2006

Издательский дом "Виктор Шварц и К*"

НаверхДомойКарта сайта

Частная
жизнь

Женские
дела

Тайная
власть

Зигзаг
удачи

Врачебные
тайны

Очная
ставка

Поле
чудес

Спец
выпуски

Спецвыпуск
"СУПЕРТРИЛЛЕР"

Секреты народных
целителей

Приложение
"Парад-Алле"

Спецвыпуск
"Черный Юмор"


Семьи отдыхают в шапито

Чего только не придумывают в цирке! Сюда приходят на свидание с любимыми  сказочными зверями-героями, здесь совмещается то, что кажется несовместимым, показываются образцы удивительной смелости духа и пластичности тела...

Все это относится и к новому представлению, которое в эти дни, а затем и до октября, можно увидеть в цирке-шапито на юге столицы, в Братеево. Вот на манеж в этом шатре выходят любимые герои сказок - медведь и петух. В отличие от вечного желания полакомиться петушатиной здесь медведь Джим, шагая на задних лапах, носит на ручках, как любимое дитя, Петю с красным гребешком. Вот уж где нет предела восторгу московской детворы! И это еще потому, что вслед за Джимом заслуженный артист России Юрий Эльворти выпускает и других героев сказок. Это и аисты, и веселые попрыгунчики-пудели, и павлины, и даже важный страус, который в течение всего аттракциона самостоятельно и демонстративно расхаживает по кругу арены.

Для взрослых зрителей в новом представлении «На манеже - москвичи» тоже приготовлены сюрпризы. Но об аплодисментах публика вспоминает, уже когда заканчивается номер и спадает напряжение от увиденного. Как, например, в номере «Заклинательницы мечей» эквилибристки Екатерины Михайловой. Поставив на кончик кинжала богатырский меч, она держит в зубах эту убийственную композицию и поднимается по длинному шесту до самой его вершины. Не раз срывают благодарные аплодисменты и другие артисты этой программы: жонглер Сергей Лукин, дрессировщицы Ассель Саралаева и Валентина Филипович, вольтижеры Федор и Светлана Гроссу, целая семья коверных под руководством заслуженного артиста России Александра Шелковникова.

Не забыли организаторы представления преподнести зрителям и выступление звезд манежа международного масштаба. На этот раз под куполом цирка в Братеево высшую лигу, как говорят в спорте, представили воздушные акробаты на ремнях Наталья и Сергей Волковы. Эти молодые артисты уже имеют немало наград, таких как «Серебряный клоун» фестиваля циркового искусства в Варшаве, приз учредителей фестиваля в Монте-Карло, звание лауреатов Всероссийской премии «Циркъ». Трюки, которыми они удивляют публику, как бы подводят логическую черту в этой программе, где удалось соединить простые, несложные, рассчитанные на детвору номера с рискованными акробатическими сальто-мортале, которые достойно могут оценить зрители со стажем и немалым багажом цирковых знаний.

- Так как наш цирк-шапито находится в большом жилом массиве Братеево, где москвичи живут и отдыхают, я назвал бы новую программу семейной, - рассказал нашему корреспонденту директор цирка, народный артист России Михаил Багдасаров. - В наше шапито, расположенное в уютном месте, рядом с набережной Москвы-реки, приходят, как правило, семьями в полном составе.

Сергей КОНДРАТЕНКО
(Фото автора)



Будь здоров, Олег Попов!

Олег Попов обладает поистине планетарной популярностью. Его знают все. На арене цирка он провел полностью всю вторую половину XX века, начиная с 1950 года. Он много раз облетел всю планету - от Мельбурна до Торонто, от Рима до Пекина, от Каракаса до Сиднея. Выступает и в новом тысячелетии. Немецкая публика называет его «Счастливым Гансом», другие - «Солнечным клоуном», а в паспорте - по-прежнему российском - написано знакомое всем имя: Олег Константинович Попов.

А ведь когда-то мысль о работе в цирке казалась Олегу недосягаемой мечтой. Кем только не мечтал стать он в детстве! Когда заболела мама - доктором. Играли в футбол и разбили стекло соседке - стекольщиком. Обуви не было - сапожником. Не было хлеба - пекарем. В 11 лет стал все же слесарем, этому рад и поныне. Потому что весь свой реквизит клоун делает сам. Дом, в котором легенда советского цирка живет сейчас, дорог ему тем, что в нем есть отличная мастерская. Только что-нибудь придумал, тут же спустился этажом ниже и сделал. А мастерская действительно классная. Столярка не замусорена. Оборудована по высшему пилотажу. Целое конструкторское бюро Олега Попова.

