2006

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"

 

"Мы занимаемся творческой судьбой каждого артиста"

- Сколько цирков объединяет Росгосцирк?
- Всего в нашей организации 79 предприятий, 3 тысячи артистов, более 4 тысяч животных, 7 тысяч персонала - тех, кто обслуживает животных, занимается реквизитом и так далее. В Росгосцирк не входят цирки на Цветном бульваре, на Вернадского, петербургский на Фонтанке. Два последних остались государственными цирками, но почему-то от Росгосцирка отошли. 
Мы с ними сотрудничаем: все крупные произведения, основные аттракционы - от нас. Недавно в Москве отработал мой сын с аттракционом «Тигры на зеркальных шарах», сейчас он гастролирует в Екатеринбурге. Семь месяцев отработали в Москве и однофамильцы - Запашные.
- Расцвет отечественного цирка пришелся на 60-70-е годы XX века, государство уделяло тогда этому искусству особое внимание. Тогда же в стране была построена сеть типовых цирков. В каком они сейчас состоянии?
- Стационарные цирки, построенные государством, относятся сейчас к Росгосцирку. Но, как известно, от нас отошли 11 цирков Украины, Закавказья, цирки Прибалтики и так далее. Это всё строили мы. 
Несколько лет назад из российских цирков хотели сделать центры досуга с ресторанами, казино и гаражами. Тогда же я выиграл конкурс и встал во главе Росгосцирка. Мы с командой выработали программу, утвержденную коллегией Министерства культуры. Ее поддержало правительство. Основные цели программы: сохранение единого имущественного комплекса, сохранение артистов - прежде всего их социальная защита. 
Осуществляется это следующим образом. В 1992 году был создан устав: цирки были поделены на категории при едином реестре Государственной цирковой компании. Но цирки стоят в центре городов на хороших местах. Возникла опасность, что их начнут сносить ради все тех же казино и гаражей. Правительство взяло цирки под свою опеку. Но тем не менее мы находимся в довольно странном состоянии - как бы вне закона. Мы не бюджетная организация, но все-таки нам выделяют субсидии. Кое-что и сами зарабатываем. И, получая 30 процентов от необходимого, занимаемся ремонтом помещений, чиним лопнувшие трубы, занимаемся творческой судьбой и житейскими обстоятельствами каждого артиста. Дело в том, что в цирке нет своего коллектива. Это уникальнейшая гастрольная система, разбитая на регионы. Москва, Золотое кольцо, юг - Ростов, Краснодар, Ставрополь, Сочи, Волгоград. У нас есть и специальная студия циркового искусства по выпуску новых произведений. За два года мы выпустили более 50 номеров, из которых многие уже заняли первые места на международных конкурсах.
- Российские артисты цирка постоянно завоевывают призы на конкурсах в Париже, Монте-Карло, Будапеште; в Китае недавно взяли «золото» и «серебро».
- Да, но слава славой, а творческая судьба у артистов цирка, как и в балете, недолговечна. Пенсионерами артисты становятся рано. При этом полно житейских неурядиц. У них пытаются отбирать общежития. Мы объясняем, что наши артисты приезжают не как гастролеры на один день с записью под фанеру, а на месяц-полтора, их дети идут в школу. В Саратове, скажем, пришлось подавать в суд, чтобы вернуть цирковую гостиницу, в Красноярске сейчас арбитраж гостиницу тоже вернул. Эти гостиницы - лакомые кусочки. Но тем не менее в 90 процентах случаев при цирках сохранены общежития.
- Сейчас много говорят о контрастах российского цирка: c одной стороны - звезды с мировой славой, с другой - пожилые артисты, стареющие животные, слабые номера, сложная финансовая ситуация...
- Начнем с социальных проблем. У нас есть артисты, которые стояли в очереди на жилье еще при советской власти, есть пожилые артисты без прописки. И мы умоляем директора цирка: «Прими пенсионера, пусть живет в твоем общежитии, дай ему комнатку». За те два с половиной года, что я являюсь директором Государственной цирковой компании, 350 цирковых артистов были отправлены на пенсию. Средний возраст российского циркового артиста - 37 лет. Это катастрофическое положение. Молодежь уехала и по нашим, и не по нашим контрактам за рубеж.
Но, несмотря на социальные сложности, мы сетку по зарплате сумели поднять до восьми с половиной тысяч рублей - за счет надбавок, гастролей за рубежом.
У нас более двухсот человек - персонально оплачиваемые артисты. Есть приказ: если в зале сидит 70 процентов зрителей, всем без исключения работникам цирка за это выступление платят двойную зарплату. Уехал артист за рубеж на гастроли - здесь ему сохраняется средняя зарплата, стаж. В знаменитом канадском «Цирке дю Солей» 62 процента артистов - наши, а из этого числа 80 процентов работают по нашим контрактам. 
Подготовка российских артистов цирка очень высока. Так же, как и моряков, кстати. Смотрите, сколько судов ходит под флагами разных стран, а команды русские. Перевозим часто животных, реквизит морем. Плывешь на итальянском судне, а вся команда русская. Капитан только итальянец. И у цирковых артистов российских хорошая школа. Плохо у нас только с клоунадой. Но мы надеемся на возрождение и этого жанра.



