2006

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"

 

Юная смена манежа

Всякий раз, когда входишь в это здание, почти реально чувствуешь царящую здесь атмосферу циркового мира. И не только потому, что молодежь спокойно не ходит, а носится: то на высоких скоростях, то вприпрыжку, то что-то напевая, то чем-то жонглируя. А еще и потому, что в этих стенах учились и учили своих учеников многие известные во всем мире артисты. 

Итак, выпускные экзамены в ГУЦЭИ. В каждом номере будущие мастера должны показать и доказать, что хоть завтра готовы пополнить ряды артистов и начать путь - как сказал один из молодых жонглеров, ничуть не сомневаясь, - восхождения к звездам. На меньшее, по-моему, и остальные не рассчитывают.

Вот к членам экзаменационной комиссии, которую возглавляет генеральный директор Росгосцирка, народный артист СССР и России Мстислав Запашный и к взволнованным зрителям, среди которых много родителей и друзей выпускников, выходит Кристина Мкртчян. В ее номере «Игра с хулахупами» придумать что-то новое непросто. Но Кристина вместе со своими педагогами Ю.Георгиевой и И.Воеводиной сделала акцент на внешнем рисунке, на композиции этой игры. Мощнейшая динамика исполнения, от которой дух захватывает, в сплаве с точным и эффектным музыкальным оформлением сделали работу девушки впечатляющей и высоко оцененной комиссией.

Вслед за группой акробатов-вольтижеров покорять воздух над манежем вышла Мария Орлова. Ее номер очень необычен, потому что «партнером» под куполом у Марии стал склеенный из металлических трубок куб. В полете с ним воздушная гимнастка исполнила сложнейшие трюки и также получила высокую оценку.

А затем зрителей и экзаменаторов покоряли Наталья Логвинова в пластическом этюде, Константин Горбачев в гимнастических номерах на трапеции, Екатерина Тархова со своим «Прозрачным танго», Гор Исаджанян, жонглировавший веселыми кубиками. Каждому из них были выставлены положительные оценки, а лучшим вручили денежные премии от компании «Росгосцирк» и от других организаций.

- Еще вчера мы общались с вами как учителя с учениками, - сказал в обращении к выпускникам Мстислав Запашный. - Долгих четыре года вы готовились к этому дню, а пролетел выпускной спектакль буквально как мгновение. Но, расставаясь с этим домом, мы не расстаемся друг с другом. И уже завтра будем общаться как коллеги по манежу, как люди, влюбленные в большое и прекрасное искусство - цирк. 

Евгений СИНИЧКИН
 




Памятник Карандашу и Кляксе

Прообразом скульптуры стал клоун Карандаш, сценический персонаж народного артиста Советского Союза Михаила Румянцева. Этот выбор был сделан не случайно. Румянцев часто бывал на гастролях в Гомеле и любил город над Сожем, о чем свидетельствует сохранившаяся переписка. Выдержка из одного такого письма со словами «с благодарностью городу и гомельчанам» найдет свое место в композиции. 

Над скульптурой работал известный гомельский скульптор Вячеслав Долгов. Карандаш предстал перед гомельчанами в клоунской одежде, котелке и на пару со своей неизменной спутницей - собакой Кляксой.
Композиция разместилась на невысоком постаменте, а вокруг него выложен светодиодный тротуар, который светится в ночное время суток. Подобная скульптурная композиция стала первой в городе.

С Беларусью связан один важный эпизод в биографии артиста. В 1928 году во время обучения в школе циркового искусства по классу акробатов-эксцентриков Карандаш проходил в Белоруссии свою первую практику. Цирк-шапито, к которому он был прикреплен, проехал по маршруту Смоленск - Витебск - Полоцк - 
Борисов - Могилев.



«Обратной дороги с арены нет...»

Аттракцион, созданный молодыми артистами, действительно уникальный. Чтобы понять это, достаточно просто перечислить животных, которых дрессировщикам удалось сделать настоящими цирковыми артистами: верблюды, африканские страусы, большие красные кенгуру, лама, зебра, леопарды, пони, крокодилы, питоны, несколько пород собак и два с половиной десятка крыс... Список действительно впечатляет. 

- Сергей, как вам удалось создать аттракцион со столь разными, абсолютно несовместимыми в природе животными?

- Вообще-то, начать, наверное, следует издалека, ведь к дрессуре я пришел далеко не сразу: это связано и с судьбой нашей династии, и с моей личной судьбой... 

