2006

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"

 

«Радуга» дарит радость

У артистов и режиссеров есть один из основных принципов работы: оправдать ожидания зрителей. Именно с таким настроем - оправданных ожиданий - гости праздничного представления, которое было благотворительным, и других спектаклей, уже прошедших в мае, расстаются с цирковым шатром и его хозяевами. Ну а в течение всей программы, названной «Звездная радуга», зрители не раз подтверждали свое восхищение мастерством артистов бурными аплодисментами.

Что же радовало и увлекало на манеже шапито больше всего? Без сомнения и прежде всего - множество номеров с животными. Это и задорные, красиво подстриженные собачки-пудели, и обезьянки, как всегда с веселыми гримасами, и почти ручные леопарды, любовно обнимающие своих дрессировщиков. Круг манежа, благодаря появлявшимся здесь представителям фауны разных континентов, превращался то в островок джунглей с крадущимся по нему тигром, то в пропахший рыбой залив, где всегда отдыхают усатые морские львы, то в город небоскребов с умелыми и сильными верхолазами.

Об усатых весельчаках - морских львах, а точнее о том, что они выделывали под руководством своей наставницы, народной артистки России Ирины Запашной, нельзя не рассказать подробнее, потому что аттракцион этот уникален в мировом цирке и в нынешней программе занимает одно из центральных мест.

Наши представления об этих редких морских животных в основном получены из фильмов и телепередач. Там они почти всегда неповоротливы и ползают по сухому берегу, медленно переваливаясь с боку на бок. Ласты, как средство передвижения, не дают возможности делать это быстро. Но у Ирины Запашной мы вдруг увидели почти мультяшное, сказочное перевоплощение. Морские красавцы весом около тонны вдруг расплясались в вальсе вместе со своей наставницей. «Войдя в роль», они хлопали ластами, как ладонями, а в завершение озорных танцев один из питомцев Запашной поднял ее на свою усатую морду и понес к другому «ухажеру», который вручил даме корзину цветов. Зал, конечно, восторженно встретил такое мастерство и тонкий юмор.

- Морские львы считаются хищниками и такими способными актерами, конечно, становятся не сразу, - рассказала мне Ирина Запашная. - Но мы с ними дружим, и свои клыки, которые не меньше тигриных и приспособлены для драки, они на репетициях не выставляют. Мои подопечные - как люди. Они не любят насилия, жестокости и отзывчивы на доброе к ним отношение. Поэтому я их сначала приручаю, а уж потом начинаю что-то требовать...

Новое представление в этом московском цирке открыло уже третий сезон. И программа не случайно названа «Звездная радуга». На манеж в эти дни выходят кроме Запашной и другие известные мастера циркового искусства. Среди них, например, лауреаты национальной премии «Циркъ-2006» эквилибристы на вольностоящей лестнице под руководством заслуженного артиста России Геннадия Дворецкого. Его номер, поражающий выверенностью каждого движения, заставляет зал затаив дыхание ждать приземления артистов на арену.

В отличие от напряженности этого номера, другое выступление постоянно сопровождается смехом публики. Это заслуженный артист России Владимир Сапрыкин со своей звездой кино и цирка шимпанзе Ларри демонстрируют, какие они классные детективы.

В «Звездной радуге» зрители встречаются и с разнообразием жанров, что также делает привлекательным и незабываемым это представление. Обладательница титула «Принцесса российского цирка» Наталья Галиева мастерски демонстрирует пределы гибкости в номере «Каучук», веселый жонглер на моноцикле Алексей Прохоров удивляет умением перепрыгивать на ходу с одного колеса на другое, а дрессировщики и акробаты Наталья и Андрей Широкаловы показывают редкий аттракцион «Тигры и леопарды на свободе».

Михаил АРКАДЬЕВ



«Я с детства рос среди тигров...»

Только что вместе с сестрой Кариной Артур вернулся с гастролей в Турции. Их аттракцион «Тигры-шоу» проходил во Дворце спорта Анкары при полном аншлаге. Мэр столицы Турции дважды посещал вместе с семьей это незабываемое зрелище.

