очень непростые. Я всегда откровенно говорю, что дрессировать их сложно. Они обидчивы, часто бывают упрямыми, капризными и злопамятными. Одним словом, характер у такс стервозный, поэтому эта порода так непопулярна в дрессировке, что, собственно, меня и заставило начать работать именно с ними. 

- Как и когда вы придумываете трюки, с которыми выступают ваши «девочки»?

- Идеи приходят внезапно, порой совершенно неожиданно. Самым главным для меня при создании номера является то, чтобы он не был похож на чей-то еще, который уже существует. Если же какие-то его элементы окажутся тем не менее похожими на уже кем-то придуманные, я очень переживаю и расстраиваюсь. 

- Ваши четвероногие артистки реагируют на музыку? Они вообще ее слышат или она для них пустой звук?

- Конечно, они ее и слышат, и чувствуют. Им, кстати говоря, не каждая мелодия нравится. Предпочитают же они, между прочим, джаз, так же как и я. У них довольно неплохой музыкальный слух. Специально с таксами никто пением пока не занимался, но я уверена, если от них потребуется вокал, они меня не разочаруют. А вообще наши собаки привыкли выступать под фонограмму, когда же приходится делать трюки под оркестр, да еще и под очень громкий, таксам это не нравится.

- В том, что ваши животные талантливы все до единого, никто не сомневается. Но, возможно, кто-то из них лучше дрессируется, чем остальные, а кто-то хуже?

- Они действительно толковые и умные артистки, но каждая по-своему. Например, Рапсодия, услышав команду, должна ее обдумать (я не шучу, а говорю совершенно серьезно), и только после этого она ее выполняет. Остальные тоже на репетициях неоднозначно подходят к тому, что я от них требую. Кроме того, они - стая, и главная в этой стае - Рулада, причем она из всех собак - самая маленькая. Остальные еще должны подчиняться ей, помимо меня. Меня же они признают за самую главную, поэтому и слушают. Вот такая непростая собачья иерархия. 
Репетировать с таксами - работа серьезная и кропотливая. Признаюсь честно: было непросто заставить хвостатых артисток подчиняться моим командам, ходить гуськом друг за другом, синхронно прыгать и танцевать. Это потребовало не только много сил, но еще и индивидуального подхода к каждой. Зато выступления проходят гладко, и со стороны кажется, что дрессировать собак легко. 

- Где обычно проходят ваши репетиции?

- Мои подопечные такие миниатюрные, что нам много места не требуется. У нас - большая квартира, и дома есть все необходимое для ежедневных тренировок. 

- Когда вы создавали ваш номер, на кого он главным образом был рассчитан, на детей или взрослых?

- Мои симпатичные подопечные одинаково нравятся и тем, и другим. Глядя на них, многие зрители проникаются любовью именно к этой породе и даже покупают потом, если хотят завести собаку, именно таксу.

- Когда вы поняли, что цирк - ваше призвание?

- Я не могу сказать, что окончательно связала свою жизнь с цирком и манежем. Честно говоря, я пока еще в поиске. Скорее всего, буду в ближайшее время поступать в университет, хочется учиться на журналиста: по-моему, то, что делают люди этой профессии, очень интересно. 

- Диана, расскажите о вашем самом первом выступлении перед публикой.

- Самых первых выступлений у меня, как ни странно, было два. Одно - в Ленинградском мюзик-холле. Тогда я даже не очень и боялась. Волновалась, конечно, но не слишком сильно. Зато мое первое выступление в цирке, на манеже, я не забуду никогда. Боялась так, что пришлось выпить успокоительное лекарство, корвалол. Собакам тоже, естественно, передалось мое волнение, и они здорово нервничали, но не подвели, умницы. Выступление прошло гладко, нам долго аплодировали.

- Что же едят ваши артистки?

- Они далеко не всеядны: любят разнообразие. Даже самые вкусные лакомства - и те им надоедают. Поэтому поощрять их приходится во время дрессировки и выступлений всегда разными вкусными вещами: до того они привередливые. Самое же их любимое блюдо, за которое они готовы идти на край света, - это отварные кальмары, и, конечно, сыр, ведь его любят все собаки. Таксы, конечно, не брезгуют и сухим кормом, но он должен быть, естественно, самого лучшего качества.

- Таксы выступают на арене в красивых, блестящих ошейниках. Вы не пробовали сделать им нарядные, эффектные костюмы?