Поймать, чтобы поздравить, именинника было делом не простым. Супруга Габриель сочувственно говорила, что он вот-вот должен подъехать. И наконец-то повезло...

- Совсем не чувствую своего возраста, - смеется Попов, принимая поздравления. - И уж тем более не ощущаю себя человеком, как принято говорить, дожившим до 76 лет.

- История мирового циркового искусства, наверное, насчитывает немного случаев, когда артисты цирка с именем, перешагнув 75-летний рубеж, продолжали бы активно выходить на арену?

- Это все зависит от множества обстоятельств. Во-первых, от характера. Лично для меня жизнь без какого-либо дела невозможна. Даже когда врач говорит: «Иди, прогуляйся по улице», то просто так гулять я не могу: должен найти себе цель. К счастью, так сложилась моя судьба, что и в солидном возрасте у меня есть работа, огромное количество дел, на которые мне иногда и 24 часов не хватает. Даже ночью я мастерю, если не спится. Во-вторых, любовь к искусству дает невероятную энергию, желание осуществлять, казалось бы, невозможное. Конечно, для всего этого необходимо здоровье. Вот Хичкоку однажды задали вопрос: какие качества нужны настоящему режиссеру? Он ответил: первое - здоровье, второе - здоровье, третье - здоровье, четвертое... девятое, а десятое - если можно, немножечко таланта.

...Шесть лет тому назад, на 70-летие, Президент России Путин прислал в адрес юбиляра поздравительную телеграмму, которая висит в рамке под стеклом на видном месте. Очередного поздравления с Родины ждал юбиляр и в прошлом году, на 75-летие. Но в последний момент выяснилось, что весточка не пришла. В том юбилейном году государство о нем даже не вспомнило. Забыли и тем самым обидели человека. Нет, не ждал он президентских указов, орденов и «орденских подушечек», ему нужно было простое человеческое внимание, которого, увы, не последовало...

- Насчет возраста у меня смешанное чувство, - признался именинник. - С одной стороны, дожил до 76. С другой - вот уже и 76. Вроде как и отдохнуть пора, возраст. Но на пенсию все же пока не собираюсь...

Александр ТОМАС - 
специально для газеты «Парад-алле»,
Германия



«Есть только миг между прошлым и будущим...»

- Адам Мовсарович, наш разговор хотелось бы начать с одного незаурядного факта, который вошел в вашу биографию и даже объявлен занесенным в Книгу рекордов Гиннесса. Давайте вспомним?

- Да, есть такой эпизод. У моего друга, с которым проработали в цирке не один десяток лет, был большой юбилей, и я решил преподнести ему необычный подарок - рекорд. Ведь мы, цирковые артисты, любим придумывать сами себе испытания. Так вот, на высоте 196 метров над пропастью в Карадахском ущелье я решил пройти по канату более пятидесяти метров без страховки и балансира. И не только пройти, но и выполнить ряд трюков, например, передний и задний кульбиты.

Так получилось, что это совпало с днем моего рождения. И хотя я в отличие от жены человек не суеверный, появилась все-таки предательская мысль: «А вдруг погибну в день рождения?» Сколько бывало таких случаев! Но потом вспомнил, что мама говорила об ошибке в записи даты: я родился не 24-го, а 25 июля. Вот так себя и успокоил.

Готовились мы к такому высотному «путешествию» вместе со специалистами МЧС. Они помогали закрепить трос между скалами. Потом ждали одиннадцать дней, пока утихнет мой главный враг - сильный ветер. Ну а когда настал «час икс», успешно выполнил все задуманное.

Зрителей мы никаких специально не собирали. И тем более представителей Книги рекордов. Пришли все, кто знал о моей задумке. Среди них только один любитель снял проход на пленку, и то не очень качественно. Словом, документы мы специально не оформляли, потому что не ради славы я прошел над пропастью.

- Как известно, и раньше знаменитые канатоходцы пытались не столько удивить публику, сколько доказать, что талантам человеческим нет предела...