И все же гастроли были нелегкими. Такова жизнь циркового артиста. То попали в автомобильную аварию по дороге на представление. То через две недели после начала работы стали болеть тигры: похоже, чем-то отравились. Один из них был на грани смерти, двое других из-за болезни до сих пор не выходят на манеж.
Несмотря на усталость, Артур охотно рассказывает о себе, о том, как вместе с сестрой они связали свою жизнь с манежем.

- Сестренка была очень артистичная и танцевальная, - вспоминает дрессировщик. - Наша мама вовремя распознала эти качества и поэтому отдала ее в хореографическое училище на отделение народного танца. А через пять лет после окончания «хореографии» Карина завершила учебу в институте культуры и стала режиссером. Это ей очень помогло, когда ставили номера «Иллюзионная академия», «Игра с лассо и арапниками», ну и, конечно, в аттракционе «Тигры-шоу».

- Артур, вместе с сестрой вы достойно продолжаете традиции семьи, несколько лет назад стали заслуженными артистами России. А кто начинал вашу династию?

- Родоначальником был дед Язев Николай Андреевич. В 1937 году, учась в Государственном училище циркового искусства, был принят в труппу гимнастов на турниках под руководством А.Сметанина, где проработал до начала войны. В 1945-м продолжал выступать уже в труппе гимнастов на комическом турнике у Георгия Сеничкина.

В этом номере впервые в советском цирке Николай Андреевич исполнил трюк «перелет через турник». 
Позже с партнером А.Куликовым сделал номер «Комические эксцентрики», где впервые был придуман трюк «насос», который в дальнейшем стал классической репризой многих коверных. Закончил выступать Николай Андреевич в 1968 году.

А отец - Михаил Багдасаров, не стал дублировать карьеру Николая Андреевича. Он очень любил животных и мечтал только об одном: стать дрессировщиком. Всеми правдами и неправдами ухитрялся проникать за кулисы цирка, радовался любой возможности помочь униформистам. В шестнадцать лет папа сам попал в их число. Здесь в его биографии произошел эпизод, который во многом приблизил осуществление мечты. 

Однажды, по недосмотру служителя, питомцы известной дрессировщицы Маргариты Назаровой (она играла главную роль в фильме «Полосатый рейс») вышли из клетки. Тигрица Рада ворвалась в гримерную, где готовилась к выступлению ничего не подозревавшая участница программы. На помощь насмерть перепуганной артистке пришли униформисты. При этом особенно отличился отец. Оценив смелость юного помощника, Назарова пообещала, что, когда ему исполнится восемнадцать лет, возьмет его к себе в аттракцион. И слово свое сдержала...

- Скажите, а вы, как и многие другие дети цирковых артистов, тоже практически не выбирали профессию?

- А мне выбирать что-то другое не было никакой надобности. Я с детства рос среди тигров. Совсем маленьким уже ходил вместе с отцом на репетиции и играл с животными. Конечно, пока только с маленькими тигрятами.

- И поэтому позже без страха вошли в клетку со взрослыми тиграми?

- Может быть, и так, потому что даже собаку лучше воспитывать с маленького возраста. Когда животное привыкает к тебе и растет вместе с тобой, многие проблемы отпадают. Но вы не думайте, что маленькие тигры - это все равно, что маленькие кошки... Все-таки это тигры. Впрочем, к большим тиграм отец меня тоже заводил. Был случай, который вполне мог поставить точку на моей практически еще не начавшейся карьере. На Новый год папа работал номер и отправлял всех животных в клетку. На манеже оставался только один - самый ручной тигр. Он делал вид, что уходить не хочет, а папа делал вид, что не может его загнать. Я кричал из зала: «Не трогай тигра!»

- А ты что, смелый? - спрашивал папа. - Да?! Ну тогда иди, загоняй сам! - и я заходил в манеж, брал палку и загонял «хулигана». Но однажды я обратил внимание на то, что тигр лежит как-то не так. Мне бы насторожиться. Обычно он лежал, отвернувшись, а тут глядел прямо на меня. Но я его все равно погнал. 

Вроде все нормально, пошел... Я отвернулся, и тут он меня по спине бабах! Когда я сумел посмотреть в его сторону, тигра и след простыл. Рубашка на спине была разорвана. Но мне повезло: удар пришелся по касательной. И потом, на мое счастье, тигр только ударил, а не рванул. И вот тут отец поступил очень мудро. На следующий день он подвел меня к клетке с этим тигром, чтобы я его покормил и пообщался. Он понимал, что только таким образом я смогу побороть в себе страх...