- Пробовала, но они «не прижились». Дело в том, что у моих собак очень короткие лапки, и всё, что на них ни надень, мешает их работе. Животные путаются в штанинах, не могут прыгать и танцевать. Это же таксы, которых называют «кроличьими», то есть, карликовыми. Они и вправду очень маленькие. Кстати говоря, одной из причин, почему мой выбор пал именно на эту породу, когда я подбирала себе животных для выступлений, стало то, что только один их вид уже вызывает у людей улыбку. Моих собак все всегда принимают доброжелательно.

- Костюм, в котором вы выступаете - короткий черный сарафан и белая блузка, - необычен для цирка. Вы его придумали сами?

- Да. Главное, чем я руководствовалась при выборе, - чтобы он не был привычным для зрителя. Мне не нравится блеск, сверкание, мишура и пестрота, которые приняты на манеже. Поэтому я и выбрала черно-белое сочетание цветов и никакого блеска. 

- Диана, расскажите о самом забавном случае в вашей практике.

- Забавных случаев было много, но, пожалуй, наиболее смешным оказался тот, когда во время одного нашего с таксами выступления в шапито зашла с улицы большая лохматая дворняга. Она прошла на манеж и с энтузиазмом попыталась к нам присоединиться. Мои девочки были очень недовольны такой бесцеремонностью и недвусмысленно дали ей это понять. Всё, правда, закончилось благополучно, никто не пострадал. 

- Кроме такс, в вашем доме есть еще животные?

- Конечно. В Санкт-Петербурге осталась питбуль Василиса. Ей шесть лет. Это удивительно ласковое и нежное существо. Она, например, обожает всех нас облизывать и целовать. А хулиганкам-таксам Василиса покорно позволяет делать с собой все на свете. Причем пользуются ее добротой самым бессовестным образом. Я, честно говоря, не понимаю, как она, бедняга, это терпит. Зато других такс, например тех, которых Василиса встречает на улице, она недолюбливает. Наверно, эта порода у нее ассоциируется с бесцеремонным и неуважительным обращением с ее персоной.

- А у вас не было мысли выступать, например, не с таксами, а с питбулями?

- Такая мысль у меня была, это было бы тоже оригинально. Но эта порода «разрекламирована», к сожалению, как кровожадная, злобная и неуправляемая. Поэтому, естественно, люди ее не любят, и симпатии у зрителей, а тем более улыбок мы с такими артистами, я уверена, не вызвали бы. Хотя должна сказать, что любая собака - это всегда отражение характера хозяина и его домочадцев. Пес, кроме того, - еще и результат воспитания, поэтому порода уж никак не виновата в том, что из нее делают сами же люди. У меня была когда-то идея работать с йоркширскими терьерами, но их густая и длинная шерсть требует серьезного ухода, и причесывание каждый день нескольких собак отнимало бы очень много времени.

- У вас дома много животных. Как соседи реагируют на шум и лай?

- Нам очень повезло в том, что наша квартира находится на первом этаже здания, где люди не живут. Кругом, сверху и с боков - одни только офисы, да и стены довольно толстые: старая постройка. А что касается шума, то шумят наши животные действительно здорово, ведь у нас иногда живут еще и медвежата, которых дрессируют мои родители. 

- Диана, а одни дома таксы оставаться не возражают?

- Конечно, восторга они, оставаясь без людей, не испытывают, и по-своему выражают недовольство. Например, собаки умудрились прогрызть пол и добраться до бетона, который тоже начали грызть. И, хитрюги, дыру каждый раз прикрывали сверху линолеумом, чтобы мы не заметили, что наши охотницы прорыли нору. Инстинкт, ничего не поделаешь, ведь таксы - охотничьи норные собаки.



Питон под матрацем

Горничная гостиничного комплекса при Уфимском цирке пережила недавно настоящий шок: открыв пустовавший несколько недель номер с целью уборки и смены постельного белья, она вдруг увидела, что матрац на кровати, которую начала перестилать... зашевелился! В следующую секунду из-под него показалась большущая змеиная голова, после чего несчастная женщина буквально окаменела, загипнотизированная немигающим взглядом рептилии и то появляющимся, то исчезающим в пасти раздвоенным длиннющим языком...

К счастью, инстинкт самосохранения в итоге сработал, и горничная с отчаянным воплем вылетела из номера, в котором обустроился страшный постоялец.

Как выяснилось позже, молодого сетчатого питона забыла в гостинице гастролировавшая в Уфимском цирке труппа. Рептилия родом из Юго-Восточной Азии, ее длина достигает десяти метров, а без пищи может находиться длительное время, впадая при этом в спячку.