Памяти мастера

В Москве, в Центральном доме работников искусств, прошел вечер памяти одного из видных организаторов советского и российского цирка, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Вадима Алексеевича Мильруда.
Как человек творческий и склонный к настоящему размаху замыслов, Вадим Алексеевич, ушедший от нас год назад, приложил немало сил и таланта, чтобы раздвинуть границы обитания цирка не только лишь под куполами стационаров или шатров-шапито. Жонглеры и клоуны, гимнасты и дрессировщики даже с хищными животными благодаря стараниям Мильруда, возглавлявшего дирекцию «Цирк на сцене», выступали на стадионах и во дворцах спорта, в концертных залах, в городских и сельских клубах, куда большой цирк никогда раньше не добирался.
Многим московским зрителям имя Мильруда знакомо и по ежегодным елочным представлениям в спорткомплексе «Олимпийский», по эстрадным спектаклям «Пришла и говорю» Аллы Пугачевой, «Дарите женщинам цветы» с участием Иосифа Кобзона и другим значительным постановкам на эстраде и в цирке, организатором которых он был.
Как вспоминали о Вадиме Алексеевиче друзья и коллеги, сам он никогда не называл себя цирковым продюсером - просто честно работал, дорожил репутацией, и слово его ценилось выше гербовых печатей и нотариальных заверений.

 На снимке: с воспоминаниями выступает заслуженный деятель искусств России, первый заместитель генерального директора Росгосцирка А.Калмыков