«Лебеди» из  Поднебесной

Вот и недавно в Большом Кремлевском дворце прошла премьера китайской версии «Лебединого озера», поставленная продюсерским агентством «Shanghai City Dance Company Limited» в стилистике балетно-циркового шоу. Это была европейская премьера проекта и начало мирового турне китайского акробатического балета. Синтез классического танца с цирком - не столько экзотика, сколько поиск новых выразительных средств. Мировой цирк ищет созвучные времени формы и приемы подачи, чтобы удержать, а по возможности и расширить современную зрительскую аудиторию. Спектакль китайских артистов адресован самой широкой публике всех возрастов. 

По поводу цирка справедливым будет заметить, что китайский цирк силен своими традиционными жанрами. Такими как велофигуристы, эквилибр на стульях или гимнастика на мачтах. Не говоря о «сугубо китайских» разновидностях жанров: «игра с тарелочками», «игра с метеорами», «каучук»... Здесь мировой цирк, как говорится, отдыхает.

Либретто «Лебединого озера» основано на сюжетном мотиве, распространенном во многих народных сказках мира. Это история о колдовстве, превращающем девушку в птицу, о верной любви и самоотверженном подвиге, преодолевающем злые чары. Образ Девушки-лебедя давно стал классической ролью мирового балетного репертуара. Ролью столь же привлекательной, сколь и трудной, требующей от исполнительницы как блестящей виртуозности, так и тонкой лирической интонации.

Замысел постановки у китайцев возник вследствие успеха акробатического дуэта «Восточный лебедь» (провинция Гуандун), который в 2002 году завоевал «Золотого клоуна» - цирковой аналог кинематографического «Оскара» на международном конкурсе в Монте-Карло. Окрыленные успехом, руководитель труппы Нин Ген Фу и хореограф Жао Минг дерзнули превратить фрагмент в полноформатный балетно-цирковой спектакль. Результат вышел впечатляющим.

Хотя... Некоторые строгие ревнители «чистоты жанров» как со стороны балета, так и со стороны цирка, по всей вероятности, «обиделись» на китайских мастеров за покушение на «наше все», к коему, безусловно, относится жемчужина отечественного балета «Лебединое озеро». Но вся «восточная» хитрость в том и состоит, что китайский проект - не балет и не цирк! Он - ни то, ни другое! Это синтез по меньшей мере трех составляющих: балета, цирка и, как ни парадоксально, Китайской национальной оперы. Пекинской оперы, если быть совсем точным, где происходит слияние всех жанров театрального и циркового искусства: оперы, балета, пантомимы, акробатики, гимнастики, трагедии и комедии.

Исполнители «Лебединого озера» блистательно владеют многими жанрами цирка. Вместе с тем артисты обладают удивительной балетной подготовкой: в каждом шаге по сцене, в каждом повороте, движении, принимаемой на сцене позе чувствуется отличная балетная выучка, школа. Все участники постановки исключительно пластичны. Создатели спектакля из Поднебесной позиционируют себя как «очень красивый цирк и самый опасный балет». Я бы уточнил: среди артистов цирка они - лучшие танцовщики, а среди танцовщиков - лучшие цирковые артисты!

Итак, сюжет спектакля. Влюбленный Принц Зигфрид в сопровождении шутовской компании собирается на поиски привидевшейся ему во сне прекрасной Девушки-лебедя. Раскрутив глобус, компания пытается отыскать место, где могла бы оказаться удивительная девушка. «Поиски» строятся как фрагмент занимательного жонглерского номера, чередующегося стойками на руках. 

Для путешествия снаряжается парусник. Длинные мачты, балансируемые артистами на поясе и на плече, становятся «живым», точнее, подвижным реквизитом для демонстрации захватывающего номера «Гимнасты на мачтах». С одной на другую «живую» мачту исполняются различные сальто и перелеты. Номер смотрится, будто игривая забава обезьян, ловко перелетающих с одной лианы на другую. 

Но вот путники приплывают в Египет. На фоне пирамид и сфинксов Принц пересаживается на «корабль пустыни» - горделивого верблюда. Кордебалет исполняет восточный танец.