Тем не менее обосновавшийся в гостинице питон после вынужденной голодовки ослаб, и поймать его не составило особого труда. Срочно вызванный ветеринар прописал экзотическому пациенту в качестве лекарства усиленное питание.



"Ронкалли" - по дороге к радуге

Опыт оказался удачным. И германские, и зарубежные гастроли цирка проходят с постоянными аншлагами. Не говоря уж о том, что в Германии он единственный стал государственным цирком - в качестве поощрения за большие заслуги в развитии циркового искусства.

В декабре завершившегося года жители немецких городов, а среди них немало выходцев из республик бывшего Союза, познакомились с интересными выступлениями артистов знаменитого цирка «Ронкалли» и их новой программой «Teatro Paradiso», посвященной 30-летнему юбилею цирка. 

В июне 1986 года впервые в истории гастролей цирка «Ронкалли» появилась социалистическая страна. Выступления западных артистов всполошили тогда всю Москву. Такое чудо в то время могло осуществиться только с подачи Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, при помощи народного артиста СССР Олега Попова и других сторонников открытия «железного занавеса».

С тех пор как впервые в истории Советского Союза в московском парке культуры и отдыха «Красная Пресня» гастролировал зарубежный цирк «Ронкалли» с программой «Путешествие к радуге» прошло около двадцати лет. Сегодня в цирке работают многие прославленные мастера циркового искусства - воспитанники советских цирковых и спортивных школ. 

...На площади, где в городе Нюрнберге обычно проводятся народные гуляния, раскинулся сказочный цирковой городок. За низеньким заборчиком располагались причудливые передвижные спальные дома-вагончики, кемпинги, артистические кафе, бары и - огромный ярко-синий цирковой шатер шапито.

Свое искусство исполнения сложнейших номеров в юбилейной программе показали жонглеры, эквилибристы, гимнасты и, конечно, любимцы публики - клоуны. Причудливо разодетые, они невольно заставят вас оставить за воротами чудо-городка и грустное настроение, и мрачный вид, и все ваши заботы. Они сумеют убедить: «Веселитесь, ведь все мы дети - и большие, и маленькие. Или вы уже забыли, как хорошо было дурачиться в детстве?»

Звучит веселая музыка, клоуны встречают зрителей у самого входа и предлагают им попробовать исполнить те же самые трюки, которые они исполняют ежедневно на арене. Вот один из них показывает девушке, как нужно вертеть на пальце небольшой мяч. В ее глазах радостное изумление - оказывается, все так просто. А рядом слышится звон разбиваемых тарелок и звонкий смех. Посетители пробуют ими жонглировать. Но если в руках клоуна они кажутся такими легкими и послушными, то в собственных - тяжелыми и неповоротливыми. Кто-то из клоунов уже рисует на мордашке маленькой девочки яркое сердечко, а вот оно уже появилось и на щеке ее мамы... Волосы, плечи, рукава гостей в разноцветном конфетти. У входа им посыпают всех прибывающих на представление.

"Ронкалли» встречает зрителей в своей собственной манере. Ведь это не цирк зверей и не «цирк спорта». А цирк, где много фокусов, жонглеров, пантомимы, современной и милой клоунады начала прошлого века... Словом, это тот самый цирк, для которого обязательной была традиционная арена с опилками.

Но вот прозвучал сигнал к началу представления. Зал полон. Гаснет свет, дети и взрослые ждут, затаив дыхание. Заиграл оркестр. И на манеже началось настоящее действо. На арену выходят клоуны Пипо, Циппо, Сандро, Петр Шуб и Петит Гойгой, их сменяют воздушные акробаты Яна и Пламен Милани, артистка, жонглирующая ногами и руками, Ванеса Родригез, эквилибрист Эрик Варелас, силовые акробаты братья Джузеппе и Эмануэл Куратола-Бротерс и Жаклин Альварез. Настоящее театральное представление разыгрывается на арене цирка, когда на ней появляется огромная семейная династия темпераментных жонглеров из Испании и Италии Родригез-Рамирез. 

А как поразили зрителей лауреаты циркового конкурса (первое место - «золото») «Цирк завтрашнего дня» в Париже - московский квартет гимнастов под руководством мастера спорта международного класса Сергея Рокашкова, работающий на турнике! Кстати, главную роль в этом лирическом номере, поставленном режиссером Александром Осиповым, великолепно играет супруга Сергея - Наталья Рокашкова. Ее руки хотят получить одновременно три «жениха» - коллеги-виртуозы. Спектакль, который показывают российские артисты, не оставляет никого равнодушным. 