Львиная доля Николая Сквирского

Такого аттракциона, когда в манеже семь львов и дрессировщик, у нас в стране нет. Группа хищников, собравшихся вместе, называется прайдом и имеет немало серьезных особенностей. Прайд - это семейство, в котором все делается сообща. Львы вместе охраняют свою территорию, выращивают потомство и, что особенно опасно для дрессировщика, вместе нападают на добычу, а затем делят ее...
Как говорила в свое время легендарная укротительница Ирина Бугримова, работу Сквирского «нельзя спутать ни с одним из существующих аттракционов с хищниками». Этот дрессировщик ставит уникальные трюки, никем более не исполняемые. Он создал своим львам условия жизни, отвечающие строгим требованиям защитников животных из общества «Гринпис». И сейчас, оглядываясь назад, после тридцати пяти лет выступлений на манеже, народный артист России Николай Яковлевич Сквирский без ложной скромности может сказать, что как дрессировщика и как профессионала высочайшего класса его создал... только лишь он сам и его верные подопечные - хищники-львы.
Как удалось этого добиться? Конечно же, хотелось расспросить подробнее об этом самого дрессировщика. Еще до встречи с ним я знал, что артист объехал со своим уникальным львиным театром более 400 городов в 32 странах мира. Его львы снимались во многих фильмах и видеоклипах, в том числе в «Приключениях Дон Кихота», в «Капитане Крокусе» и «Подземелье». А о наградах и призах Сквирского можно писать отдельную статью.
Но наш разговор начался не с перечисления гастрольных поездок и не с заслуженных наград. 
- Николай Яковлевич, есть ли у вас счастливый талисман, сопровождающий во всех поездках?
- Среди многого, особо хранимого, что путешествует со мной по России и по миру, - небольшой томик Библии. Наверное, только силы небесные и помогли мне выжить после всех полученных за годы выступлений травм. Я умирал по-настоящему не один раз. И это не сказка, хотя верится с трудом.
Как-то раз меня «порвали» сразу четыре льва. И страшнее не то, что погрызли, а то, что заразили. Потому что на львиных когтях и зубах находится трупный яд. Попадая в рану, он дает стопроцентное заражение крови... К счастью, обошлось. А первый раз на меня напал на представлениях в Уфе лев Самсон. Повезло, что он в тот момент был один. Когда я оказался уже под ним, к счастью и моему спасению, на Самсона набросился мой любимец - лев Портос. Пока они «выясняли отношения», я успел доковылять к выходу. Рана была смертельной, но врачи, которые быстро приехали, буквально вытащили меня с того света.
Портос меня трижды спасал от смерти, защищая от своих собратьев. Причем ему тоже сильно от них доставалось.
- Львы ведь тоже разные бывают? У каждого свой характер?
- Да, конечно. В начале моей работы появилось три льва: Атос, Портос и Арамис. Прибыли они из одесского зоопарка. Портос был самым крупным и самым умным. Мне вообще казалось, что это человек в шкуре животного. Остальные с огромным трудом поддавались дрессировке. Скажу больше, я сегодня, обретя значительный опыт, ни за что не зашел бы в клетку с теми львами. Они были настоящие людоеды! Один из них норовил всех, кого достанет через прутья, затащить в клетку. Работать с такими животными было, конечно, нельзя, но я тогда этого не понимал в силу своей неопытности...
Опыт дрессировщика Николай Сквирский приобретал практически так же, как некоторых учат плавать: бросают в воду, а там - как получится. Ведь дрессуре хищников нигде в мире не обучают. К тому же работа с такими животными считалась делом наследственным. Номера и аттракционы переходили от поколения к поколению в цирковых династиях, и чужаков «аристократы цирка» не жаловали. Да и, кроме того, за риск и славу дрессировщику платили немало в те далекие теперь семидесятые годы: по тысяче рублей в месяц.
И вот эту «естественную монополию» попытался нарушить молодой артист. За его плечами к 1970 году, когда Сквирский начал работать со львами, имелся уже значительный цирковой стаж. Как это часто бывает в семье, где родители - артисты (папа был гимнаст, а мама эквилибристка), Николай вышел в манеж пятилетним мальчуганом. Потом  с  отличием  закончил Государственное  училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ). Работал эксцентрическим акробатом-прыгуном. И даже успел понравиться знаменитому клоуну Карандашу, который взял его младшим партнером. Но, как признается Сквирский, он был честолюбив и по-хорошему амбициозен: хотел работать именно со львами. А ему не давали, ставили палки в колеса. Ситуация складывалась невеселая: уже не акробат, но еще не дрессировщик.
- Фактически  к животным меня приобщила супруга, - откровенничает Николай Яковлевич. - Мы познакомились в цирковом училище и поженились с Викторией, когда мне было восемнадцать, а ей - на год меньше. Как-то решили сделать номер с большими собаками. Увидели в журнале «Огонек» фото пограничника с черным терьером. Потом нашли питомник, и после успешных уговоров начальства нам достались просто феноменальные экземпляры: южнорусские овчарки по девяносто килограммов веса. Номер получился отличным.
- А когда появились львы?
- Знаете, тут был сначала казус. Так как в моих способностях дрессировщика начальство сомневалось, был издан замысловатый приказ: отправить меня на стажировку к моей же жене, работающей с собаками. Но - под руководством Анатолия Александровича Корнилова.
- Но он же работал со слонами...
- Да. Это было для проформы, чтобы получить характеристику. А потом все решил случай. Друг папы Владимир Борисов предложил мне своих львов. Идею приняли, но только как идею. Карьера его старых животных близилась к закату, и нужно было получить средства на закупку новых. К счастью, деньги мне выделили, и появился первый львенок. Репетировать тогда я начал в... кассовом зале Харьковского цирка. Там же стояли клетки. Виктория, будучи уже на сносях, мыла полы, а я убирал за зверями, кормил их...