- Наш жанр уходит корнями в далекую древность. А истоки его - в потребностях обыденной жизни людей той поры. Предшественниками канатоходцев, например, в Древнем Китае были ремесленники, которые сплетали из джута канаты. По одной из версий историков, испытывая крепость изделия, они растягивали канат между деревьями или столбами, потом взбирались на него и подпрыгивали. Со временем это превратилось в своеобразную игру среди подмастерьев: кто дольше удержится на канате, кто осмелится станцевать, кто не побоится сделать это на большой высоте. Ну а потом наиболее ловкие и сильные превратили свое мастерство в профессию и стали демонстрировать различные номера и трюки перед публикой.

Одни из них, как в Древнем Риме, показывали меткую стрельбу из лука над бассейном или рекой, а затем эффектно прыгали в воду. Другие - устраивали танцы с мечами на канате, под которым укреплялись кинжалы острием вверх.

- И были свои рекорды?

- Конечно. В нашем жанре были и есть свои рекордсмены. У нас в России, например, был такой канатоходец - Федор Молодцов. Он ходил по натянутой проволоке на коньках, переносил на голове кипящий самовар с чашками. Сенсацией стали и его переходы по канату над Невой и Темзой, над водопадом в Финляндии. Так что я не первый и не единственный из тех, кто стремится достигнуть вершин нашего опасного искусства.

- Вы ведь всегда работаете без страховки. И уже это создает у смотрящих на ваши трюки зрителей сильнейшее нервное напряжение. Ну а когда канатоходец Виситаев использует натянутую нить-струну, чтобы лечь в высоте на спину, то невольно вспоминаешь памятную фразу из рекламного телеролика: «Шок - это по-нашему!» Неужели там, между небом и землей, совсем не страшно?

- Главное, что необходимо знать и быть уверенным: ты это умеешь делать. В цирке даже есть такой неписаный закон, который требует, если что-то не получилось на репетиции - делай еще раз, еще десять, если надо - сто раз, пока получится. 

Раньше, в Советском Союзе, всегда действовала техника безопасности. Страховочные тросы (лонжи) - это советское изобретение. Нигде в мире их не используют. Думаю, что артисты, которых надо постоянно страховать - не профессионалы. Ну за исключением, конечно, отдельных трюков. А главной страховкой должно быть мастерство. Если боишься - наверх залезать нельзя.

Поэтому, наверное, чем выше я поднимаюсь, тем больше меня охватывает состояние душевного подъема, ощущение свободы и даже, не побоюсь этого слова, всесилия. Помните, как поется в песне: «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь...»

Начиная работать, я забываю обо всем. В мире остаются только двое: я и канат. Ну и, конечно, моя любимая жена Айна, когда на высоте мы вместе.

- И все-таки, несмотря на сказанное, были случаи, когда вы срывались и врачам приходилось и вас, и Айну буквально собирать по частям.

- Бывало всякое. В 1992-м году, например, разбился на гастролях в Англии. Осветитель не в ту сторону повернул луч прожектора, ослепил, когда я шел по канату. Придя в сознание, увидел кругом белые халаты. Пять из одиннадцати месяцев, отведенных на гастроли, провел на больничной койке. И то - не долежал. С несросшейся до конца рукой продолжил работу.

К сожалению, и Айна не избежала падений. Сорвалась с каната в 1998 году в Санкт-Петербурге. В одном из элементов трюка я через нее должен был прыгать. Но случайно зацепил ее и сам соскользнул. Сам-то успел кое-как рукой удержаться. Тут же оглянулся - а она уже внизу...
В Военно-медицинской академии ее буквально заново восстановили прекрасные специалисты. Помню, когда на третий день она пришла в себя, я пробрался в реанимацию, подошел к ней и прошептал: «Не бойся, все будет хорошо!» А жена еле слышно мне вдруг ответила: «Все равно не надену лонжу».

- После перенесенных травм Айна продолжает работать с вами. Как к этому относитесь? Ведь есть понятие «остаточного эффекта» в движениях тела, да и просто из памяти, наверное, нелегко выбросить последствия такого срыва?

- С женой мы работаем вместе уже двадцать шесть лет. И я понимаю, почему она снова поднялась на высоту. Просто знает, что лучшего партнера у меня нет, мы с ней - одно целое. Рядом друг с другом не только на земле, но и там, на канате, нам спокойнее.

Хотя мы и не из цирковых семей, Айна, как и я, любит цирк с детства и уже не может без него жить. Еще в школе она начала осваивать азы гимнастики в народном цирке города Дербента в Дагестане. Потом работала «каучук», а в 1980 году исполнилась ее заветная мечта - подняться на высоту и оттуда покорять зрителей. Вот тогда-то мы и встретились в программе известного канатоходца, народного артиста России Яраги Гаджикурбанова. С тех пор всегда вместе. Так нам легче готовить новые номера и трюки и, если уж случилось, восстанавливаться после травм. Это мой самый близкий человек и помощник во всем.