Детские годы мастера спорта по спортивной гимнастике Андрея Сильчева прошли в городе Воронеже. Мама часто приводила сына в местный цирк. В финале одной из цирковых премьер она подвела малыша ближе к манежу, чтобы тот вручил цветы знаменитому клоуну Олегу Попову. Коверный же в ответ подарил трехлетнему Андрюше воздушный шарик. Андрей Сильчев, теперь уже артист цирка «Ронкалли», хранит эту реликвию у себя дома 28 лет. А саму трогательную историю во время последних гастролей он рассказал легенде советского цирка Олегу Попову, - великий клоун присутствовал на юбилейной программе.
им и клоун Питер Шаб немного напоминает легендарного комика немого кино Бастера Китона. То же интеллигентное остроумие, сатира с примесью грусти, тонкий лиризм и почти бесстрастное лицо, что бы ни случилось. Но смешно до слез. В представлениях Шаба немало театральных элементов. Потому и неудивительно, что он принимал участие в парижской постановке режиссера Романа Поланского «Амадеус» и удостоился награды жюри на Каннском фестивале за свой моноспектакль «Чудесная ночь для вечера». Со знаменитыми номерами «Пальто» и «Фотоаппарат» Питер Шаб выступает по сей день.

Питер говорит, что его родители не помнят, какой была настоящая фамилия их рода, но он твердо уверен, что его бабушка и дедушка приехали в Америку из Минска. Сам же артист родился в Филадельфии, жил в Чикаго и Нью-Йорке. Питер был первым клоуном Запада, который выступал с цирком «Ронкалли» в 1986 году в Москве. 

Шаб мечтает вновь побывать в России. «Может, кто-то прочтет эту статью и скажет - прекрасная идея! Давайте организуем турне Питера в России. Я мечтаю выступить на манежах Российской государственной цирковой компании и поделиться мастерством с молодыми артистами», - говорит клоун.

...Неистощимость выдумки в оформлении всего спектакля и каждого номера определяется многогранными талантами руководителя и основателя цирка «Ронкалли» Бернхарда Пауля. Тридцать лет он в одном лице сценарист и режиссер, художник и график (сам создает эскизы декораций, костюмов, вагончиков) и... клоун Циппо.

«Недаром говорят, что клоун - главный человек в цирке, - утверждает господин Пауль, - он создает настроение зрителям, настраивает их на нужную волну. Именно таким настройщиком мне и хочется быть. У нас в цирке есть музей цирковой старины, которую я коллекционирую много лет. В нем собраны и костюмы всемирно известных клоунов. В этот раз я получил самый ценный для меня подарок! Мой дорогой друг Олег Попов подарил музею свою знаменитую клетчатую кепку, огромных размеров башмаки и клоунский костюм!»

Вручая эти подарки, Олег Попов сказал: «Доброта - вот главное, что несет цирк «Ронкалли». А за добро надо добром отвечать. Поэтому сегодняшний мой подарок передаю музею от всего сердца. Хочу отметить, что я и Бернхард по профессии клоуны. Но клоунада бывает разной. Бывает и с пощечинами, когда хотят развеселить тем, что унижают человека. Мы, в нашем русском цирке, давно отказались от этого. И хорошо, что цирк «Ронкалли» не идет по грубому, примитивному пути».



Вокруг света на коне

Он не «родился в опилках», за ним не стояла династия, на его жизненном пути не было высокопоставленных покровителей и, в общем-то, не было выбора - были призвание и талант...

На лошадь Юра Мерденов впервые сел в семь лет, когда приехал на каникулы в станицу под Владикавказом, где жил его дядя. Цепкая детская память навсегда сохранила картинку: статный казак держит под уздцы красавца коня и зычным призывом отдает команду: «Э-эй, станишники, по коням!».

И тут детское сердечко не выдерживает, начинает учащенно биться от нахлынувшего восторга и страсти... Вот оно - мое, понимает мальчишка.

Любовь к лошадям у Мерденова, что называется, сидела в крови. К тому же он от природы энергичен, подвижен, выразителен, наделен отменными танцевальными и актерскими способностями. Но, возможно, мечты так и остались бы мечтами, если бы в жизнь мальчишки не вмешивался Его Величество Случай.