Словно в калейдоскопе меняются страны. Действие переносится в Индию, где Принц продолжает поиски любимой, восседая на слоне, меж разгуливающих на ходулях танцоров. Следует так называемый «партерный полет» - оригинальная изюминка шанхайской постановки. 

На расстоянии пяти-шести метров друг от друга располагаются «живые пирамиды» из артистов на ходулях, на плечах которых стоят акробаты, называемые в цирке ловиторами. Ловиторы в своих сильных руках раскачивают вольтижеров (верхних акробатов) и перебрасывают их друг другу. Во время перелетов акробаты-вольтижеры демонстрируют эффектные сальто и пируэты. 

Оказавшихся затем в Китае путешественников ожидают новые восхитительные зрелища: гимнасты на пружинящих ремнях, взлетающие в воздух в «стойках» и «крестах», виртуозное вращение в так называемых ренских колесах различного диаметра и «женщина-змея» (каучук), обвивающая юношу своим невероятно гибким телом. 

И, конечно, поразительно живописен - на фоне пагод и храмов - виртуозный по технике танец тридцати балерин, исполняющих номер группового жонглирования шляпами. Поразительное зрелище! В особенности учитывая, что все танцевальные па и жонглерские комбинации балерины исполняют не сходя с пуантов. 
На сцене возникает озеро. Через него пролегла тонкая, как струна, проволока. И по этой зыбкой нити Девушка-лебедь с особым изяществом проходит также... на пуантах. Все эти номера слаженно обрамляют сюжет, складываясь в мелькающее и органичное чередование стройных эпизодов сюжета. 

Хореограф Жао Минг счастливо избежал соблазна выстраивать классические «диагонали» кордебалета на знаменитую музыку второго акта. Предчувствуя, что «цирковые лебеди» едва ли смогут конкурировать с «балетными», постановщик находит остроумный выход. Он облачает лебединый кордебалет в длинные белые платья, позволяющие красиво и бесшумно скользить по сцене без привычного стука пуантов, хотя танцовщицы, как уже говорилось, вполне владеют пальцевой техникой. Разумеется, вскоре зрители догадываются, что в данной мизансцене используются ролики, но восторженное удивление от этого не пропадает. 

Контрастно, с особым остроумием динамику сцены и роскошество костюмов в танце с «китайскими фонариками» оттеняет пародийная четверка белых лебедей-мужчин в пачках. Квартет выполняет роль своеобразных цирковых коверных. Когда один из комических лебедей, «поскользнувшись» грохается на пол, шеститысячный зал Кремлевского дворца дружно заливается детским счастливым смехом.

Несомненным суперхитом стал остроумно придуманный и безупречно исполненный концертный номер мирового балетного репертуара - «Танец маленьких лебедей». В этом номере можно усмотреть своеобразный эстетический манифест постановщика: «перевернуть все с ног на голову». Метафора воплощена буквально. Номер исполняют юные лягушата, двигаясь и танцуя... на руках! «Танец маленьких лягушат» имеет поистине феерический успех у публики, примиряя, кажется, как противников, так и почитателей постановки. Такое, как принято говорить, лучше один раз увидеть...

Надо сказать, что работа ног у танцовщиков доведена до совершенства. А у исполнительницы партии Одетты Ву Женг Дан - до абсолютного совершенства. «Взмахи лебединых крыльев» артистка передает ногами с той же выразительностью, с какой балерины делают это руками. 

Но главным чудом спектакля стал номер Зигфрида и Одетты с их кульминационным адажио Лебедя и Принца. Это - мегахит постановки, удачное сочетание хореографии (с тактичными отсылками к каноническому тексту) и акробатики высочайшей сложности, в которую вплетены выразительные балетные позы. Как уже говорилось, именно это выступление было увенчано «цирковым Оскаром» на Международном фестивале цирка в Монте-Карло. Блестяще адаптированное к более выигрышным по зрелищности условиям сцены, акробатическое адажио «Восточный лебедь» из Гуандуна несомненно выиграло.

Сюжет «доигрывается» до счастливого финала. Злодей Ротбарт и коварный черный Лебедь-Одиллия повержены. А обретшие счастье влюбленные появляются в красочном обрамлении «расцветающих» на глазах ярких букетов. Этим цветочным апофеозом (иллюзионный трюк) и завершается блестящий китайский спектакль. 