На манеже я начал работать с десяти лет, и сразу у знаменитого конного дрессировщика Александрова-Сержа... Ну мне просто здорово повезло, потому что получилось это благодаря отцу, который  работал в его аттракционе до самой пенсии. Когда папа ушел, я продолжал работать у Александрова-Сержа - в номере «Жокеи-наездники». А потом произошло то, что рано или поздно происходит со всеми цирковыми артистами: мне захотелось сделать свой собственный номер... 

- Насколько знаю, у вас это получилось, хотя его жанр к дрессуре не имел никакого отношения. 

- Да. Понимаете, я ведь рос в цирке, вместе с родителями мотался по конвейеру все детство, даже не помню уже, сколько школ сменил. А цирковые - конечно, если речь идет о настоящих цирковых артистах, - как правило, знают если и не все, то многие жанры нашего искусства. Это - традиция, и по сей день существующая в династийных семьях. Поэтому я мог выбрать себе жанр из нескольких сразу и сделал номер «Акробаты на русских палках». С ним мне удалось побывать в Финляндии, Японии, Гонконге, Португалии и на Филиппинах. 

- Вы упомянули слово «династия». Значит ли это, что ваша будущая профессия была предопределена с рождения, что фактически у вас не было выбора? Ведь многие считают, что именно так и выглядит проблема цирковых детей... 

- Возможно, для кого-то это действительно проблема, но не для меня! Цирк ведь не просто вошел в мою жизнь с тех пор, как себя помню: он всегда был для меня самой жизнью... Мой дед был артистом цирка, он окончил цирковое училище еще в 1937 году. В цирке родился и мой отец. Ну, папа - с ним все было ясно, он определился для себя очень рано: и по сей день считает, что лучшие в мире животные - лошади, говорит, что лошадь - это не просто животное, а преданный человеку товарищ, понимающий каждое слово, даже мысль... 
Это я, как видите, поначалу перебирал жанры, искал себя. Но чтобы заниматься этим поиском вне манежа? Боже упаси, таких мыслей у меня и в помине никогда не было. 

- Давайте вернемся к тому, что вы назвали судьбой - и профессиональной, и личной... 

- Все началось с того, что я встретил Лену и влюбился без памяти... Конечно, одна из цирковых традиций состоит еще и в том, что семьи у нас чаще всего создаются, можно сказать, «внутри манежа». В этом смысле я, если хотите, человек традиционный. Только это не значит, что женимся мы по необходимости, а не по любви!

Моя жена - представительница одной из самых старых цирковых династий - Федотовых. И мысль создать аттракцион с экзотическими животными у нас с ней родилась после свадьбы. Мы приступили к осуществлению своего замысла в 1997 году. А спустя полтора года уже поехали на первые гастроли... 

- Для аттракциона с животными - фантастически короткий срок, особенно если учесть состав ваших 
четвероногих артистов... Как вам это удалось?

- Наш аттракцион действительно стартовал в 1999, в Кривом Роге, и он действительно был сделан довольно быстро. Почему так получилось? Потому что животных дрессировали и вводили постепенно. 
Поначалу мы купили верблюдов, пока репетировали с ними, подкупали по мере возможности остальных. Понимаете, если бы мы приобрели сразу все 25 голов, репетировать пришлось бы 48 часов в сутки, которых в этих сутках в два раза меньше... 

Нам дали в самом начале отрепетировать фрагменты аттракциона совершенно бесплатно в Ивановском цирке. Там животные привыкали к манежу и к зрителям... Понимаете, в принципе мы начинали не с пустого места: делали новый вариант, новую постановку старого аттракциона Бориса Федотова. 
Репетировали мы с самого начала с известным цирковым режиссером Москвиным, и вдруг произошло несчастье - в самый разгар работы он умер... Доделывали «Сафари» уже самостоятельно. Все - сами: репетировали, подбирали музыку, придумывали и шили костюмы... Было, конечно, трудно, но в цирке легкой работы нет и отродясь не было. Ну, что касается настоящего и даже будущего... Наши с Леной дочери уже работают на манеже. 

Старшая начала работать высшую школу верховой езды, младшая - в номере «Дрессированные собачки». Проблем с выбором профессии у девочек так же, как в свое время и у меня, слава богу, не наблюдается... И сам аттракцион у нас тоже обновляется постоянно: недавно выпустили новый номер «Бокс кенгуру». Зрителям нравится, и он на самом деле забавный и зрелищный. 