Жизнь и творческая судьба львиного «папы», наверное, сложилась бы иначе, а может быть, и вообще прервалась, не будь с ним рядом все эти годы Виктории Федоровны - жены, матери его детей, заслуженной артистки Российской Федерации. Теперь у них уже большая цирковая семья. Дочь Надежда, тоже уже заслуженная артистка России, работает вместе с отцом и, как он считает, показала себя талантливой укротительницей: смелой, умной, с хорошей координацией движений, тонко чувствующей и понимающей «царей зверей». Вместе с мужем Надежда работает и в номере с дрессированными ламами и кошками.
В манеже можно увидеть и младшую дочь Елену: она исполняет номер с хулахупами. Здесь же - зятья Николая Сквирского: эквилибрист на мачте Владимир Авдеев, работающий на восьмиметровой высоте без страховки, и дрессировщик Энрико Аннаев. Успешно репетирует свои выходы на арену и представитель уже четвертого поколения - внук, которого тоже зовут Энрико.
- Кстати, дочь Надежда не так давно стала работать в клетке рядом со мной, - поясняет Николай Яковлевич. - На Западе высшим пилотажем и эталоном мастерства считается работа дрессировщика в одиночку. А появление дуэтов - это советское наследие. У нас тогда было много дуэтов,  и все они как правило, семейные. Это хорошо, красиво, но на порядок легче. Появляется больше возможностей для трюков. Ну а если животные взбунтовались, то вдвоем их контролировать проще. Поверьте, мой опыт позволяет сделать такой вывод.
- Надя уже сейчас делает уникальные трюки, - продолжает Сквирский. - Например, львица прыгает через дрессировщицу и разрывает лапами платок, который та держит над головой. Да и слушают Надюшу звери как-то по-особому. Иногда лев не хочет работать, меня не воспринимает. Она подходит, что-то шепнет, типа «Как тебе не стыдно лениться. Давай работать!» И животное вновь становится послушным.
- Здесь уже можно говорить о собственном методе дрессировки?
- Конечно. Хотя дело в тонкостях. В основном все можно свести к четырем, научно обоснованным методам: механический (кнут), вкусово-поощрительный (пряник), подражательный, когда животные копируют друг друга в выполнении трюков. Четвертый метод - контрастный (кнут и пряник). Я применяю, например, последний. Но вообще для меня львы - мои дети. 
«Дети» Сквирского уникальны в своем роде. И не только потому, что аттракцион Николая Яковлевича - единственный с участием таких крупных львов. Судите сами: вес каждого достигает почти 300 килограммов, а сила удара хвоста тянет на две сотни кило. При этом один из самых впечатляющих номеров аттракциона - когда львица Атя позволяет тянуть себя за хвост! А для дрессировщика в этот момент главное - чтобы хватило сил сдвинуть «царицу» с места.
За годы работы Сквирский изменил и характер, и образ жизни своих хищных «детишек». Ведь, например, эти несуетливые животные на воле спят по 20-22 часа в сутки. Заставить их двигаться по манежу, причем по заданной программе, - задача не из легких. А под руководством дрессировщика они и в чехарду играют , и молнией перелетают через обручи...
* * *
- И все же, поговорив о многом, Николай Яковлевич, мы, пожалуй, не выделили главного смысла вашей нелегкой работы. Ведь уникальность, звания и любовь зрителей, наверное, не единственное, что является стержнем жизни Сквирского и его семьи?
- Главное для меня то, что я живу в искусстве, которое называется Цирком. Это искусство дает мне силы для сопротивления невзгодам, заставляет постоянно искать что-то новое, придумывать необычные аттракционы, воспитывать свою смену. И все, чего я достиг, думаю, стало возможным, потому что цирк для меня был и остается не производством, которое только должно приносить прибыль, а искусством, которое поучает через развлечение. И надо продолжать его жизнь и развитие именно в этом ключе.