Однажды Юра увидел на манеже номер «Джигиты Али-Бек» и на всю жизнь заболел  цирком. А в тот момент прославленный артист отечественного манежа Алибек Тузарович Кантемиров искал для своего выступления джигита и танцора. Случай и Судьба сплелись воедино. И для Юры Мерденова началась совсем другая жизнь - цирковая! А цирковая жизнь, как известно, - гастроли, гастроли... Словом, нескончаемое путешествие...

Если подсчитать, сколько километров проезжает джигит на коне во время работы номера в манеже, затем умножить на количество выступлений в год, потом приплюсовать репетиции... Одним словом, выходит, что Юрий Мерденов за свои 55 лет работы в цирке покрыл расстояние в два с половиной экватора. То есть он дважды объехал земной шар на коне. Но прежде чем это случилось, были...

Его университеты
В 1951 году пятнадцатилетний Юра дебютировал в аттракционе «Джигиты Али-Бек». Здесь он прошел серьезную профессиональную школу у патриарха отечественной джигитовки Народного артиста РФ Алибека Тузаровича Кантемирова. Извилистым и трудным оказался путь из учеников в артисты.
Мальчик увлеченно репетировал, осваивая специфическую технику наездничества, акробатику, гимнастику, эквилибр... И, конечно же, джигитовку, став со временем одним из лучших учеников кантемировской школы, с блеском освоившим мастерство наездника и другие премудрости всех жанров конного искусства.

С первых же шагов на манеже Юрия отличала отточенная техника исполнения трюков, почти графическая выразительность посадки в седле, законченность движений и высокий артистизм. Сказался также его природный дар исполнителя фольклорных и обрядовых танцев народов Кавказа.

Вместе с Ирбеком, сыном Алибека Кантемирова, был впервые в истории цирка исполнен уникальный трюк - «двойной пролаз» под животом скачущей лошади. А впереди были: «длинный обрыв», взятие «живого барьера», составленного из партнеров, «пролаз под шею и, не останавливаясь, под живот» мчащегося во весь опор скакуна... 

В двадцать четыре года Мерденову было присвоено звание «Заслуженный артист Северной Осетии». Гадкий утенок на глазах превращался в лебедя. Из подростка-ученика вырос юноша-профессионал...

Влюбленная казачка
В конце пятидесятых труппа Мерденовых выступала на манеже Ростовского цирка и, как всегда, имела шумный успех: цветы, аплодисменты, поклонницы, ожидающие артистов у служебного выхода... 
Через неделю после премьеры Юрий обратил внимание, что после каждого выступления труппы на арену выходит красивая молодая девушка и, краснея и стесняясь, дарит ему роскошный букет...

Так Юрий Мерденов познакомился со своей суженой. Вскоре он сделал ей предложение, и молодые поженились. Она стала ассистенткой в номере мужа, и семейная пара с тех пор неразлучна. Таисия Александровна и Юрий Петрович и по сей день продолжают вместе выезжать на гастроли, переезжать из города в город, из страны в страну...

Самостоятельные шаги
В 1964-м, уже как признанного специалиста жанра, Мерденова приглашают в азербайджанский коллектив, возглавить работу над созданием ансамбля «Джигиты Азербайджана». 
Учитель и патриарх цирковой джигитовки по-отечески напутствовал своего любимца в самостоятельный творческий путь, давая наказ воспитаннику «высоко держать кантемировскую марку советского цирка».

Через год конный ансамбль, созданный Юрием Мерденовым, становится в ряд с лучшими номерами Союзгосцирка в этом жанре. Номер удостаивается почетного диплома Всесоюзного конкурса артистов цирка. 

«Джигиты Азербайджана» с успехом принимают участие в этапных для отечественного цирка спектаклях-пантомимах: «Карнавал на Кубе», «Трубка мира», «Знак на скале», «Корчагинцы» и др. Номер принимал участие в съемках фильмов «Мандат», «Именем революции», «Тревога», «Саят-Нова» и др. Гастрольная афиша складывалась для номера, руководимого Мерденовым, весьма удачно: артисты объездили, что называется, полстраны, не раз выезжали с гастролями за рубеж. Много репетировали, искали новые, неожиданные повороты в работе. И в этот момент, когда пришел ощутимый и заслуженный успех, Юрий Мерденов решает кардинально изменить направление поисков.