- Сергей, немногие знают, что вы имеете прямое отношение к фильму «Сибирячка», вышедшему в начале прошлого года и сразу завоевавшему горячие симпатии зрителей... 

- Фильм в самом деле замечательный! Он снят по роману Лидии Чарской, писательницы, совершенно забытой в советские времена. Там одна из основных линий сюжета рассказывает, и очень реалистично, о жизни артиста цирка. Конечно, сами артисты, исполнявшие главные роли, по определению не могли делать трюки с леопардами, появляющиеся по ходу развития сюжета. Леопард, между прочим, зверь действительно опасный, в первую очередь непредсказуемостью своего поведения... Мы с Еленой стали в «Сибирячке» дублерами во всех эпизодах, связанных с цирковыми животными. 

- Я знаю, что у цирковых артистов редко бывает какое-то хобби: ваш постоянный ежедневный труд, фактически без отпусков и выходных, просто не оставляет на это времени... Однако ваш отец Александр Нестеров в этом смысле, кажется, исключение... А вы?

- Начну я все-таки с папы. Действительно, мой отец - настоящий коллекционер. Собирал он, да и сейчас собирает, например, марки: по его коллекции можно изучить географию лучше, чем по учебникам. Но самая его известная коллекция, о которой вы, видимо, и слышали, - конечно же, та, что посвящена истории нашего отечественного цирка, Ее видеочасть просто уникальна!

Когда-то, кажется, еще в 1957 году, дед привез ему из гастрольной поездки первую кинокамеру. Вот тогда-то отец и начал снимать номера артистов цирка, ведь он гастролировал по всей России и за рубежом! Позднее у него, конечно, появилась видеокамера. 

Наверное, понятно, что его видеозаписи - это не просто развлечение? Ведь не только многие номера, но и многие жанры сейчас понемногу исчезают с арены - жаль, но это правда. И вот - приходит в цирк юный начинающий артист, а ему остается только прочитать про какой-то уникальный номер прошлого, потому что никто и нигде его уже не работает... А у папы он, этот номер, есть в записи! Поверьте, никакое описание номера, даже самое детальное, не заменит личного впечатления от него! Одно дело - слышать фамилию уже умершего артиста и о том, какие чудеса он творил на манеже, и совсем другое - увидеть это собственными глазами... 

Знаете, сколько жанров мы на самом деле потеряли? Батуты в полете - где они? Нету! Практически не стало буффонадных коверных, жокеев в конном жанре, совсем не стало па-де-труа на лошадях... У отца же все лучшие образцы этих потерь есть! И если найдутся артисты, которые захотят восстановить утерянное, - пожалуйста, они смогут увидеть, каким был и должен быть этот жанр. 

- Есть ли у вас какие-то увлечения помимо цирка?

- Наследственность - великая вещь, с ней не поспоришь... Я, знаете ли, тоже коллекционер: когда-то, вслед за отцом, собирал марки, точнее - пытался продолжить папину коллекцию... Теперь коллекционирую значки и календарики... 

- Вы постоянно упоминаете о своей династии, семье, теперь вот о наследственности заговорили. По-вашему, все это и лежит в основе цирковой судьбы?

- Ну, не так в лоб... Цирковая судьба - она, если так можно выразиться, из множества составляющих. Работа артиста цирка зависит от массы условий, а успех - еще от большего их количества, как ни одна другая профессия. Помимо таланта необходимо и удачное стечение обстоятельств, и просто везение, чтобы артист расцвел по-настоящему... 

Что касается династийности - да, на мой взгляд, это очень важно - в прямом смысле слова впитать любовь к будущей профессии, как принято говорить, с молоком матери. 

На самом деле редко встретишь циркового артиста, чьи родители, дедушки и бабушки не имели бы к манежу вовсе никакого отношения. Я бы сказал так: арена не привечает случайных людей. Только таких, которые, однажды переступив барьер манежа, как выразился как-то Мстислав Михайлович Запашный, никогда уже не найдут в себе силы перешагнуть через него в обратную сторону!

А вообще-то, цирк - вещь «заразная». И «неизлечимая». Один раз заболеешь всерьез - считай, пропал навеки!

Ирина НОВИЧКОВА



«Солнечный цирк» обратился к «Битлз»

Новая программа полностью построена на музыкальном наследии великой ливерпульской четверки. Мелодии и песенки «жуков» как только появились в 60-е годы, сразу сделались любимыми для молодежи всего земного шара. 