- Вы рассказали о начале пути в цирковое искусство Айны. А как попал на манеж сам Адам Виситаев?

- В жизни нередко все определяет случай. Так произошло и со мной. Когда мне было десять лет, в наш аул в Введенском районе тогдашней Чечено-Ингушетии приехали цирковые артисты. На площади натянули канат и потом они показывали свое мастерство. До сих пор не могу объяснить почему, но я тут же заразился желанием сделать на высоте то же самое.

Конечно, как и все мальчишки, любил лазать по заборам, порой рискуя сорваться. Но здесь почувствовал: меня ждет совсем другое. И потому, когда у артистов был выходной, а их канат, связанный из конских волос оставался натянутым, я стянул у них балансир и, пока никто не видел, повторил проход по всей длине. Все получилось здорово, хотя никогда раньше этого не пробовал.

Потом удалось натянуть трос у нас в саду на высоте трех метров и постоянно на нем тренироваться. Хотя сам не знал, для чего. Но мое увлечение было замечено соседями, и я, подросток, стал получать приглашения выступить то на свадьбе, то на чьем-то юбилее, то на каких-то соревнованиях.

Страсть к канату довела меня даже до того, что уехал из дома «на гастроли» с одним заезжим цирком. Но отец, который был тогда председателем сельсовета, быстро нашел меня и вернул, серьезно наказав.

Потом была служба в армии, где я командовал артиллерийским взводом и тренироваться, конечно, не мог. А после армии приехал в Москву поступать в цирковое училище. Там посмотрели на что я способен и, сказав, что мне нечему учиться, позвонили в Тулу, где тогда был на гастролях Гаджикурбанов. «Слушай, - сказали Яраги Исаевичу, - тут парнишка ходит по проволоке лучше, чем по земле. Возьми его к себе!» Так началась моя жизнь в большом цирке...

- Ну и последний вопрос, Адам Мовсарович. Когда с вами общаешься, чувствуешь натуру романтическую, быть может даже слишком отвлеченную от земных проблем. Это, наверное, и определяет вашу любовь к «парению в надземной высоте». Как всякий романтик, вы ведь о чем-то мечтаете?

- Да, я действительно романтичный человек. И состояние моей души - как у восемнадцатилетнего юноши. Поэтому мечтаю, что в ближайшие сорок, а может и более лет, буду продолжать работать. Там, наверху, я всегда счастлив.

Ну и еще одна скромная мечта. Найти себе учеников. Пока это не удается. Хотя повсюду развешиваю объявления: «Требуются партнеры-гимнасты. Обещаю сложную, но интересную работу»...

Беседу вел 
Аркадий КАЗИМИРОВ



Итак, она звалась Антошкой...

Шерсть кота Фрэдди - рыже-каштановая, оттенка, которому может позавидовать любая модница. У Фрэдди есть сестра Нэна, отличающаяся от покладистого братца независимым нравом, и Ирина - прирожденный медик, намурлыкивающий всем, кто в этом нуждается, здоровье. Дополняет компанию крошечный, и сам не больше кошки, терьер Линдсэй... Возглавляет же эту разношерстную семью не кто иной, как знаменитый ныне на всю Европу клоун Антошка: одного его имени на афишах, особенно в далеком от России Дюссельдорфе, где и проживает в последние годы звездный клоун, достаточно для того, чтобы цирковые представления проходили при полном аншлаге.