Все рекорды Пикасо-младшего

Знаменитый испанский жонглер Пикасо-младший терпеть не может, когда его спрашивают, не родственник ли он великому Пабло Пикасо. Нет, не родственник, они всего лишь однофамильцы! Кстати говоря, эта фамилия в Испании не такая уж и редкая, но зато все, кто ее носит, с гордостью отмечает жонглер, люди, как правило, необычные и талантливые.

Вот и он тоже не оказался исключением, хотя сначала ничто не предвещало ему всемирной известности. Это его отца, Гран Пикасо, знали и любили все те, кто называет себя поклонником циркового искусства, - за удивительный талант жонглера, которым артиста щедро одарила судьба.
Сын же искал себя и свое место в жизни довольно долго. Сначала его привлекала журналистика, затем наука, а потом вдруг потянула за собой экономика. Да настолько сильно, что юноша получил экономическое образование и целенаправленно готовил себя к спокойной, устроенной и размеренной жизни, к работе в офисе - с трудовым графиком, как говорится, от и до.
Но с генами не поспоришь. Однажды Пикасо-младший вдруг проснулся и неожиданно для себя понял, что... напрасно тратил время, что экономика - это совсем не то, чем он хотел бы заниматься всю жизнь. И спокойная вдумчивая работа - тоже не его призвание. Цирк с его сумасшедшей жизнью и постоянными переездами - вот что непреодолимо стало манить к себе!
Молодой человек решил не противиться своему призванию. И так он, наконец, оказался на манеже. 
Ему удавались, можно сказать, все жанры циркового искусства, за которые он брался, но лучше всех - так называемый «фамильный», в котором преуспел отец начинающего артиста. Пикасо-младший понял, что «его жанр», тот, с которым будет отныне связано будущее, - это жонглирование.
К тому времени как артиста пригласили участвовать в недавно прошедшем в Москве II Всемирном цирковом фестивале, талант его уже был неоднократно отмечен многими манежами мира, в том числе он получил престижную награду «Серебряный клоун» на фестивале циркового искусства в Монте-Карло в 2002 году.
Коронный номер Пикасо-младшего, который повторить не может, пожалуй, никто, - жонглирование пинг-понговыми шариками, которые с немыслимой скоростью вылетают у него изо рта. Артист всегда предупреждает, что повторять подобное не следует никому, поскольку трюк слишком опасен. Кстати, именно благодаря виртуозному обращению с этими шариками Пикасо-младший попал в Книгу рекордов Гиннесса. 
А его жонглирование тарелками? Они летают у него по арене, словно заколдованные. Такое впечатление, что все шесть пластмассовых тарелок или радиоуправляемые, или, как живые, подчиняются командам, которые артист произносит про себя. Иначе невозможно объяснить, как они умудряются летать по невообразимым траекториям.
Между прочим, с этими тарелками для паэльи, знаменитого национального испанского блюда, - у жонглера артиста связана целая семейная история. Реквизит, можно сказать, еще и ценнейшая фамильная реликвия. Дело в том, что тарелки его отец, Гран Пикасо, купил более пятидесяти лет назад у рыночного торговца и решил включить приобретение в свой знаменитый номер.
После того как  Гран Пикасо отошел от дел, тарелки перешли по наследству к сыну, который довел выступление с семейной реликвией до настоящего совершенства.
Пикасо-младший - человек современный и не особенно суеверный. Но про свои тарелки он со всей серьезностью говорит, что они - талисман, от которого зависит успех его выступлений. Он дал себе слово, что, если хоть одна из них сломается, потеряется или треснет, это событие будет знаком того, что наступила пора прекратить выступления и уйти из циркового искусства. С этого момента, считает артист, успеха ему не видать.
И слово свое Пикасо-младший собирается сдержать: знаменитый жонглер - не такой человек, чтобы бросать свои обещания на ветер.