Международный исполнительский состав «Солнечного цирка» (здесь работают более шестидесяти артистов из многих стран мира) только подчеркивает это обстоятельство. Неукротимая энергия юности клокочет и бурлит во всех номерах программы: ею наполнены выступления воздушных гимнастов, она особенно характерна для трюков экстремальной опасности и танцевальных номеров «фри стайл». Мастера акробатики подготовили программу, включающую самые изощренные элементы всей гаммы современного молодежного танца от брейка и латино до айренби и белли-данса.

Среди создателей концепции этого красочного и необыкновенно зрелищного представления называют обычно Ги Лялибертэ, в прошлом аккордеониста и артиста на ходулях, а ныне - члена правления цирка и непременного участника всех новых постановок, необычных задумок и вообще нововведений самого широкого спектра. Еще один организатор шоу - Доменик Шампань, пришедший в цирк из театра и нашедший здесь всеобщее признание и применение всем своим разнообразным талантам. Ну и, конечно же, не обошлось без Жиля Сент-Круа, одного из создателей самого «Солнечного цирка»...


«Бабуля едет в Голливуд»

«Цирке Большого яблока» Барри уже двадцать четыре года. В 1974 году он окончил клоунский колледж «Ринглинг, Бейли и Барнум», работал в нескольких провинциальных антрепризах, выступал на телевидении, играл в театре и даже был полноправным членом профессионального танцевального ансамбля. В 1978 году он пришел в «Цирк Большого яблока» никому не известным коверным, а сегодня заведует здесь всей клоунадой, определяет направление развития этого жанра в своем цирке, его портрет висит в 
Международном холле цирковой славы. Несколько лет назад Лубин создал комедийный «Театр животных», где особенным успехом до сих пор пользуются программы «Поросячьи трюки» и «Когда лошади смеются».

Идея комического образа бабушки-клоуна разработана вместе с Майклом Кристенсеном и Стивом Смитом. «Бабуля» была задумана как развернутая веселая пародия на американскую киношную кухню с экскурсами в самые разнообразные периоды ее истории. Тут есть все: гримасы и утрированные телодвижения немого кино, преувеличенная патетика костюмированных исторических трагедий, сверхзакрученная фантастика с самыми современными наворотами, леденящие кровь триллеры и саспенсы и комедии «просто, чтоб поржать». Захватывающий мир Голливуда, перенесенный со всеми его прибамбасами на цирковой манеж, неожиданно дал в результате очень зрелищный и содержательный спектакль.

Оказалось, что две эти стихии, цирковая и кинематографическая, прекрасно уживаются вместе и даже во многом дополняют одна другую. В суматошную атмосферу съемок, поисков актеров, закулисных склок и бешеной рекламы как нельзя лучше вписались дерзкие трюки цирковых мастеров: воздушных акробатов, клоунов, жонглеров и даже номера с дрессированными животными.

Но в центре внимания была, конечно, «бабуля» - добрая и смешная нью-йоркская старушка, попавшая вдруг в самое пекло кинематографических страстей. Публика покатывалась со смеху, наблюдая за ее приключениями в Голливуде. Бабушка-то оказалась еще та: бегает и скачет по проволоке, жонглирует чемоданами и делает такие кульбиты, что будь здоров! На представление ходили семьями, и не по одному разу, а первый вопрос при встрече знакомых был такой: «Ну что, «бабулю» уже видели?».
Создатель «Цирка Большого яблока» Пол Байндер родился и вырос в Нью-Йорке. В семнадцать лет он поступил в дартмутский колледж, готовивший специалистов по административной работе и корпоративным финансам, но, окончив его, стал не бизнесменом, а актером: настоящее влечение Пол чувствовал только к игре на сцене. Потом работал в разных театрах Нью-Йорка, на телевидении в Бостоне, в труппе мимов в Сан-Франциско...

Кстати, в Сан-Франциско он познакомился с Майклом Кристенсеном, скоро ставшим его самым близким другом. Вдвоем они отправились в Европу, где сначала зарабатывали на жизнь, выступая как уличные жонглеры, пока не попали на сцену «Казино де Пари», на французское телевидение и в конце концов в «Новый парижский цирк» Анни Фрателлини, который и стал для них, собственно, академией циркового мастерства. 

Вернувшись в Штаты в 1977 году, друзья привезли с собой давнишнюю мечту: создать в Нью-Йрке цирк, который бы сочетал в себе театральное мастерство актеров и изощренное цирковое искусство. Так зародился «Цирк Большого яблока».