Владимир СЕРГУНИН,
кандидат искусствоведения



Стали артистами... свиньи

Свиньи - что люди 

В день моего прихода хрюшки отдыхали в вольерах - устали. Дрессировка проходит рано утром, к обеду маленькие артисты уже отдыхают. В вольерах сопят пятеро взрослых «пятачков» - Масяня, Чапа, Красавчик, Пятачок и Босс. Кстати, полтора месяца назад Масяня принесла потомство: появилось пять очаровательных поросят - Вениамин, Степ-Степыч, Сима, Жора и Гоша. 

Идея завести в цирке дрессированных хрюшек пришла молодому артисту Алексею Кувалаки несколько лет назад, и он свою мечту осуществил. 

- Дрессированные львы и тигры - это сейчас уже достаточно привычно, - рассказывает Алексей. - А вот свиньи на манеже - редкость. В Подмосковье есть специальная ферма, где разводят этих малышек. Росгосцирк выделил деньги на закупку животных, а они достаточно дорогие. Маленький поросенок стоит около 500 долларов. Большие и того дороже. 

Алексей сравнивает свиней с людьми. У каждого свой характер. Например, Красавчик - энергичный, заводной, но в то же время пугливый. Его кормить с рук очень сложно. Зато Босса кормить - одно удовольствие. Свин доверчив к людям и бесстрашен. Не смотри, что карликовый. Может полезть драться даже на более крупного и сильного зверя. А вот Чапа, напротив, очень пуглив, всего боится. 

Рождение номера 

Специфика дрессировки хрюшек в том, что они очень хорошо работают пятаками. Любят мячиками играть. Но в дрессуре вместе играют почему-то неохотно. Здесь очень важно проявлять наблюдательность и замечать, что нравится хрюшкам, а что нет. Трюки должны рождаться естественно. Животных нельзя ломать. Без учета темперамента тоже не обойтись.

Красавчик - самый прыгучий, хорошо запрыгивает на барьер. Босс - тоже хоть куда, но ему не всегда нравится спрыгивать с барьера. Пристрастия проявляются в играх. Один, шествуя по бортику, как-то обогнал другого. Алексей за это зацепился: значит, поросенку нравится. Важно момент закрепить и развить. Босс очень любит со всеми толкаться, он лидер в команде. 

- Зашел как-то к Боссу в вольер с миской еды, сел на стульчик, так хрюн от радости мне на шею сел! - смеется Алексей. - Получилась такая забавная картинка: я сижу, и сверху на мне поросенок. Я его сгоняю, он меня начинает пихать, выталкивать. Из таких сцен жизни и рождаются цирковые номера. 

Алексей сейчас готовит цирковой номер со свиньями, туда будут входить еще два вида экзотических животных, но какие именно - пока секрет. Известно только, что в номере выступят и хищники. 

А лужа все-таки лучше 

Рацион у хрюшек самый разнообразный. Разные каши - перловка, гречка, геркулес, горох. Овощные салаты из лука, моркови, свеклы, капусты и картофеля. В качестве минеральной подкормки дают мел, а еще витамины и веточки. Последние для них не только подкормка, но и игрушки, и точилки для зубов. 

Но самое большое лакомство - сыр и фрукты: яблоки, груши. Лакомство дается только тем, кто отличился на репетиции. Успех важно закрепить поощрением в виде вкусности. После репетиции хрюшки едят сено. 

Главное - проследить, чтобы животное не переедало, иначе обленится и в номере участвовать не будет. 
Как рассказал Алексей, свиньи - вопреки распространенному мифу - животные чистоплотные. В туалет ходят в строго отведенном месте. Но в лужах на улице все-таки любят поваляться, как заправские хавроньи. 

Ну а пока Алексей растит новую смену - начал заниматься с новорожденными пятачками. Приучает их к рукам. Хрюны охотно встают на задние лапы и играют с резиновым мячиком. Растут будущие артисты! 