«Кубанские казаки»

«Меня всегда привлекала героическая история кубанского казачества, - говорит Юрий Мерденов. - Ратные подвиги казаков на протяжении войн, которые вела Россия, включая Гражданскую и Великую Отечественную, заслужили яркого образного выражения на цирковом манеже».

В 1974 году в Краснодарском цирке неутомимый Мерденов создает новый красочный конный ансамбль «Кубанские казаки», отдавая дань уважения мужеству и отваге, воспевая славные традиции вольного кубанского казачества. 

Вскоре за эту работу руководитель и исполнители номера удостаиваются звания лауреатов Всесоюзного 
конкурса артистов цирка. 

Номер «Кубанские казаки» выдержан в лучших традициях российской конно-акробатической школы. Его отличают сложнейший трюковой репертуар, безупречное владение обширным арсеналом эффектных трюков джигитовки, артистизм и высокая исполнительская школа. Композиция насыщена яркими этнографическими и историческими сценами, проникнутыми духом казачьей вольницы, безудержной удалью и отчаянным бесстрашием. В этой работе Юрий Петрович Мерденов выступил как зрелый мастер жанра и профессионал с большой буквы. 

Большим успехом номер пользуется во всех городах  нашей страны. С неменьшим успехом «Кубанские казаки» выступают за рубежом, побывав более чем в тридцати странах мира, всякий раз встречая восторженный отклик зала и признание в среде тонких знатоков и ценителей цирка.

В 1975 году Юрий Мерденов удостаивается Гран-при мэра г.Филадельфии (США)  как лучший артист зарубежной программы. В 1989-м становится обладателем Гран-при радио и телевидения Японии. В 1994 году он - обладатель Гран-при международных цирков Италии. Ему вручены награды Ассоциации конников Южной Америки «Золотые шпоры», а также «Крест генерала Ермолова» от Терского казачества. Юрий Петрович Мерденов - академик Национальной академии циркового искусства и академик Международной академии духовного единства народов мира.

В 1992 году за выдающиеся успехи в развитии цирка Мерденову, кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, присвоено высокое звание «народный артист России».

Особенно памятной была встреча в Ватикане, на которую Папа Римский пригласил советских артистов.

Юрий Мерденов бережно хранит фотографию, где Иоанн Павел II жмет ему руку.

- Это было в 1982 году, в самый разгар так называемой холодной войны, - вспоминает артист. - В те годы Ватикан не принимал никого из официальных государственных лиц, высокопоставленных дипломатов и даже советского посла, а тут вдруг... артисты цирка. Дело было так. Я был дружен с известной в те годы голливудской актрисой Мойрой Орфей, владелицей самого крупного в Италии цирка «Мойра Орфей», где она сама работала со слонами. А Мойра, в свою очередь, была коротко знакома с Папой. Во время наших гастролей в Италии она рассказала понтифику о своих друзьях из России, и он пригласил нас в Ватикан. Что тут началось! Посол СССР в Италии запросил у тогдашнего министра иностранных дел Громыко разрешение на встречу советских граждан с Папой. Громыко доложил на самый верх - Брежневу. Собрали Политбюро, долго совещались. Затем детально проинструктировали артистов, что и как отвечать, если Папа вдруг о чем-нибудь спросит... Сама же встреча с понтификом оказалась куда проще. К нашему удивлению, Папа поприветствовал нас на хорошем русском и долго говорил о вкладе циркового искусства в культуру народов мира. На прощание нам подарили памятные снимки. 

«Подчиняюсь только одной команде: 
«По коням!»

Очередная награда - «Серебряные лошадки» - завоевана номером «Кубанские казаки» на Втором всемирном конкурсе циркового искусства в Москве в прошлом году. Джигиты Мерденовы и сегодня, как говорится, в боевом творческом строю. Юрий Петрович любит частенько повторять, что команды «спешиться» он надеется не услышать еще долго. 

В последние годы «Кубанские казаки» - непременные участники гастролей в Японии. Труппа, возглавляемая Мерденовым, стала своего рода визитной карточкой Российской цирковой компании в Стране восходящего солнца.

Огромное место в артистической и режиссерской деятельности Юрия Мерденова занимает воспитание молодого поколения артистов. Мастер с радостью и особой щедростью отдает свой талант и богатейший профессиональный опыт молодым. В этом - реальная перспектива новых свершений и творческих побед.

Здоровья Вам, дорогой Юрий Петрович! С юбилеем! Так держать! В смысле, так сидеть в седле!
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2006 ЗАО "Виктор Шварц и К"