Интересна история возникновения этого прозвища, которое закрепилось за Нью-Йорком с 1930-х годов. Выражение «big apple» (большое яблоко) пришло из сленга джазовых музыкантов. В 20-е и 30-е годы прошлого столетия Нью-Йорк был Меккой для любителей джаза, и в их кругах стала популярна такая фраза: «На яблоне много разных яблок, но если тебе посчастливится сыграть в Нью-Йорке, то считай, что самое большое яблоко у тебя в кармане».

С тех пор прошло много лет. За заслуги в области циркового дела для бывшего своего выпускника Пола Байндера дартмутский колледж учредил специальную почетную докторскую степень изящных искусств. Две докторские степени гуманитарных наук он получил от института Пратта и колледжа Род-Айленда, а Нью-Йоркский комитет по историческим памятникам города принял решение именовать его впредь «живой достопримечательностью Нью-Йорка».

Создатель смешных программ, потешных нововведений и уморительных реприз Майкл Кристенсен - одна из самых известных фигур среди клоунов всего мира. Он является автором «Нью-Йоркской медицинской программы для престарелых клоунов», опекающей и обеспечивающей лечение цирковых актеров этого жанра, ушедших на пенсию. Майкл - заметная величина в сфере циркового образования.

Созданному им комическому образу «доктора Стаббса» давно уже стали узки рамки только «Цирка Большого яблока». В этом образе Майкл Кристенсен выступает на международных конференциях и семинарах, посвященных проблемам профессиональной подготовки клоунов. Когда доктор Стаббс читает лекции и тут же на сцене иллюстрирует свои слова комическими сценками, аудитория вопит от восторга. Его приглашают читать лекции по вопросам призрения и обеспечения старости цирковых актеров преклонного возраста во многие страны мира.

За неустанную благотворительную деятельность ему присвоена Высшая гуманитарная премия имени Рауля Валленберга, приз Общества Реда Скелтона и приз «Золотой нос» Северо-восточной клоунской конвенции. Майкл Кристенсен считается одним из крупнейших авторитетов, разрабатывающих вопросы лечения детских заболеваний средствами юмора и смехотерапии. Он желанный гость во многих американских клиниках, куда иногда приезжает, чтобы полечить детей смехотерапией.

В веселом представлении «Бабуля едет в Голливуд» сверкают своими талантами представители циркового искусства многих стран. Пол Байндер гостеприимно приглашает в свой цирк всех замечательных артистов веселого жанра: структурная композиция спектакля такова, что может вместить в себя любого актера и любой трюк. В нынешнем сезоне в «Яблоке» будут выступать: группа китайских акробатов «Ань-Хуэй», российские воздушные гимнасты Гарамова и Сергея Акимова, «Семья Олато» - знаменитые дрессировщики собак из Чили, итальянский чревовещатель Уиллер Николоди, Ясмин Смарт - наездница-эквилибристка из Англии и многие, многие другие.

Валерий Павлов



Мстислав, внук Мстислава

В петербургском цирке «Автово», где идет сейчас программа «Триум ХХI века: тигры на зеркальных шарах» Мстислава Запашного (младшего), готовили один праздник, а в итоге отметили сразу два...

Индийской слонихе Ранни, которая выступает в этой программе, исполнилось 35 лет. В честь ее дня рождения и прошел запланированный праздник. Ранни одели цирковой костюм, а Мстислав Запашный сделал пятитонной имениннице подарок.

Но не прошло и недели, как Мстислав объявил еще об одном, самом значительном для него празднике: жена артиста Ирина родила сына.

- Мы с женой думали, что это случится только через две недели, и не подготовились, - рассказал Мстислав. - Врачи приезжают, а мы без документов, как бомжи. Говорят: не можем везти вас в элитный роддом, можем только туда, где принимают без документов. Мы попали в 16-й роддом в Купчино. Там оказалось очень чисто, персонал приветливый, вежливый, хотя мы не говорили, кто мы.

Запашный хотел присутствовать при родах и попросил врачей сообщить ему, когда начнется. Но не успел даже выкурить сигарету, как мальчик родился. Вес - 3600 г, рост - 54 см, настоящий богатырь. Назвали Мстиславом, как отца и деда. Кстати, дед мальчугана тоже появился на свет в городе на Неве в мае 1938 года, во время гастролей своих родителей.
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2006 ЗАО "Виктор Шварц и К"