Андрей ТРОХИН
г.Ярославль


Вильямс Труцци: необыкновенные приключения итальянца в России

Лирико-романтическая история, ставшая драматической из-за дуэли с сыном венецианского дожа, вынудила маркиза Антонио Франкони бежать в 1784 году во Францию. Вместе с борзой и птицами оставил он Италию. Дома он дрессировал их ради развлечения, на чужбине они сделались его кормильцами. Итальянский маркиз стал артистом бродячего цирка.

Его встреча в Лионе с гротеск-наездником Эрнесто Жиле положила начало новому цирковому делу. А через несколько лет Антонио Франкони - уже известный во Франции артист, вписавший немало славных страниц в историю конного цирка. Он занимался дрессировкой лошадей, укрощал диких зверей, организовывал бои быков и сам в них участвовал. И, наконец, стал директором собственного цирка.

С 1793 года Франкони выступает со своей труппой в Париже. Он арендует цирк Астлея. Во время французской революции 1789-1794 годов его цирк был самым демократическим зрелищем. Антонио первым начал ставить пантомимы, и весь революционный Париж смотрел его «Смерть Мальбрука», «Путешествие Ннкодема на Луну» и другие.

Сыновей Антонио уже не устраивал и более поздний, выстроенный отцом цирк у старого капуцинского монастыря. Два года спустя после его смерти Анри и Лоран выстроили «Цирк Олимпик», сохранивший свое название и поныне.

За семьей Франкони утвердилась слава лучших дрессировщиков лошадей, наездников, жокеев, постановщиков пантомим и поставщиков лошадей во дворец. Наполеон даже присвоил Лорану титул «первого наездника Франции». Придворным профессором верховой езды был и сын Лорана Виктор - основатель первого ипподрома в Париже.

А сын Анри Александр вернулся на родину своего деда Антонио, в Италию. И открыл в Милане цирк, носящий его имя. Шесть лет спустя он умер. Его вдова Луиза Бузани вышла потом замуж за циркового артиста Максимилиано Труцци, и этот брак объединил три поколения итальянских цирковых фамилий: Франкони, Бузани и Труцци. При этом два сына Александра, Рудольфе и Жижетто, приняли фамилию отчима - Труцци.

В последующие двадцать лет семья Труцци становится все более популярной не только в Италии. Об известности ее говорит и приглашение на гастроли в Россию, полученное от антрепренера Альберта Соломонского. И с 1880 года вся семья во главе с Максимилиано: мать Луиза, сыновья Энрико, Рудольфе, Жижетто и дочь Эстерина - в России. У них всего пять лошадей. Но в репертуаре и вольтиж, и высшая школа верховой езды, и езда без седла, и мимические сценки на лошади...

Трудолюбивая семья приобрела в России много друзей. Одним из них стал молодой начинающий русский клоун Анатолий Дуров. Не без участия нового друга в 1884 году в Казани состоялась романтическая свадьба Жижетто и молодой наездницы Александрины Перес. Молодые люди венчались против воли отца и родственников невесты. Венчание состоялось в сельской церкви, куда невеста приехала сразу после циркового представления в костюме турчанки...