Вот компания какая

Именно этот замечательный антрепренер затратил немало труда, чтобы обитатели далекого южного континента увидели искусство российских мастеров манежа.
Он был первым человеком, установившим прочные театрально-цирковые связи между нашими странами. Более 40 лет назад Эрик привез двадцать пять солистов Большого театра, а затем впервые организовал гастроли русских артистов цирка в Сиднее, Перте и Мельбурне. Российский цирк тогда потряс жителей далекой страны, которые и представить себе не могли, каких высот достигло наше цирковое искусство. Недаром тогда хвалился Малыш Мик - так звали Эрика Эджли в австралийском шоу-бизнесе: «Я вам привезу таких клоунов и акробатов, каких нет ни в Европе, ни в Америке!»
Это было только начало. С тех пор в Австралии побывало более 10 тысяч российских звезд. Их гастроли продолжались затем в Гонконге, Малайзии, потом в Европе и США, и все это происходило стараниями антрепренерской компании «Эджли». В российском Министерстве культуры даже шутили: «Правительства приходят и уходят, а Эджли остается всегда».
История антрепренерской династии Эджли необыкновенно ярка и увлекательна. В 1920 году Королевский театр в Мельбурне пригласил братьев Клемма и Эрика Уайт на главные роли в феерическом представлении «Синдбад-мореход». Братья были выходцами из актерской среды Лондона и до той поры на столичной сцене ничем себя особенно не проявили. А потому без колебания согласились. Все-таки заманчиво попытать счастья на краю земли.
Вообще английские фамилии Уайт, Смит, Джонсон - это как у нас Иванов, Петров, Сидоров. Поэтому, прибыв в Австралию, на эту, как ее называли, «последнюю границу», братья решили сменить фамилию. А так как в Лондоне они жили на Эджли-роуд, то и назвали себя Эджли. Так и возникла знаменитая династическая фамилия. Но прославилась она не актерским талантом, а как основательница индустрии развлекательного бизнеса целого континента - далекого, загадочного, но этим еще более притягательного.
А начиналось сотрудничество с Россией в 1961 году. Тогда Эрик по делам фирмы оказался в Лондоне и совершенно случайно был приглашен в советское посольство на коктейль. Он настолько заинтриговал посла горячим интересом к гастрольному бизнесу и идеей привезти советских артистов в свою страну, что без труда получил въездную визу в Союз, куда и отправился сразу же, предварительно условившись о переговорах с Министерством культуры СССР.
В наши дни антрепренерский бизнес возглавляет сын Эрика Эджли, Майкл. Другой сын, Филипп, является художественным руководителем «Театра ее величества» в Перте, который стал собственностью семьи в 1958 году. Эдна Эджли, супруга покойного Эрика, в прошлом известная балерина, воспитала не одно поколение австралийских мастеров балетного искусства. 
Продолжая дело Эрика, компания «Эджли» владеет сегодня рядом цирковых и эстрадных площадок, театров-варьете, киностудий. Не обходятся без представителей знаменитой компании «Эджли Интернэшнл» и многие российские фестивали циркового искусства, а также различные творческие конкурсы, на которых мастера манежа получают приглашение в гастрольные поездки в далекую и загадочную Австралию.



Пудель-тяжеловоз

Пудель, вес которого всего десять килограммов, демонстрирует зрителям свою невероятную силу: трудно поверить, но он без труда сдвигает и везет телегу, нагруженную кирпичами!
Этот пудель выступает в штате Колорадо, США. Четвероногий цирковой артист собирает на свои представления каждый раз все больше и больше зрителей. Многие не верят, что такое вообще возможно, поскольку пудели - собаки довольно хрупкие. 
Зрители думают, что перед ними просто цирковой фокус, но это не так! Уникальный пес действительно сдвигает и везет  некоторое время груз, который по весу превышает его собственный в несколько раз.
Хозяин псины говорит, что ему самому удивительно поведение уникального животного: собака делает этот трюк с явным удовольствием. Стоит только дать ему команду «тащи», как пудель с энтузиазмом бросается ее выполнять...
Пудели вообще обожают выступать перед публикой, но вот таскать тяжеленные грузы - это что-то  новенькое.
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2006 ЗАО "Виктор Шварц и К"