Взлетевший над пропастью

А может быть, это и не обычай вовсе, а красивая, овеянная романтикой легенда, передаваемая из поколения в поколение, от стариков - детям. И, быть может, именно эту легенду слышал еще ребенком Руслан Гугкаев. Но как это бывает в детстве - услышал и забыл. Мало ли у мальчишки забот: с друзьями поиграть, школьные уроки успеть сделать.
К тому же не думал он тогда о легендах потому, что самым главным в его тогдашней жизни были репетиции и выступления в танцевальном ансамбле «Алан», где Руслан был солистом. Ансамбль пользовался большой популярностью не только в столице Осетии Орджоникидзе (ныне Владикавказ), но и во многих городах страны. Особенно громко и продолжительно зрители аплодировали необычному мальчишке, вихрем носящемуся в зажигательном танце.
На одном из таких выступлений и увидел Руслана Михаил Туганов, гастролировавший в это время в Орджоникидзе. Увидел - и сразу представил его в своем аттракционе скачущим на горячем коне по кругу манежа. А потом пригласил с собой, в цирк.
Родители поначалу не соглашались ни в какую: слыханное ли дело, ребенок никуда до сих пор из дома не отлучался, и вдруг - кочевая жизнь, вдали от родных, от семьи. Но Туганов сумел их убедить: «Вот увидите, через несколько лет настоящим артистом станет, весь мир объедет. Вы еще гордиться им будете»...
Так, в 1969 году пятнадцатилетний Руслан Гугкаев стал артистом цирка. Впрочем, пока только учеником в конном аттракционе Туганова. Но вскоре так наловчился, что вышел на уровень опытных наездников. Взрывной темперамент, врожденный артистизм - все это щедро выплескивалось на манеже, когда он, исполнив непростые трюки джигитовки, в финале представления выскакивал на бис с лихой лезгинкой.
А потом была армия. Но и в Омске, где проходила служба, не оставлял Туганов без внимания своего воспитанника. Директором цирка в этом городе был бывший однополчанин Туганова - Михаил Цукерман, и он по просьбе фронтового друга в каждую новую программу приглашал выступать джигитов. Потому Руслан появлялся на манеже с каждым из этих коллективов.
Шло время. Молодой Гугкаев понимал, что артистический век исполнителя конного жанра короток. К тому же хотелось попробовать себя еще и в другом, сделать что-то сочетающее в себе акробатику, гимнастику, эквилибристику. Но как облечь все это в оригинальную форму, интересную для зрителя?
Он обратился за помощью к режиссеру Петру Никитичу Майстренко. Рассказал о том, каким бы в общих чертах хотел видеть свое выступление. А тут и слышанная в детстве романтическая легенда вспомнилась. От нее и оттолкнулись, взяв за основу уже забытый, почти столетней давности цирковой номер «Чертов мост».
Майстренко подобрал Руслану партнершу - гимнастку из им же созданного «Ренского колеса в воздухе». Зинаида, кстати, была его «крестницей»: еще десятиклассницей Майстренко заметил ее в акробатической студии и пригласил работать в цирк.
И вот на основе древней осетинской легенды Петр Никитич написал сценарий, а потом и разработал конструкцию аппарата, который определил характер будущих трюков, всего выступления.
Аппарат готовили вместе - Гугкаев и Майстренко. Перепробовали множество материалов. Ведь доска должна быть как мостик через горные речки - и пружинить под ногами, и обладать надежностью, не деформироваться от частых выступлений. После долгих поисков наконец нашли то, что надо, - трамплин для прыжков в воду. Сделанный из спрессованных алюминиевых стружек, он и довольно упруг, и очень прочен. Часть этого трамплина превратили в «чертов мост», на котором и должно происходить все основное действие номера...



Операция самой высокой артистке

36-летняя китаянка Яо Дэфэнь, считающаяся самой высокой женщиной в мире, была доставлена в шанхайскую больницу Жуйцзинь, сообщает газета «Жэньминь жибао». У женщины, чей рост составляет 2 м 36 см, обнаружена опухоль гипофиза. Врачам предстоит провести всестороннее медицинское обследование больной, по результатам которого будет принято решение о целесообразности операции.

Яо Дэфэнь родилась в провинции Аньхой (Восточный Китай). В 15 лет ее рост достигал уже 205 см. К настоящему моменту Яо Дэфэнь на 10 см выше своего знаменитого соотечественника - баскетболиста Яо Мина, а ее вес составляет 180 кг.

По настоянию отца, Яо работала в цирке. Недавно у нее была диагностирована опухоль гипофиза - железы внутренней секреции, находящейся у основания головного мозга.

Врачи шанхайской больницы вынуждены были подготовить для новой пациентки особо прочную койку, 
длина которой составляет 2,5 м. Ориентировочная стоимость операции составляет 100 тыс. юаней или 12,5 тыс. долларов США, дополнительных затрат потребует и реабилитационный период. Сотрудники британского телеканала, недавно снимавшие сюжет о Яо, выразили готовность оплатить ее лечение.
 

А так же еще множество не менее интересных рубрик в газете.
Покупайте! Читайте! Подписывайтесь!
Copyright © 1997-2006 ЗАО "Виктор Шварц и К"