Шапито

Вооружение, воздвигнутое в городском парке, мало напоминало инженеру Семенову цирк его далекого детства. Раскинувшийся на тонких канатах шатер метался из стороны в сторону под сильными порывами ветра и, казалось, в любое мгновение мог взмыть в небо или рухнуть - поэтому Семенов не без опаски переступил его порог.
Представление уже началось, и попытка занять в темноте свое место на верхнем ярусе вызвала яростное шиканье зрителей. Семенову ничего не оставалось, как усесться в первом ряду партера, у самого входа.
На манеж выбежали веселые клоуны. Один из них, Рыжий, приветствовал публику вскинутыми вверх руками и почему-то заговорщически подмигнул Семенову. Следом на арене появился могучий атлет и, яростно кряхтя, принялся выжимать огромные гири, один вид которых вызывал восторженный трепет. А Рыжий, подзадоривая публику, призывал всех желающих испытать на себе их тяжесть.
Неожиданно он подскочил к Семенову и, схватив за руку, громко воскликнул:
- Вот человек, в глазах которого я читаю большое сомнение! Прошу вас на арену!
Семенов густо покраснел и попытался вырвать свою руку из цепких объятий, но Рыжий больно наступил своим огромным башмаком ему на ногу и прошипел:
- Хватит валять дурака!
Инженер с трепетом ступил на ковровую дорожку. Он понимал, что чудовищные гири не удастся даже оторвать от помоста, но очень уж не хотелось разочаровывать милого клоуна, выбравшего из всего зала именно его. Собрав в кулак всю свою волю, Семенов отчаянно рванул гирю вверх - и... взметнул ее над головой.
Гиря неожиданно оказалась не такой уж и тяжелой. 
У Рыжего отвисла нижняя челюсть, а посрамленный атлет злобно зашипел на клоуна:
- Ты кого сюда привел, идиот?
Рыжий быстро взял себя в руки и приторно-сладким голосом объявил насторожившейся публике:
- Не перевелись еще настоящие богатыри в вашем славном городе! Давайте проводим местного Геракла бурными аплодисментами!
Гиревик до хруста костей пожал инженеру руку и с убийственной улыбкой произнес:
- Поздравляю, коллега!
Под шквал аплодисментов Семенов вернулся на свое место. Соседи по сектору с недоумением посматривали на его воробьиные бицепсы, зато пышногрудая блондинка слева подарила инженеру многообещающую улыбку.
Вторым номером программы шел фокусник-иллюзионист. Для затравки он показал пару простых карточных трюков, достал из пустой шляпы тощего кролика и с аппетитом проглотил несколько шпаг. Затем на манеж вынесли большой черный ящик с лежащей внутри очаровательной ассистенткой. Иллюзионную часть должно было увенчать распиливание девушки пополам. Фокусник поднял над головой стальную пилу с акульими зубами, а Рыжий вновь предложил зрителям убедиться в подлинности инструмента. К Семенову он почему-то уже не подходил, лишь бросал в его сторону опасливые взгляды.
Соседка-блондинка призывно посмотрела на Семенова, и тот решился. В конце концов, сегодня был его день!
Рыжий так и застыл в нелепой позе с полуоткрытым ртом, когда Семенов вновь выскочил на манеж. Выхватив из рук растерявшегося иллюзиониста пилу, он подбежал к черному ящику и тут же принялся за дело. Пила вгрызалась в сухое дерево с таким жутким хрустом, что впечатлительный цирковой оркестр заиграл похоронный марш. Из оцепенения всех вывел жуткий крик обезумевшей от страха ассистентки:
- Уберите от меня этого Чикатилу!..
У Семенова с трудом отобрали пилу и вновь усадили его на место. На этот раз для подстраховки рядом с ним сел гиревик, который с нескрываемым удовольствием до боли стискивал колени своего недавнего коллеги. Циркачи демонстративно не замечали недовольства публики: представление продолжалось.
На арену выбежали большие африканские львы. Под умелым управлением дрессировщика они творили чудеса: прыгали в огненные кольца, выстраивались в живую пирамиду и даже танцевали вальс на задних лапах. Зрители, забыв предыдущие недоразумения, просто выли от восторга. Семенов с завистью смотрел - и понимал, что мог бы не хуже. 
Наконец, оркестр заиграл барабанную дробь, и на манеже вновь появился Рыжий.
- Смертельный номер! - громко объявил клоун, и уже открыто погрозил Семенову большим кулаком.
Дрессировщик откинул шляпу и медленно подошел к самому крупному льву, который во время номера неподвижно восседал посреди арены. Он раздвинул руками страшную пасть и смело засунул туда голову. Пышногрудая соседка Семенова громко ойкнула и этим отвлекла внимание верзилы, который ослабил свою стальную хватку. Семенов в два прыжка оказался на манеже, оттолкнул дрессировщика и глубоко нырнул головой в пасть хищника...
К удивлению безрассудного инженера, в пасти его встретил хриплый человеческий голос, отдающий чесночно-водочным перегаром:
- Ты, осел... башкой верти поаккуратней! Тут тоже живые люди сидят!
...Семенов уже не слышал, как под напором возмущенной публики лопались канаты шапито, и не видел, как, потеряв свой парик, Рыжий, теперь уже совершенно лысый, пытался спрятаться от разъяренных зрителей, зарывшись в манежные опилки. Он отрешенно брел по темной улице и растирал рукавом скупые мужские слезы. Вот так легко и безжалостно, за один вечер, была разрушена волшебная сказка его далекого детства.
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2006 ЗАО "Виктор Шварц и К"